Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:44, контрольная работа
Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
определить специфика философского познания.;
рассмотреть: смысл понятий: субъект и объект, истины ;формы истины;
Введение…………………………………………………………………….……………....3
1.Специфика философского познания. Смысл понятий: субъект и объект. Созерцательный (Локк) и активно-деятельные подходы к познанию……………4
2. Истина и заблуждение. Понятие истины. Аспекты истины. Формы истины. Ложь, дезинформация, заблуждение…………………………………………………11
3.Критерии истины. Истина и ценность………………………………………..……19
Список использованной литературы…………………………………………………25
Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины.
Этой концепции придерживаются и материалисты, и идеалисты, и теологи; не отвергают ее и агностики; среди приверженцев классической концепции истины имеются и метафизики, и диалектики. Она очень солидна по своему представительству. Различия внутри нее проходят по вопросу о характере отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.Иногда говорят: классическое определение истины (через «соответствие», «верное» или «адекватное» отражение) тавтологично. На наш взгляд, правы те, кто считает полезными и такие определения-тавтологии, поскольку они играют роль разъяснений значений менее знакомых слов через слова, значения которых интуитивно более ясны.
Современная
трактовка истины, которую разделяет,
по-видимому, большинство философов,
включает в себя следующие моменты.
Во-первых, понятие «действительность»
трактуется прежде всего как объективная
реальность, существующая до и независимо
от нашего сознания, как состоящая не только
из явлений, но и из сущностей, скрывающихся
за ними, в них проявляющихся. Во-вторых,
в «действительность» входит также и субъективная
действительность, познается, отражается
в истине также и духовная реальность.
В-третьих, познание, его результат — истина,
а также сам объект понимаются как неразрывно
связанные с предметно-чувственной деятельностью
человека, с практикой; объект задается
через практику; истина, т. е. достоверное
знание сущности и ее проявлений, воспроизводима
на практике.
В-четвертых, признается, что истина не
только статичное, но также и динамичное
образование; истина есть процесс. Эти
моменты отграничивают диалектическо-реалистическое
понимание истины от агностицизма, идеализма
и упрощенного материализма.
Аспект истины.
Объективная истина имеет 3 аспекта:
бытийственный, аксиологический и праксеологический.
Итак, мы
рассмотрели три аспекта
Формы истины.
Существуют разные формы истины.
Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т.п.
На основе познавательной деятельности человека имеются формы истины: научная, обыденная (повседневная), нравственная и пр.
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.
а) результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
б) окончательное знание определенных аспектов действительности;
в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире и (добавим мы) о сложноорганизованных системах.
Когда
дается строгое философское
Не будет
проблемы соотношения абсолютной и
относительной истин и тогда,
когда имеют дело с ощущениями
или вообще невербальными формами
отражения человеком
относительная же истина — это неполное
знание о том же самом предмете.
Ложь, дезинформация, заблуждение
Ложь. Антиподом истины является ложь. Ложь обычно понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, имеется всюду, где взаимодействуют люди; она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется «встреча» интересов индивидов и социальных групп. Дело не в том, имеется она или нет (простой жизненный опыт свидетельствует о наличии лжи), а в том, каков ее удельный вес в каждом конкретном случае. Очевидна охранительная значимость лжи для индивидов (наиболее показательны случаи с милосердной ложью у постели умирающего человека). Однако ложь нередко связана с получением каких-либо преимуществ за счет и в ущерб другим. Есть люди, для которых ложь — принцип их бытия. На уровне общества, на уровне социально-групповых отношений значительным фактором, инициирующим отход от истинности и формирование лжи, является партийность.
Дезинформация. Понятие «ложь» оказывается близким по смыслу к понятию «дезинформация». Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая оттого быть неправдой.
«Дезинформация — передача (объективно) ложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного; оно не зависит однозначно от интенции информатора» Дезинформационная интенция при этом есть стремление информатора ввести реципиента в состояние заблуждения; оно проявляется в том, что имеющаяся у информатора оценка знания как истинного или ложного противоположна той, которая сообщается реципиенту.
Одной из разновидностей дезинформации является «полуправда», «ложь умолчанием». Тоталитарный политический режим порождает стремление нижестоящих инстанций сообщать «наверх» благополучную информацию, скрывая и замалчивая неудачи, ошибки, срывы, провалы. «Вышестоящие» не пресекают такую практику. «Ложь умолчанием» проникает и в средства массовой информации. Формируется иллюзия в «успешном прогрессе», тогда как на самом деле — кризис, распад, движение вспять.
Заблуждение. Рассмотрим теперь феномен «заблуждение», причем применительно к науке. Существует взгляд, будто наука имеет дело с объективными истинами, и только с истинами. Выдающийся физик Луи де Бройль писал: «Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что науки всегда дают абсолютно достоверные положения; эти люди считают, что научные работники делают свои выводы на основе неоспоримых фактов и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ошибки или возврата назад.
Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познавательное явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся от лжи и дезинформации. В основе заблуждений может находиться дезинформация, но они могут порождаться и другими факторами.
Причины появления заблуждений в науке, естествознании многообразны. Из гносеологических причин можно указать на характер поиска истины: он всегда сопряжен с выдвижением предположений, догадок, гипотез. Субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления, базирующиеся на уже известном. Истолкование же области неизвестного с позиций известного далеко не всегда истинно