Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:44, контрольная работа
Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
определить специфика философского познания.;
рассмотреть: смысл понятий: субъект и объект, истины ;формы истины;
Введение…………………………………………………………………….……………....3
1.Специфика философского познания. Смысл понятий: субъект и объект. Созерцательный (Локк) и активно-деятельные подходы к познанию……………4
2. Истина и заблуждение. Понятие истины. Аспекты истины. Формы истины. Ложь, дезинформация, заблуждение…………………………………………………11
3.Критерии истины. Истина и ценность………………………………………..……19
Список использованной литературы…………………………………………………25
Предположения
и гипотезы, неизбежные в поиске
истины, сами по себе ни истинны и
ни ложны: одни более достоверны, другие
менее достоверны или совсем не достоверны.
Но субъекты, особенно если над ними
довлеют узкогрупповые или
Все ученые
равноправны перед лицом
Заблуждения неравнозначны по отношению к факторам, их вызвавшим, по степени достоверности информации, в них содержащейся, по роли в развитии знания и т.п.
Роль заблуждений в развитии науки неоднозначна. В принципе всякое заблуждение как заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию. И подлинный ученый никогда сознательно не идет на его конструирование. Он может лишь предполагать, что его конструкция или какая-то ее часть окажется неверной. Но чаще всего он убежден в истинности своих построений.
Заблуждения
могут способствовать созданию проблемных
ситуаций, служащих отправным пунктом
для дальнейшего движения науки.
3.Критерии истины. Истина и ценность. .
Вопрос о возможности
В качестве критерия истины выдвигались общезначимость (
Критерий истины (от греч. kriterion – «мерило для оценки чего-либо») – средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерием истины является общественная практика. Научные теории получают свою окончательную проверку в практике: в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества. Если теория успешно применяется на практике, то это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной мысли на практике могут быть различными.
Часто практическая проверка осуществляется опосредованным путем. Так, установление истинности того или иного утверждения проходит путь логического доказательства и в результате опирается на практическую проверку некоторых исходных положений теории, которые в ее рамках специально не доказываются. Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми. Это связано с тем, что сама общественная практика и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.
Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или «зеркальное сличение», а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. Это значит, что критерий практики одновременно определенен и неопределенен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения.
Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:
Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.
Поскольку
у каждого критерия истины имеются
свои недостатки, все критерии можно
рассматривать и как
Истина
и ценность.
.
Со времен античности и до наших дней в
философии ведутся споры между представителями
различных философских школ и направлений
по вопросу о том, является ли ценность
атрибутом некоторой вещи или же она результат
оценивания, продиктованного потребностями
личности и общества. В первом случае ценность
трактуется как нечто объективное, существующее
независимо от человека. Во втором – понятие
ценности сводится к субъективным оценочным
суждениям произвольного характера. Сущность
ценностей выводится не из объектов, а
из потребностей человека. Обе эти крайние
точки зрения отражают некоторые особенности
понятия ценности, но не дают его адекватного
определения.
Если
согласиться с тем, что ценность
лишь свойство реальности, т. е. явлений
природы, общества или культуры, то
неизбежно отождествлеиис истины и
ценности. Однако уже Сократ, первым сформулировавший
основной вопрос аксиологии: «Что есть
благо?», продемонстрировал существенные
различия между ними. Знание является
важным, но не единственным условием достижения
блага. Это объясняется тем, что предметы
и явления природы и общества обладают
свойствами, осознание которых может осуществляться
либо в форме знания о том, что есть, реально
существует, либо в форме представления
о том, какой должна быть эта реальность,
как должен вести себя человек в отношении
к природе и другим людям. В первом случае
знание о предмете характеризуется с точки
зрения его истинности или ложности, во
втором – с точки зрения ценности предмета,
т. е. его значимости для человека.
Ценность, как и истина, является не свойством,
а отношением между мыслью и действительностью.
Основываясь на своем индивидуальном
опыте, человек осознает наличие связи
между значимым для него объектом и своими
потребностями и интересами.
Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самою по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. Кант отмечал, что сознанию даны носители ценностей, вместе с мерой ценности, которая превращает их в желаемое. Поэтому бытие ценности постигается в эмоциональном, а не в интеллектуальном акте. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т. е. установления значимости различных явлений для человека, определяемом его социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллекта и нравственности. Очевидно, что между субъективно желаемым и ценностью могут возникать противоречия. Например, такой значимый для человека культурный феномен, как игра, считается многими бесцельной и бесполезной деятельностью, простительной лишь в детском возрасте. Ф. Шиллер, напротив, подчеркивая значимость игры для человека, писал: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет»[17].
Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Динамику ценностей мы могли увидеть в сопоставлении норм, характерных для различных цивилизаций. Так, для античной Греции высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, а для Египта – культ смерти, подготовке к которой подчинялась вся человеческая жизнь.
Ценности над индивидуальны, они могут осознаваться или не осознаваться, либо осознаваться неадекватно. Но любой вариант осознания ценностей как субъективно желательного выступает в форме опенки. В отличие от истины оценка состоит не в достижении соответствия познания действительному положению вещей, а является осознанием вещей и их свойств как необходимых и важных для человека. Существует глубокое различие между объективным значением (значимостью) предмета и личностным смыслом, который эксплицируется субъектом в процессе оценивания. Поэтому в оценке может доминировать субъективный момент, объясняемый личностным характером осмысления мира. Несмотря на это различие, между истиной и ценностью существует неразрывная связь. Истинное знание может быть предметом оценивания, характеризоваться как ценность. В свою очередь, установить значимость мира явлений для человека можно лишь благодаря знанию о них.
Судить
о значимости вещи – значит иметь
представление о том, что она
обладает необходимыми субъекту качествами.
Ценности отражают реальную связь объекта
с потребностями и интересами,
устремлениями, целями, идеалами субъекта.
Поэтому можно говорить о ценностных
суждениях с точки зрения их истинности
или ложности. Тем не менее независимо
от того, основаны ценностные суждения
на истинном знании или на предрассудке,
на науке или суеверии, на жизненном опыте
или его отсутствии, - они не перестают
быть тем, что устанавливают, конституируют
ценность. Истина постигается путем ограничения
субъективного, познание предполагает
отвлечение от случайного и внешнего по
отношению к исследуемому явлению. В истине
мир раскрывается таким, каков он есть
независимо от человека. Хотя момент субъективности
в истине в принципе неустраним. Оценка
же в качестве ведущего момента включает
в себя субъективное начало, в ней раскрывается
не свойство предмета как такового, а его
значимость для человека.
Заключение
И. Кант
писал: "Без сомнения, всякое наше
познание начинается с опыта... ".
Имеется в виду, что познание начинается
с чувств. С этим трудно не согласиться;
в наши дни абсолютное большинство
философов придерживается именно такой
точки зрения. Человек обладает органами
чувств, зрением, осязанием, слухом, вкусом,
обонянием. Они обеспечивают первоначальный,
чувственный этап познания. Три формы
рационального познания - понятие, суждение,
умозаключение - составляют содержание
рассудка, которым человек
Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер. Допустим, нас интересует психический образ "этого яблока", желтого, круглого, сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает различные цвета, из которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса представлено в данном случае чувством "сладкий". Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей.
Истинность
познания доказывается экспериментальной,
практической проверкой. Но при этом
необходимо помнить, что возможности
самой практики ограничены, а истина
исторична, поэтому любая истина
всегда относительна, и нуждается
в постоянном дополнении.
Список используемой литературы.
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
2.Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.Философия : Учебное пособие ._ М.:ПЕР СЭ,2001.
3.Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М." Университетская книга, Логос, 2008. - 288 с: ил.
4.Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд.2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003
5.Лавриненко. М .Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2000
6.Мамардашвили М.К. Стрела познания. М.: Гнозис, 1996.
7.Спиркин А.Г. Философия. М., 2010