Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:46, реферат
Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Отвергал точку зрения врожденных идей. Он полагал, что все знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными они были бы известны одинаково, как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному.
Философия
политики
Важнейшая
составная часть социально-
Прежде
всего о так называемом индивидуализме.
Основанием для этих оценок стало то,
что в центр не только философско-антропологического,
но и социально-политического исследования
Локк решительно ставит отдельное человеческое
существо, индивида, утверждая его неотъемлемые.
Богом дарованные права. Индивидуализмом
такую концепцию можно было бы безоговорочно
именовать в том случае, если бы одновременно
отрицались, игнорировались или недооценивались
социальные стороны человеческой сущности.
Между тем, Локк пишет: "Бог создал человека
таким существом, что, по господнему решению,
нехорошо было быть ему одиноким, и, положив
необходимость, удобства и склонности
могучими побудительными силами, которым
должен был подчиняться человек, он заставил
его искать общества, равно как и снабдил
его разумом и языком, дабы тот мог поддерживать
и наслаждаться им". Иными словами, о
мысли Локка, человек уже по божественному
замыслу есть существо общественное. Индивидуальность
и социальность в человеческой сущности
в тенденции должны сосуществовать и взаимодействовать.
Однако проходит весьма длительное время,
пока первые естественные общности, каковыми
являются семья и родовые объединения,
уступают место политическому, или гражданскому,
обществу. Один из принципов гражданского
общества Дж. Локк определяет, сочувственно
цитируя популярного тогда теолога и философа
Гукера: "Общественная власть всего
общества выше любого человека, входящего
в это общество; и основное назначение
этой власти в том, чтобы давать законы
всем, кто ей подчиняется, и этим законам
в таких случаях мы должны повиноваться,
если только нет причин, из которых по
необходимости явствовало бы, что закон
разума или Бога утверждает обратное".
С принципом
подчинения индивида общественной власти
готов согласиться и Локк, но при
соблюдении ряда важных условий. "Первым
и основным положительным законом
всех государств является законодательная
власть". Эта власть, согласно Локку,
является высшей в том смысле, что ни один
указ какого-либо постороннего лица не
обладает силой без санкции законодательного
органа. Но, хотя законодательной власти
принадлежит первенство в смысле законов,
ей самой предъявляются строгие требования:
"Эта власть в своих крайних пределах
ограничена общественным благом". Она,
во-первых, не должна быть деспотической
и обязана иметь своей высшей целью "сохранение
человечества. Во-вторых, отправлять правосудие,
основанное на законе, необходимо через
посредство судебной власти^ В-третьих,
верховная власть не может лишить человека
собственности без его согласия.
Гражданская
власть обязана опираться на законы
и право, для чего она должна творить
их, имея в виду незыблемые права, свободы
каждого индивида и общие цели, принципы
политического сообщества. Сохранению
частной собственности, ее законодательному
и судебному обеспечению в философии гражданского
общества придано центральное значение.
Налоги на собственность не могут быть
повышены, согласно Локку, без согласия
народа. "Власть общества или созданного
людьми законодательного органа, — пишет
Локк, — никогда не может простираться
далее, нежели это необходимо для общего
блага...". Вот почему претензии на абсолютную
власть и абсолютистское правление любого
вида и любой формы противоречат сущности,
правам, устремлениям свободного человека.
В гражданском
обществе существует, кроме законодательной
и судебной властей (последнюю Локк
считал скорее ветвью законодательной
власти), еще и власть исполнительная.
Разделение властей необходимо для того,
чтобы осуществлялись контроль за исполнением
законов и практическое управление обществом.
Исполнительная власть обладает правом
созывать, а также распускать законодательный
орган, но это делает ее не верховной властью,
а просто уполномоченным народа, действующим
в его интересах. Законодательный же орган
не должен претендовать на то, чтобы собираться
и заседать сверх разумной необходимости
и вопреки потребностям государства.
Кто является
судьей, решающим, действует ли государь
или законодательный орган в
соответствии с оказанным им доверием
или вопреки ему? "На это я
отвечу, — пишет Локк, — народ
будет судьей, ибо кому же еще
быть судьей и определять, правильно
ли поступает его доверенное лицо или
уполномоченный..?". У народа есть святое
право и верховная власть "устранять
или заменять законодательный орган, когда
народ видит, что законодательная власть
действует вопреки оказанному ей доверию".
Законодательная и исполнительная власти
действуют не непрерывно, а в какие-то
установленные сроки. Право выбора представителей
законодательной власти принадлежит народу.
Таковы
основные принципы социально-политической
философии Локка, поскольку она
касается таких проблем, как права человека
и закон, государство, разделение властей
и верховное право народа. Важно то, что
Локк — наряду с другими авторами "XVII
в. — очертил контуры правового государства,
обосновал принцип разделения властей,
тем самым заложив фундамент либерально-демократического
государственного устройства и управления,
противопоставленного деспотизму, тирании,
абсолютизму. В Локковой модели политики
еще одной важнейшей стороной были — соответственно
их огромной значимости для XVII в., да и
всего нового времени — проблемы религии,
церкви, вероисповедания. Для сторонника
либерализма Локка вопрос этот естественно
приобретает форму вопроса о свободе вероисповедания
— он, стало быть, становится вопросом
о веротерпимости.
О
веротерпимости
"Веротерпимость,
согласно Локку, — главная характеристика
"истинной церкви". Это согласуется,
считает философ, с главными целями "истинной
религии", которые состоят не в достижении
внешнего блеска и помпезности, а в регулировании
человеческой жизни на основе правил благочестия
и сострадания» Нельзя позволять людям
использовать всуе имя христиан, если
они не оправдывают его святостью жизни,
чистотой помыслов и высотой духа, если
христианская религия не укоренена в их
сердцах. Локк считает абсолютно неприемлемыми
такие действия во имя христианства, при
которых веру полагают возможным укреплять
и поддерживать огнем и мечом. Такие методы
— несовместимые с любовью, состраданием,
спасением, прощением и другими ценностями,
которые стоят в центре христианского
вероучения, — наносят христианству, славе
Бога, больший вред, чем некоторые отклонения
от веры, строго караемые церковью.
Локк
приводит эти и многие другие аргументы,
страстно защищая веротерпимость, что
было одной из главных заслуг английского
мыслителя и что стало также
поистине великой идеей его философии,
на которую в дальнейшем опирались многие
его современники и потомки. В общественной
жизни, настаивает Локк, функции государственного
управления и внутренние задачи церкви
и религии должны быть строго различены
и отделены друг от друга. Гражданские,
или государственные, власти посвящают
себя опирающейся на закон защите гражданских
интересов, или интересов граждан (civil
interests), каковыми являются: жизнь, свобода,
здоровье, обладание "внешними вещами"
(к последним относятся деньги, земли,
дома, домашняя утварь и т.д.). Компетенция
властей не простирается на то, что относится
к "вещам внутренним", т.е. к душе.
Бог, согласно Локку, не вверял, не "поручал"
правителям заботы о вере и спасении, которые
принадлежат исключительно к компетенции
религии и её институтов. Методы деятельности
управляющих государственных инстанций
и институтов религии тоже различны. Одно
дело — управлять, организовывать и командовать,
действуя компетентно и грамотно, а другое
дело — убеждать и увещевать, обращаясь
к духу и душе человека. Отсюда Локк делает
вывод, что даже разработка законов, относящихся
к вере, религии, церкви, есть не дело магистратов,
а компетенция церкви. Но сама церковь
должна оставаться исключительно свободным
и добровольным объединением людей во
имя служения Богу и спасения своих душ.
Принадлежность к соответствующим церкви
и вероисповеданию должна определиться
не фактом рождения: каждый человек вправе
свободно и самостоятельно определять,
к какой именно церкви, т.е. к какому именно
свободному добровольному сообществу,
он хотел бы примкнуть. Но и церковь не
должна претендовать на то, чтобы от своего
имени или во имя веры принимать решения
относительно состава гражданских дел
и характера их исполнения, хотя мнения
церкви и верующих по этим вопросам гражданские
власти обязаны принимать в расчет. Не
дело церкви — брать на себя роль гражданских
инстанций и тем более принимать участие
в преследованиях граждан-иноверцев, в
которые иногда в политических и экономических
целях втягивает их государство.
Установив
эти принципы свободы вероисповедания
и разделения сфер компетенции государственных
и церковных властей, Локк, тем
не менее, реалистически осмысливает
часто возникающие здесь
Таковы
основные принципы и идеи философии
Дж. Локка, философии, оказавшей глубокое
воздействие на современную ему
и последующую культуру. Она остается
актуальной и в наши дни. К ней обращаются
и на нее ссылаются философы, социологи,
естествоиспытатели, политики, юристы,
педагоги, теологи. Это значит, что философия
Локка продолжает свою жизнь в царстве
человеческого духа. И сама полемика с
нею становится способом дальнейшего
развития философской мысли, что мы увидим
на примере другого великого философа
и ученого XVII в., Лейбница.
Английские
философы, на которых
повлиял Джон Локк (Шефтсбери,
Мандевиль, Хатчесон)
Влияние
Дж. Локка на английскую культуру было
глубоким и разносторонним. Оно было и
прямым и косвенным. Исследователи убедительно
показали, что блистательная английская
литература послелокковской эпохи, представленная
именами Свифта, Стерна, Попа, Филдинга,
носит на себе отчетливые следы проработки
локковских идей, относятся ли они к трактовке
познания и опыта, человеческой природы
и гражданских свобод, воспитания или
религиозной веротерпимости. И, однако,
говоря о влиянии Локка, нужно принять
в расчет: восприятие концепции этого
мыслителя в философии и литературе его
отечества менее всего было простым следованием
и подражанием великому уму. Мыслители
и писатели Великобритании всегда стремились
и умели быть оригинальными. Кроме того,
сама эпоха требовала, осмысливая бурные
события прошедшего столетия, начать новый
XVIII в. с переосмысления и переориентации
философии морали и человеческих отношений,
чтобы она глубже, чем прежде, вторгалась
в обычные человеческие дела, стояла ближе
к здравому смыслу, к духовной, литературной,
художественной, религиозной практике.
Насколько мыслители, слывшие последователями
Локка, отличались от него по стилю своего
философствования, можно видеть на примере
Шефтсбери.
Энтони
Эшли Купер, граф Шефтсбери (1671-1713) —
замечательный писатель, моралист и
философ Англии. Его оригинальный талант
развивался под прямым влиянием Дж. Локка,
бывшего в доме графов Шефтсбери домашним
врачом, секретарем, советником, другом.
Но в собственном характере литератора
и эстета Шефтсбери была укоренена, скорее,
склонность к древней философии, к ренессансному
мировосприятию, чем к гносеологически
и политически ориентированному мышлению
философов нового времени. Главные работы
Шефтсбери — «Исследование силы» (она
без согласия автора в 1699 г. была опубликована
в Лондоне), «Письмо об энтузиазме» (1708),
эссе «Моралисты» (1709), «Sensus communis, или Опыт
о свободе острого ума и независимого
расположения духа в письме к другу» (1709).
"Шефтсбери,
— пишет один из современных
исследователей, — не был систематическим
философом типа Декарта или Лейбница,
но и не был методическим аналитиком, подобным
Локку. Его любимым способом писания были
рапсодия, диалог... Он искал такого читателя,
который скорее вник бы в его видение вещей,
чем такого, которого следовало бы принуждать
к согласию с помощью полностью развитой
аргументации. Его критика установившейся
религии и её авторитарных претензий была
осторожной, косвенной, даже замаскированной,
так что, на первый взгляд, ее едва можно
было бы различить, что, однако, не мешало
противникам деизма и свободного мышления
полемически воспринимать его критические
статьи". И Шефтсбери, если судить, например,
по Введению к его работе «Моралисты»
(а она построена в виде диалога, полемики),
совершенно сознательно творит свой изощренный
стиль философствования как способ разговора,
оживленной беседы, не подпадающих под
диктат политики и противящихся тому,
чтобы философию, "бедную госпожу",
"замуровывали в колледжах и кельях".
Против притягивания философской беседы
к политике и политиканству дня направлены
особо страстные возражения Шефтсбери.
"...У нас стало хорошим тоном разговоры
о политике в любом обществе и беседы о
государственных делах мешать с разговорами
об удовольствии. Но, правда, если говорить
о философии, то мы не одобряем такой свободы.
И мы не думаем, что политика относится
к области философии или хотя бы родственна
ей". А вот что действительно принадлежит
к сердцевине философии, так это мораль
(и в силу связи с нею — но только в минимальной
степени - и политика).
Почему
мы, современные люди, в таком переизбытке
"производим" исследования и опыты,
но так скупы на живые диалоги? Ответ Шефтсбери:
"мы" (он имел в виду людей своей эпохи,
но стрелы его критики попали не только
в них) настолько догматичны, ленивы, изнежены,
трусливы, что боимся сомнений и критики,
неизбежно порождаемых диалогом. Светлым
идеалом для Шефтсбери остается платоновская
Академия. Свободному уму, убежден Шефтсбери,
в любую эпоху нужна своя Академия. Хорошо,
когда культура питает разные формы "академического"
спора. "Отсюда этот путь диалога, терпеливость
в споре и обсуждении — терпеливость,
о которой едва ли воспоминания остались
в наших разговорах в этот век". О чем
же предпочитает вести спор аристократ,
писатель и философ Шефтсбери? Возьмем
в качестве примера диалог «Моралисты».
Автор полемизирует со своего рода мизантропом,
перечеркивающим все — красоту и величие
природы, дела человеческие, искусство.
Спор идет тонкий, остроумный, многослойный;
диспутанты как бы меняются местами, так
что скептик становится энтузиастом, а
восторженный поклонник красоты "внезапно"
впадает в скептицизм и мизантропию; веселость
уступает место серьезности; любовь к
красоте и добру вдруг сменяется унынием
из-за царящих в мире зла и безобразия.
Любовь, красота, добродетель, уединение,
удовольствие, дружба, самость человека,
религия и вера — все эти и многие другие
сюжеты то "вступают" в диалог, то
покидают его, поворачиваясь к собеседникам
разными своими сторонами, светлыми и
темными, радостными и мучительными.