Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:46, реферат
Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Отвергал точку зрения врожденных идей. Он полагал, что все знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными они были бы известны одинаково, как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному.
Спор
остается незаконченным — и это
момент, принципиальный для Шефтсбери.
Как и в самой жизни, в философствовании
моралистов вновь и вновь встают тревожащие
людей бесконечные вопросы. Они касаются
вещей простых и сложных, сугубо интимных
и общественно значимых. "Что такое
умеренная удача, достаток и другие степени
их, о которых обычно рассуждают? Где останавливаться
мне в моем гневе и насколько я могу терпеть,
чтобы он разгорелся? И насколько далеко
я могу пойти в любви? Какое место предоставить
честолюбию? Какое — всем другим желаниям
и стремлениям? Или всему дать идти своим
чередом?.. Дайте нам меру и правило! —
Ну посмотрите же, разве это не философствование?
И разве каждый из нас не занимается всем
этим — добровольно или против воли, сознательно
или бессознательно, прямолинейно или
опосредованно?".
Весьма
интересно и по-своему актуально
«Письмо об энтузиазме», которое
Шефтсбери адресовал своему другу
и покровителю лорду Сомерсу,
одному из видных политических деятелей
в стане вигов. "Энтузиазм" —
понятие, которому автор письма придает
специфическое значение. Ближе всего по
смыслу к нему стояли бы слова одержимость,
фанатизм, нетерпимость, своего рода идейный
экстремизм. В прошлом, рассуждает Шефтсбери,
подобные явления тоже существовали, но
они уравновешивались рассудительностью,
мягкостью, терпимостью. "Однако новый
вид политики, которая распространяет
свою власть даже на иной мир и больше
думает о будущей жизни и счастье человека,
нежели о настоящей, заставила нас перепрыгнуть
через рамки естественно-человеческого
и научила нас, следуя сверхъестественному
милосердию, мучить и преследовать друг
друга с видом благочестия". В заботе
о "спасении душ" люди, исполненные
всяческого энтузиазма, готовы истребить
и испепелить друг друга. Непосредственно
имея в виду религиозные споры, перерастающие
в настоящие гражданские войны и бойни
разных народов (явление, сегодня еще более
опасное и массовое, чем во времена Шефтсбери),
автор «Письма об энтузиазме» фактически
имеет в виду более обширную совокупность
идейных конфликтов и столкновений, обладающих
громадной разрушительной силой, иными
словами, массу "расстройств духа"
которым не видно конца. Главное лекарство
для их излечения граф Шефтсбери видит
в том, чтобы англичане и другие народы
культивировали в себе чувство юмора —
вкупе со здравым смыслом. "Я убежден,
что единственный способ спасти человеческое
здравомыслие и сохранить разумность
в мире — это дать свободу острому уму.
Однако никогда не будет острый ум там,
где отнята свобода для насмешек...".
В народе необходимо воспитывать не "энтузиазм"
нетерпимости и ненависти, а окрашенное
в тона мягкого и тонкого юмора "доброе
расположение духа"9, которое равно
благоприятно для религии, политики, повседневного
труда и общения, для искусства и литературы.
Для духовных занятий, где грань между
вдохновением как "ощущением божественного
присутствия" и энтузиазмом как "умопомрачением
и беснованием" особенно подвижна, требуется
истинная культура различения того и другого.
Отмежевание
от "энтузиазма" тем более важно
для Шефтсбери, что на уровне философской
метафизики он склоняется к своего рода
мировоззренческому оптимизму, который
сродни лейбницевскому, но, пожалуй, имеет
более умеренную и мягкую форму. Особый
акцент в обосновании существования лучшего
из миров английский писатель и философ
придает эстетическому началу: речь идет
о красоте гармонического целого. Все
прекрасное в природе и в искусстве Шефтсбери
возводит к "изначально прекрасному",
"источнику всякой красоты". Эта концепция
напоминает платоновское учение о прекрасном.
Шефтсбери полагает, что человек в принципе
наделен чувством, "пред-понятием"
красоты, глубокими интуитивными возможностями,
подражая изначальной красоте, развить
в себе масштабы, стандарты, правила, которые
касаются прежде всего прекрасного, но
не только его, а и других общих идей, например
блага и добра, во многих отношениях тождественных
с прекрасным.
Другим
ярким и влиятельным в свое
время философствующим
Знаменитая
«Басня о пчелах» Бернарда Мандевиля имела
и такое название: «Возроптавший улей,
или Мошенники, ставшие честными». Первый
раз она появилась в Лондоне летом 1705 г.,
когда проходила очередная предвыборная
кампания, и распространялась в списках,
"пиратским" образом. "Если бы Мандевиль...
ограничился только публикацией «Возроптавшего
улья», то, возможно, в восприятии современников,
да и в нашем, он остался бы просто остроумным
памфлетистом. Но эта аллегория, эта ироническая
поэма, эта маленькая ядовитая брошюрка
была только началом работы, которая захватила
Мандевиля на всю жизнь. Он вновь и вновь
переиздавал её, сопровождая текст стихотворения
комментариями, философскими трактатами,
ответами критикам. Он возвел содержащиеся
в басне мысли на уровень универсальной
социальной и философской проблематики.
И, обрастая все новыми и новыми дополнениями,
его брошюра превратилась в двухтомную
книгу, которой суждено было сыграть значительную
роль в развитии английской философии
и литературы XVIII в."
Первое
расширенное издание было опубликовано
в 1714 г., а затем, уже через год, поэма вышла
в свет с предисловием и добавлением сочинения
под названием «Исследование о происхождении
моральной добродетели». В 1723 г. «Басня»
появилась во втором издании. И снова к
ней были прибавлены сочинения Мандевиля
— одно было посвящено проблеме благотворительности
и (сформированных в Англии под влиянием
проекта Локка) благотворительных школ
для бедных и неимущих, а второе называлось
«Исследование о природе общества». С
тех пор и до смерти автора «Басня» и связанные
с нею сочинения приносили автору не только
славу и новых читателей, но все более
жесткую критику, перераставшую в судебные
и религиозные преследования. Чем же произведения
Мандевиля вызывали эту реакцию — восхищение
одних и ненависть других читателей?
Причина
состояла отчасти в весьма едкой
сатире на общество, которая воспринималась
как критика именно тогдашних
порядков, царивших в Англии и других
европейских странах, а отчасти
в парадоксальной, опровергавшей
сложившиеся философские и моралистические
каноны концепции автора. Сам жанр сатирической
басни не был ко времени Мандевиля чем-то
оригинальным. Необычной оказалась главная
идея, которую английский философ и поэт
весьма прозрачно зашифровал в басенную
форму. В «Предисловии» Мандевиль возражает
тем, кто неправильно истолковал замысел
автора басни, "утверждая, что вся она
представляет сатиру на добродетель и
нравственность и написана с целью поощрения
порока". Но поэма без всякого сомнения
была едкой сатирой на господствовавшую
в Англии и других странах моралистическую
и философскую литературу, которая строилась
на фундаменте некоторой идеализированной
концепции добродетели, начисто отделенной
от человеческих пороков, на фундаменте
добра, категорически противопоставленного
злу. Мандевиль высмеивал тех авторов,
которые питали надежду на полное перевоспитание
человеческого рода, этого хлопотливого
"улья", и переустройство общества,
способного покончить с противоречиями
социального развития. Утопиям прошлого
и современности он противопоставил своего
рода "антиутопию". Его сатирическая
басня была построена как "доказательство
от противного", для чего Мандевиль
использовал остроумные сюжетные ходы.
Сначала
"улей", прямо и без околичностей
уподобленный человеческому обществу,
был изображен в его обычном, т.е. более
или менее "мошенническом", однако
же и вполне рабочем, функциональном состоянии:
Итак, цвел улей плодовитый,
До крышки пчелами набитый;
И в нем, как в обществе людей,
Кипели тысячи страстей.
Иные утоляли страсти,
Достигнув почестей и власти;
Другие в копях, в мастерских
Всю жизнь работали на них,
Полмира, почитай, кормили.
А сами, как илоты, жили.
Тот, кто имел свой капитал,
Себя ничем не утруждал
И только прибыли считал;
Другие знали лишь работу,
Работу до седьмого поту,
И спину гнули день-деньской,
Питаясь хлебом и водой.
Но было и немало сброда
Среди пчелиного народа,
Тех пчел, кто ради темных дел,
Общеполезный труд презрел;
Плуты, хапуги, сутенеры,
Гадалки, шарлатаны, воры —
Все шли на хитрость и обман,
Дабы набить себе карман.
И остальные, впрочем, тоже
Вели себя, увы, похоже:
Весьма солидные мужи
Отнюдь не избегали лжи,
И были в улье том едва ли
Занятья, где б не плутовали.
Мандевиль
действительно описал разные занятия,
представителей которых пронзил
жалом своей сатиры: плуты из судебного
сословья, шарлатаны-врачи, ханжеское
духовенство, продажные военные и чиновники,
придворные, грабившие страну, — всем
им нашлось место в «Басне» Мандевиля.
Но вот парадокс:
Пороком улей был снедаем,
Но в целом он являлся раем.
Он жизнестойкостью своей
Страшил врагов, дивил друзей...
Далее
следует неожиданный сюжетный поворот:
в улье началось броженье, и все,
как бы очнувшись, возроптали против
плутовства, казнокрадства и прочих
пороков, правда, имея в виду не себя,
а других хапуг и плутов. И они
воззвали к богам с уверением,
будто отныне хотят и будут жить честно.
Зевс, вняв этим мольбам, моментально устранил
обман, хитрости и плутовство из жизни
улья. Мандевиль нарисовал картину стерильно-благодетельного,
но мигом лишившегося всех своих жизненных
сил человеческого общества. «Басня»,
как и полагается, заканчивается "моралью":
Да будет всем глупцам
Что жить не может улей честно.
Богатство, славу умножать, —
Притом пороков избежать —
Нельзя; такое положенье
Возможно лишь в воображеньи.
Согласно
Мандевилю, можно и нужно заботиться
о нравственности общества. Не менее,
если не более важно строить правовое
государство. Но необходимо понять: "пороки
и неудобства", которые люди привыкли
столь громко порицать, "с начала
мира и по сей день неотделимы от
королевств и государств, когда-либо прославившихся
своей силой, богатством и цивилизованностью".
Согласно логике «Басни о пчелах», общества,
вознамерившиеся разом покончить с нечестностью
и другими порочными склонностями людей,
скорее всего не достигнут этого, но зато,
утратив богатства и разнообразие занятий,
"питаться будут желудями".
Немало
соотечественников и