Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:46, реферат
Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Отвергал точку зрения врожденных идей. Он полагал, что все знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными они были бы известны одинаково, как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному.
Хатчесон
поддерживает Шефтсбери в его
платонизирующей попытке
В обосновании
и выведении морального чувства
Хатчесон, с одной стороны, опирается
на произведения Локка, с другой стороны,
дополняет и исправляет его концепцию.
Хатчесон согласен с Локком в том, что
источником всех содержаний сознания
являются ощущения и рефлексия. Но он полагает,
что как раз здесь следует добавить моральное
чувство в качестве третьего полноправного
источника содержаний сознания. Хатчесон
пытается доказать, что моральное чувство
— столь сложное и мощное духовное образование,
что оно самостоятельно и по отношению
к интеллекту, и по отношению к чувственным
объектам и ощущениям. Если, например,
чувственные ощущения находятся в прямой
зависимости от близости или удаленности
объекта, то этого нельзя сказать о моральном
чувстве: нравственное отношение к предмету
или человеку не зависит от подобных обстоятельств.
Несмотря на попытку сначала обособить
моральное чувство от ощущений и интеллекта,
Хатчесон затем исследует, как разум в
его значении рассудка, рассуждения способен
корректировать, усиливать, совершенствовать
нравственное чувство.
Включаясь в спор Мандевиля с Шефтсбери о вечной значимости или исторической относительности этических и эстетических идей-ценностей, Хатчесон развивает следующую аргументацию. Нельзя отрицать, пишет он, что представления о красоте и добре меняются от эпохи к эпохе, от народа к народу. Однако, если внимательно и глубоко вникнуть в эту проблему, то можно заметить: изменениям подвергаются оттенки смысла, формулировки, но не принципы, которые составляют ядро общечеловеческой морали. "Хатчесона объединяет с Шефтсбери его моральный оптимизм, согласно которому нравственно правильное естественным образом и в достаточной мере доступно человеческому пониманию. Хотя моральное суждение может в силу внешних влияний подвергнуться искажению, Хатчесон убежден, что всегда возможна корректировка этого суждения. Оптимистической является и убежденность Хатчесона в том, что между эгоистическими и альтруистическими тенденциями человеческой природы нет непреодолимого противоречия. Сказанное относится и к его мнению относительно того, что нет абсолютно непреодолимого конфликта мотивов. Его оптимизм проявляется, наконец, и в вере в возможность объединения добродетельного поступка и стремления к счастью и соответственно в совпадение целей этики и религии".