Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:38, контрольная работа
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.
Понятие, характеризующие духовный мир человека: дух, душа, сознание, ментальность, психика, идеальное. Сознательное и бессознательное. Общественно – историческая сущность сознания. Сознание и язык.
Проблема возникновения сознания (души) в различных философских учениях.
Сознание и кибернетика. Проблема искусственного интеллекта.
Список используемой литературы
Министерство образования и науки
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский
государственный экономический
университет
Контрольная работа
По предмету «Философии»
На тему:
«Проблема сознания в философии»
Исполнитель: Пумпур А.А. УК-
Екатеринбург
2010
Содержание:
Список используемой литературы
Введение
Человек владеет прекрасным даром - разумом
с его пытливым полетом как в отдаленное
прошлое, так и в грядущее, миром мечты
и фантазии, творческим решением практических
и теоретических проблем, наконец, воплощением
самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой
древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания. Наука,
философия, литература, искусство, техника
— словом, все достижения человечества
объединили свои усилия, чтобы раскрыть
сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие
споры вокруг сущности сознания и возможностей
его познания. Богословы рассматривают
сознание как крохотную искру величественного
пламени божественного разума. Идеалисты
отстаивают мысль о первичности сознания
по отношению к материи. Вырывая сознание
из объективных связей реального мира
и рассматривая его как самостоятельную
и созидающую сущность бытия, объективные
идеалисты трактуют сознание как нечто
изначальное: оно не только необъяснимо
ничем, что существует вне его, но само
из себя призвано объяснить все совершающееся
в природе, истории и поведении каждого
отдельного человека.
Человек может чувствовать себя жителем определенного города, области, страны . Он может ощущать себя жителем Земли. Ему одному подвластно выйти за пределы Земли, ощутить космос своим домом. Только человек чувствует в себе потенциальные способности выйти за пределы Солнечной системы, стать жителем Вселенной. Только человек ощущает духовные связи со всем известным и неизвестным ему миром.
Под духом мы понимаем нематериальную составляющую мира. Дух - это не сами элементы природы, а способ их взаимосвязи, закон их функционирования, это активное начало природы, определяющее ее способность к движению, к бесконечному многообразию своих проявлений, к самоорганизации, гармонии, порядку.
Будучи нематериальной составляющей природы, дух не может быть зафиксирован приборами, и именно поэтому его часто не желает признавать наука. Многие годы в отечественной философии понятие "дух" отождествлялось с "мыслящим разумом", а попытки объективировать его, распространить за пределы человеческого разума считались недопустимой ересью. Между тем обоснование духа как живого начала, присущего всей природе, должно способствовать утверждению в массовом сознании благоговейного, трепетного отношения ко всему сущему. А любовь к природе есть важнейшее условие восстановления гармонических взаимоотношений между человеком и природой.
Поскольку человек является составляющей природы, притом такой ее составляющей, в которой по необходимости сходятся все ее силовые линии, постольку он потенциально наделен способностью возвыситься до ощущения бесконечности духа. И возвышение это осуществляется с помощью души. Подобно тому как дух есть реально существующая нематериальная составляющая бытия, душа есть нематериальная составляющая тела человека, но такая составляющая, которая определяет и предопределяет характер человека, его поведение.
Неразрывность духа и души подтверждается как христианским вероучением - своеобразным языком и специфическими образами, так и историей науки, где дух и душа либо вместе признавались, либо вместе отрицались. Их неразрывность означает, во-первых, что душа не может быть понята иначе как конкретизация, проявление мирового духа, и, во-вторых, сама универсальность духа находит подтверждение в существовании душ у всех предметов: как одушевленных, так и неодушевленных.
Существование души у человека является темой соответствующей главы, поэтому здесь мы не будем на этом подробно останавливаться, тем более что вряд ли это существование сейчас может встретить серьезное возражение. Сложнее вопрос наличия души у растений и животных. Еще более сложным представляется вопрос возможности вступления в психологический контакт с металлами и камнями.
Подобно тому как дух является особой, нематериальной реальностью, души так же не имеют ни веса, ни размера, они не воспринимаются ни органами чувств, ни приборами.
Сознание – одна из форм проявлении нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания . В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание». Например, чувства – это состояние души. Их цель отождествлять с сознанием. Как синоним понятия «душа» мы можем употреблять понятие «психика».
Как же можно определить сознание? Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозги, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Сознание есть уяснение субъектом природы определенных явлений и процессов. Оно выступает как результат познания, и способом его существования является знание. Если субъект выделил объекты, выявил различия между ними, различает общее и' единичное, причину и следствие, то он обладает сознанием. Сознание человека развито тем более, чем больших высот достиг человек в развитии чувственного, рационального и эйдетического познания. Разумеется, сознание человека может существовать и в чувственной, и в рациональной, и в эйдетической форме. Совсем не обязательно сознание есть непременно мышление, оно может осуществляться и в чувственной форме, например при мгновенном осознании чувства боли. Есть все основания считать, что уже животное обладает неразвитыми формами сознания. Так, домашние животные усваивают простейшие формы поведения в сообществе людей, что невозможно без уяснения ими сущности некоторых ситуаций и отношений. Другое дело, что высшими формами сознания животные не обладают. Попугай поэтому и является попугаем, что он не способен усвоить те многообразные связи, которые выражаются в языке.
Сознание присуще субъекту, и в этом смысле оно субъективно. Сознание не присуще зданиям, дворцам, скульптурам, фотографиям. Как и любая форма психики, сознание не есть материальный объект, а выступает символическим бытием мозговых структур. Сознание нематериально, но оно объективно. Быть объективным для сознания означает существовать — наряду с другими сознаниями и материальными объектами. Независимо от прихотей Петра Павел обладает сознанием, которым он волен распоряжаться по своему усмотрению. Объективность (реальность) сознания позволяет изучать его.
Сознание человека может быть обращено на него самого. В таком случае человек обладает самосознанием, он является не просто человеком, а личностью, более или менее разносторонней. Самосознание есть знание самого себя, которое, как очевидно, является основой успешного самовоспитания и достижения намечаемых субъектом целей. Древний призыв "Познай себя'" по-прежнему звучит актуально, благородно и мудро.
Материальность (природность) окружающего мира не требует доказательств: любой здравомыслящий человек с детских падений и ушибов прекрасно осведомлен, что окружающий его мир реален, материален и чувственно воспринимаем. Труднее обстоит дело с доказательством реальности идеального: как можно доказать существование того, что не имеет ни веса, ни размера, что не воспринимается ни чувствами, ни приборами?
Здесь нам должно помочь рассуждение немецкого философа XVIII в. И. Канта о двух родах реальности: понятие о предмете и сам предмет. Сто талеров в кармане и понятие о ста талерах в голове тождественны между собой. Именно их тождественность позволяет нам узнавать реальные деньги, сопоставляя их с тем идеальным образом, который содержится в нашей голове. Но несмотря на их тождественность, реальные сто талеров есть прибавка к имуществу, в то время как понятие о ста талерах к имуществу ничего не прибавляет: на них нельзя ничего купить.
Итак, общим местом в философии является признание существования двух реальностей: реальности материальной и реальности идеальной. Общим местом также является понимание сознания, или мыслящего разума, как духа, ибо соотнесенность его с идеальной, духовной субстанцией несомненна. Ведь именно потому, что мышление наше по своей природе идеально, т. е. оно не имеет ни веса, ни размера, информация, вмещаемая нашим мозгом, может быть бесконечно большой. Но ведь мы полагаем дух неотъемлемым свойством всего мироздания в целом, а не только нашего сознания.
Проблема сознания и бессознательного, их взаимоотношения ставилась уже в учении Платона о познании-воспоминании, хотя и не имела четкого определения. Декарт, утверждавший тождество сознательного и психического, полагал, что за пределами сознания может иметь место лишь физиологическая деятельность мозга, а не психическая. Впервые зафиксировал проблему сознания и бессознательного Лейбниц, трактовавший бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом душевных представлений. Попытку объяснения бессознательного предпринял и Гартли, немецкий философ, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Для Канта природа бессознательного связана с интуицией. Для Шопенгауэра, Гартмана бессознательное выступало универсальным принципом, основой бытия и причиной мирового процесса. Исследования французской психиатрической школы позволили вскрыть отличную от сознательной деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом.
Следующий шаг в изучении бессознательного был сделан 3. Фрейдом, австрийским врачом-невропатологом, психиатром и психологом. Решающую роль в психике человека Фрейд отводил бессознательному (особенно в случаях психических заболеваний). Разработанный им метод обнаружения и лечения комплексов ("комплекс вины", "Эдипа", "Электры" и пр.), вытесненных в бессознательное и ставших причиной неврозов, был назван психоаналитическим. Фрейд создает также учение об инстинктах, акцентируя внимание на дихотомии двух могущественных сил - инстинкта любви (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), ставших краеугольным камнем представлений о психике и психических процессах индивида.
По-своему подошел к разработке проблемы бессознательного швейцарский психолог и психиатр К. Г. Юнг. В отличие от Фрейда, Юнг выявляет бессознательное в коллективной жизни людей, которое закрепляется в психике человека исторически, передаваясь по наследству из поколения в поколение. Он настаивал на преимуществе бессознательного над сознанием, таинственного над известным, мистического над научным. Психика, по Юнгу, - это взаимодействие сознания и бессознательного при обмене энергией между ними. Элементы коллективного бессознательного (архетипы) выступают как творческий, разумный принцип, связывающий индивида со всем человечеством, природой, космосом. Информацию об архетипах дают религия и всемирная мифология. Проявляются же они в художественном творчестве, фольклоре, сновидениях. И если сновидения - индивидуальные мифы, то мифы – коллективные сновидения. Все общественные идеи, мнения, убеждения, представления (моральные, философские, научные) являются архетипами, творчески переведенными сознанием человека из внутреннего мира во внешний: природный и социальный мир. Бесспорно, что сознание и бессознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами психической деятельности человека, оказывающими свое воздействие на его поведение и деятельность. Однако как их растворение, так и отрыв друг от друга - ошибочны. Они составляют основу внутреннего духовного мира человека.
Сознание и язык.
Язык так же
древен, как и сознание: «Один
только человек из всех живых существ
одарен речью». У животных нет сознания
в человеческом смысле слова. Нет у них
и языка, равного человеческому. То немногое,
о чем животные хотят сообщить друг другу,
не требует речи. Сущность языка выявляется
в его двуединой функции: служить средством
общения и орудием мышления.
Речь — это деятельность, сам процесс
общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями,
целеполаганиями и т.п., который осуществляется
с помощью языка, т.е. определенной системы
средств общения. Язык — это система содержательных,
значимых форм: всякое слово светится
лучами смыслов. Посредством языка мысли,
эмоции отдельных людей превращаются
из их личного достояния в общественное,
в духовное богатство всего общества.
Благодаря языку человек воспринимает
мир не только своими органами чувств
и думает не только своим мозгом, а органами
чувств и мозгом всех людей, опыт которых
он воспринял с помощью языка. Храня в
себе духовные ценности общества, будучи
материальной формой конденсации и хранения
идеальных моментов человеческого сознания,
язык выполняет роль механизма социальной
наследственности.