Проблема одиночества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в осуществлении системного социально-философского анализа одиночества в трансформирующихся социальных условиях современного общества.
В работе ставятся следующие задачи:
– определить проблемную область одиночества в современном обществе;
– концептуализировать социально-философский категориальный аппарат теории одиночества;
– уточнить типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе.

Файлы: 1 файл

дипломная работа оконч.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

Первая – личность направлена на самое себя и свои проблемы. Вторая – первостепенной важностью для личности является социум и его проблемы.

Необходимо отметить, что для формирования второй установки личности большое значение имеет родительское воспитание, направленное на формирование таких черт характера как доброта, заботливость, самоотверженность.

«В больших семьях легче добиться выполнения таких задач. Родители всячески поощряют, чтобы старшие дети ухаживали за младшими, без помощи старших детей им просто не справиться» [23].

Говоря о первом варианте надо отметить, что при направленности личности только на решение личных проблем и игнорирование проблем других людей проблем ведет к возникновению больших проблем в окружающем мире.

Разумеется, два основных вида имеют множество различных вариантов. Возможен переход из одного вида установки в другой, иногда это происходит в кризисной ситуации.

Примером изменения социальных установок может послужить вариант, при котором человек небольшого достатка, при наблюдении бедности окружающих надеется оказать им помощь. Зарабатывает большие деньги или попадает во власть, Но, добившись личного благосостояния, забывает о благих намерениях и начинает жить исключительно для себя…

И наоборот, обеспеченные люди, с течением времени начинают понимать, что смысл жизни не в деньгах и начинают заниматься благотворительностью. Тогда начинают появляться династии благотворителей, которые из рода в род занимаются этим. Примером могут послужить купцы и промышленники Морозовы, Третьяковы, Демидовы...

Вот эти два типа личностных установок, взаимоотношения между ними в самом человеке, наличие приоритета одной из них, имеют большое значение в процессе возникновения проблемы одиночества в нашем обществе.

Необходимо также отметить, что средства массовой информации являются мощным фактором, влияющим на идеологию, существующую в обществе, которая в свою очередь оказывает решающее влияние на семейные отношения.

К сожалению, в настоящее время все средства массовой информации направлены на формирование стереотипов поведения, жизни и др. которые и приводят к дальнейшему распространению различных социальных проблем. Везде реклама порнографии, алкоголизма, проституции – это с одной стороны, а с другой - пропаганда высокого материального уровня жизни, в сравнении с которой жизнь обычного человека выглядит эмоционально пустой и материально бедной и это опять же провоцирует ряд других социальных проблем.

Вся эта реклама ведет, безусловно, как к увеличению количества социальных проблем, так и к разрушению семей.

А как мы уже увидели, оба этих фактора являются провоцирующими для усугубления проблемы одиночества.

Телевидение не только пропагандирует определенные образцы поведения ведущее к разрушению семьи, но и оказывает непосредственное воздействие на формирование проблемы одиночества. «Телевидение в большей степени разобщает людей. Они разучиваются общаться. Члены семьи могут вечерами после работы и учебы собираться у экрана на несколько часов не уделив внимания проблемам и интересов друг друга» [24]

Как уже было отмечено, важнейшим фактором, влияющим на возникновение и развитие проблем вообще и проблемы одиночества в частности, является социальная установка личности. В зависимости от ее направленности у человека происходит либо стремление к разрешению социальных проблем как своих, так и чужих, либо провоцирование возникновения и увеличения собственных.

Таким образом, проблему одиночества можно рассматривать с двух, как минимум, точек зрения.

Первое - существует так называемое «реальное», то есть «физическое» одиночество под которым понимается или одинокое проживание человека в частном доме, если речь идет о сельской местности или даже не только одиночестве в частном доме, а о жизни нескольких человек в заброшенной деревне; или одинокое существование человека в городской квартире, чаще всего это пожилой или инвалид, оставшийся жить в одиночестве вследствие смерти близкого человека.

Также существует проблема «физического» одиночества и отсутствия семей у людей среднего возраста. И это тоже проблема, требующая отдельного обсуждения.

При разрешении проблемы так называемого «реального» одиночества решающим значением будет наличие у личности определенной социальной установки, которая и будет определять дальнейший жизненный путь конкретного человека.

Одни имея установку, направленную на высокий уровень потребностей разного рода, в том числе личностного общения будут ждать кого-либо кто придет и будет «развлекать», устраивать досуг для «меня любимого», а одинокие, обладающие более высоким уровнем нравственности, пойдут искать место, где они могут приложить свои силы для помощи другим людям.

Конкретным примером в наше время может послужить актриса Наталья Белохвостикова, которая вместе с мужем усыновили ребенка. И таких примеров много и не только среди известных и обеспеченных людей. Ведь многие одинокие люди пенсионного, предпенсионного возраста помогают молодым соседям, у которых есть дети, а со временем эти подросшие дети сами начинают заботиться о постаревших соседях…

Безусловно, что в категории «физических» одиноких найдутся люди, которые может, и будут хотеть помочь другим, но по чисто физическим причинам сделать этого не смогут, но это уже другой разговор.

Семья, работа, интернат, общежитие, любой другой коллектив и проблема одиночества? На первый взгляд странная постановка вопроса. «Одиночество» и «коллектив» – казалось бы не сочетаемые понятия. Ведь «физического, реального» одиночества нет – а проблема есть. Кажется – парадокс?

При рассмотрении так называемого «одиночества в коллективе» или если сказать по другому «психологического одиночества» необходимо отметить, что люди стремящиеся занять себя, найти приложения своим силам, помочь каким- либо образом окружающим всегда находят себе поле для деятельности и соответственно этой проблемы для них не существует.

Для кого же существует проблема «психологического одиночества»? Наиболее яркой встают проблема одиночества для людей с высоким уровнем личностных потребностей и уверенностью, что кто–то другой или другие должны им это предоставить. И эта проблема стоит перед такими людьми совершенно реально, они не понимают, что причиной их проблем являются их же желания, поскольку завышенный уровень притязаний воспринимается ими как нормальное положение дел, И то, что окружающий мир не стремится выполнять все их потребности и соответствовать их пожеланиям, могут даже привести таких людей к нервным срывам.

«Состояние одиночества – есть психологические переживания потери внутренней целостности и внутренней гармонии с миром, тождественности с другими людьми, когда нарушается гармония между желаемым и достигнутым качеством социального общения, именно отсюда истоки социально-психологического одиночества, которое может привести даже к психологическим расстройствам» [25].

А поскольку в настоящее время количество людей с эгоистически направленным мировоззрением будет увеличиваться, то проблема одиночества будет только возрастать.

Поскольку в наше время во всем мире происходит активный процесс разрушения института семьи, а с другой стороны происходит формирование идеологии потребления можно сделать вывод, что исходя из вышеозначенных характеристик современного общества, будет происходить дальнейшее формирование жизненных стереотипов членов общества которое будет приводить к усилении проблемы одиночества как в «физиологическом» так и «психологических» видах. Причем следует отметить, что большая часть населения будет знать и понимать о существование у них проблемы одиночества, но сформированные с детства жизненные привычки и мировоззрение, привычка к комфортному образцу жизни, скорее всего не даст людям ее успешно решать.

Необходимо сказать, что проблема так называемого «психологического одиночества» в семье оказывает влияние не только на формирование подрастающего поколения, но сама проблема сохранения браков в современном мире на настоящий момент во многом зависит от наличия «психологического одиночества» у супругов.

В работе А.В. Султановой (2008) рассматриваются социально-психологические основы супружеской совместимости и благополучия в брачных отношениях.

Был проведено эмпирического исследование супружеского благополучия и социально-психологических особенностей супругов.

В результате исследований предложена комплексная модель факторов благополучия в браке, в которой представлена совокупность значимых для благополучного супружества компонентов. К этим компонентам относятся три группы факторов - биологические, социальные и психологические.

К особенностям представленной модели является включение в нее показателей социально-психологической адаптации и принципа толерантности, которые представляются базовыми условиями и важнейшими предпосылками благополучного брака.

Таким образом, эмоциональный комфорт и психологическое самочувствие, которые возникают при отсутствие «психологического одиночества» у супругов так же определяют благополучие в браке и являются внешним признаком и критерием внутреннего благополучия супругов [26].

В работе Черкасовой В.Ю. так же изучена проблема супружеских ориентаций. В ее работе объектом исследования были супружеские ориентации различных категорий населения, а предметом исследования – основные изменения, происходящие в данных системах в процессе приобретения личностями индивидуального опыта семейно-брачных отношений.

В результате исследования выявлены особенности развития ориентаций, оказывается, что главными характеристиками супружеских ориентаций являются осознание ценности отношений между мужчиной и женщиной, построенные на любви, постоянной заботе друг о друге. Установка на целостное удовлетворение био-психо-социальных потребностей супруга так же является важной чертой данных ориентаций.

Выявлены существенные различия в супружеских ориентациях – у мужчин главное установка на взаимопонимание, у женщин – любовь и заботу о партнере. Тем не менее, общей и важнейшей чертой в обеих этих ориентациях является отсутствие эгоистической установки личности, забота и взаимопонимание, наличие которых является важнейшей характеристикой отсутствия проблемы «психологического одиночества» [27].

О негативных установках личности препятствующих нормальному функционированию семьи говориться и в работе Н.В. Ахметзяновой (2004).

О кризисе семьи как сферы духовного объединения людей говориться в работе А.В.Артамоновой (2008).

В работе И.И. Белобородова (2008) высказано точка зрения о необходимости ориентации СМИ на формирование у населения не эгоистических, а альтруистических стереотипов поведения и мышления.

Таким образом, в данной статье были рассмотрен ряд работ занимающихся как проблемой одиночества вообще, так и семейными взаимоотношениями в частности. Можно сказать, что проблема «психологического одиночества» и проблема нормального функционирования семьи весьма взаимосвязаны, поскольку, при наличии у членов семьи так называемой «социально–ориентированной» установки личности практически автоматически пропадают вышеуказанные проблемы. Как нам кажется, данный аспект изучения семейных взаимоотношений важен и интересен для каждого и имеет дальнейшие перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОДИНОЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

 

 

2.1 Социально-философские концепции урбанизма об одиночестве

 

О роли одиночества в становлении личности было сказано немало. Так, например, М. Бубер, считал, что лишь люди, которые смогли справиться с муками одиночества, способны начать искать ответ на вопрос о смысле человеческого существования, т.е. преодоление одиночества есть некая ступенька на пути развития личности. А представитель трансцендентального подхода в философии Г. Торо разводя понятия одиночество и уединение, считал последнее необходимым компонентом в становлении человека.

Однако в рамках психологии эта тема получила наибольшее раскрытие в рамках психодинамической, экзистенциальной и гуманистической школ. Поэтому рассмотрим более подробно мнение трех известных психологов о роли одиночества в становлении личности. Один из них – Э. Фромм – представитель психоаналитической школы, другой – И. Ялом – экзистенциальной, и третий – А. Маслоу – гуманистической. Это позволит нам до конца осознать различия между этими тремя крупнейшими школами в психологии, которые оказали наибольшее влияние на разработку понятия чувства одиночества.

Э. Фромм наиболее отчетливо и полно разрабатывал тему роли чувства одиночества в психоанализе. Он утверждал, что самую сущность человеческого бытия составляет потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению. Он делил одиночество на физическое, непосредственное отсутствие какого-либо социального контакта, и моральное, как отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями. Индивид может жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности. Моральное одиночество столь же непереносимо, сколь и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное. «Духовная связанность с миром может принимать самые различные формы: отшельник в своей келье, верящий в бога, или политзаключенный в одиночке, чувствующий единство с товарищами по борьбе, – они не одиноки морально». Связанность с миром может носить как возвышенный, так и тривиальный характер, но, даже если она основана на самых низменных началах, все равно она гораздо предпочтительнее одиночества. Религия и родина, обычаи и предрассудки: все это спасает человека, если связывает его с другими людьми, от самого страшного – изоляции. Человек просто не может жить без какого-то сотрудничества с другими. С эволюционной точки зрения кооперация необходима для выживания, человек формирует свое самосознание как отличие от других людей. Однако и сформировав его, человек нуждается в общении. Отделив от мира свое «Я», индивидуализировавшись, он вскоре начинает чувствовать себя пылинкой наедине с вопросами о жизни и смерти, что вновь подталкивает его к вступлению в общность. 

Информация о работе Проблема одиночества