Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:09, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в осуществлении системного социально-философского анализа одиночества в трансформирующихся социальных условиях современного общества.
В работе ставятся следующие задачи:
– определить проблемную область одиночества в современном обществе;
– концептуализировать социально-философский категориальный аппарат теории одиночества;
– уточнить типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе.
Это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессиональных и т.д. В связи с этим наиболее ярко проявляется противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей индивидуальности и ее становления.[14] В этот период молодые люди проходят стадию становления своего «Я», при этом часто возникает ощущение, что все вокруг лишь масса, внутри которой, если она захватит тебя, можно раствориться, потерять себя. Возникает страх обезличивания и в то же время пренебрежение к массе, нежелание иметь с ней дело. Все это способствует возникновению и развитию одиночества, усугублению его течения. [15]
В этот период с одной стороны хочется поделиться своими открытиями с близкими, но с другой возникает ощущение, что эти откровения многие просто не поймут или поймут не так. Начинается поиск близких людей, который часто заканчивается разочарованием и нарастанием чувства одиночества. Причина такого результата еще и в том, что молодые люди не приемлют советов со стороны и лишь выбранный путь кажется им верным. А также в частой неприемлемости существующих форм общения, поиске новых, которые часто заканчиваются неудачами, теми или иными искажениями. [15]
Это также время создания интимных доверительных отношений как в дружбе, так и в семье. Однако нередко бывает, что рядом с зарождающимся желанием таких отношений молодой человек проходит стадию идентификации с крайне резким разграничением между "своими" и "чужими". При этом "интимные, соперничающие и враждебные отношения человек испытывает к тем же самым людям". Это в свою очередь вызывает одиночество даже среди тех, кого юноша любит или по крайне мере испытывает чувство искренней привязанности. [16]
Критичность проявляется не только в отношении себя, но и окружающих. С этим связано частое скептическое или ироническое отношение к преподавателям, режиму учебного заведения, попыткам родителей помочь разобраться в себе, высказываниям СМИ и окружающих и т.д. К тому же, сохраняется с пубертатного периода максимализм и отрицательное отношение к мнению старших, добавляется подчас излишняя прямолинейность. Молодые люди не приемлют лицемерия, ханжества и грубости. В них проявляется часто стремление воздействовать окриком, что также не способствует развитию отношений. [14]
До 20 лет, а то и старше, способность человека к сознательной регуляции своего поведения развита еще не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков. Это, естественно, усугубляет переживание одиночества и может даже привести к трагическому финалу. [14]
Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется сравнением своего идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие может вызвать внутреннюю неуверенность в себе и сопровождаться иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости, т.е. также может стать причиной одиночества. [14] Неудовлетворенность существующими общественными нормами, ценностями, формами взаимодействия и самореализации может развить тягу к уходу от реальности через аддиктивное поведение. При этом нарушаются межличностные отношения и как следствие развивается чувство одиночества, часто не достигающее сферы осознанного.[17] Для молодых людей свойственен поиск себя и своего места в мире. При этом они подчас идеализируют свое решение, а к другим относятся крайне скептично. Однако, как все продукты творчества, этот также требует того, чтобы о нем узнали другие, ведь это залог выживания и развития человечества, главная особенность, позволившая нам перейти от биологической к социальной детерминации развития. Но к кому обратится молодой человек. Очевидно не к старшим, к которым он относится еще более критично, чем к сверстникам. Но общение в своей возрастной группе оказывается еще более затрудненным, так как качествами максимализма, прямолинейности и скептицизма обладают обе стороны, вступающие в контакт, что приводит к повышению вероятности развития одиночества. Известно, что все больше людей начинает обращать внимание на других как источник образцов поведения. Причем более этому подвержена молодежь, у них еще не сформированы свои жизненная позиция и ценностные ориентации. Общество подчас стимулирует эту тенденцию, так как при стремительном увеличении народонаселения свойство конформности его членов позволяет стабилизировать ситуацию, не допустить распада. Однако, ориентируясь на других, начиная искать оценку и одобрение у них, молодые люди рискуют преувеличить ценность и необходимость общения, излишне болезненно реагировать даже на малейшие признаки негативного отношения к себе или недостаток социальных контактов. А, учитывая сложности налаживания этих контактов в среде молодежи и недостаток опыта переживания одиночества, это увеличивает болезненность чувства, вероятность негативных его проявлений: депрессии, суицида, агрессии, девиантного поведение и других форм социальных деформаций. Человек – существо общественное, стремление к общению есть свойство его психики. Причем полноценное общение должно включать в себя не только обмен информацией, но и взаимодействие и взаимовосприятие. Однако, в современном мире явственно преобладает коммуникативная сторона над интерактивной и перцептивной. Особенно ярко эта тенденция выражена при онлайн-общении, поиске информации в сети. Это приводит к росту неудовлетворенности общением, появлению мыслей об отчужденности и непонимании, и, следовательно, росту вероятности возникновения чувства одиночества. Быстрая смена социальных форм жизни, увеличивающаяся раздробленность общества, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных границ приводит к нивелированию ценности постоянных социальных контактов. Они легко возникают и легко разрываются, но эффективность их при таком подходе значительно снижается. Человек вновь начинает испытывать неудовлетворенность общением, что также увеличивает вероятность возникновения чувства одиночества. Современная жизнь стремительно движется вперед. И у многих людей возникает ощущение, что если они остановятся, то жизнь безвозвратно пролетит мимо, что они не успеют что-то сделать. Жизнь таких людей, в том числе и молодых, расписана по минутам. Однако за всей этой беготней у человека не остается времени побыть наедине с собой, задуматься о своих истинных желаниях и потребностях. Это снижает возможность переживания одиночества без негативных последствий, а также подчас наблюдается полное неумение извлекать положительный опыт и потенциал для развития. Для современной молодежи также характерно стремление к самоактуализации, самореализации, понимаемой ими двухэтапный процесс. Сначала полное избавление от всего заложенного родителями и обществом как наносного, не своего с последующим наполнением собственными смыслами. Причем этот процесс должен совершаться как можно быстрее, современные молодые люди не умеют ждать. И если очистить свой внутренний мир еще удается достаточно быстро, то наполнять его надо долго, это требует значительных усилий. Поэтому процесс часто останавливается на первом этапе, иногда на очень длительный срок. Такие люди, по сути своей оказываются одиноки, ведь они оставили в своем мире только свое «Я», рядом с которым ничего и никого нет: ни близких и родных, ни друзей и любимых, ни взглядов и интересов, ни ценностных ориентаций. Тенденции современного общества оказывают влияние и на переживание экзистенциальной оторванности от мира, неслиянности с другим. Вспомним, что переживать это чувство позитивно, возможно, согласно многим экзистенциальным психологам, лишь найдя любовь, разделяя свою боль с другим и даря ему радость жизни. Однако, при нивелировании ценности продолжительных социальных контактов, упор на саморазвитие, преобладание коммуникативной стороны общения, меркантилизм интересов затрудняет поиск любимого. Также дело обстоит и с дружбой и друзьями, заменяя их партнерами по бизнесу, знакомыми и приятелями.
Современные реалии значимы и для психоаналитических причин развития одиночества. Несмотря на огромное количество литературы по гармоничному развитию ребенка, в области детско-родительских отношений далеко не так гладко, как можно было бы предположить. Растет количество неполных семей, семей, построенных на меркантильных интересах, семей, где родители основное время посвящают карьере, считая, что материальная обеспеченность детей вполне может заменить им общение с родителями. Все это способствует развитию чувства одиночества в детстве или предпосылок к нему, проявляющихся в более позднем возрасте. Велика вероятность последующего проявления этого чувства именно в юности, когда жизнь молодого человека переполнена событиями, вопросами, стрессовыми ситуациями.
Таким образом, очевидна взаимосвязь психологических особенностей развития, причин проявления одиночества и социальных реалий современного общества. А для более полного и объективного анализа причин возникновения одиночества необходимо сопоставление этих явлений, ведь одиночество как чувство, возможно, лишь в обществе, это социально-психологический феномен.
Одним из первых авторов, заговоривших о социальных причинах развития одиночества, был испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. В своей работе «Восстание масс» он обратил внимание на людей некомформных, ищущих свой путь, «белых ворон». Он говорил о них как о взявших ответственность за выбираемый путь в свои руки, не желающих просто плыть по течению. И в этом усмотрел причину их одиночества в обществе. [14]
Эту идею подхватил и развил в дальнейшем А. Маслоу. Рассуждая в своей книге «Новые рубежи человеческой природы» о творчестве он отмечал проблему места творческого человека в обществе, метафорично называя его «одиноким волком». [15] И действительно, сложно спорить с утверждением, что толчком к любому творчеству является неприспособленность к окружающей среде, из которой возникают потребности, стремления, желания. «Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, … не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить» - писал Л.С. Выготский. Поэтому люди творческие отличаются сложностями в адаптации и слывут чудаками. Они не принимают некритично чужое мнение, а пропускают его через свои внутренние фильтры, соотносят со своей картиной мира, то есть они неконформны. Следовательно, им трудно прижиться в какой-либо группе и это становится причиной их одиночества. [16] Мы не зря так подробно рассмотрели именно этот социальный аспект формирования одиночества. Юность – это период становления личности, время ответа на бытийные, моральные, профессиональные и многие другие вопросы. Это время, когда каждый становится творцом, создавая себя самого. А учитывая максимализм, прямолинейность, скептицизм и критичность этого возраста, развитие одиночества в столкновении общества и уникальности своего «Я» не редкая картина. «В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, даже если для этого им требуется назначать вполне приличных людей на роли своих противников. И они всегда готовы к официальному признанию прочных идолов и идеалов в качестве стражей финальной идентичности» - отмечает Э.Эриксон. [17]
Как мы уже указывали, одиночество есть важное условие становления личности и самосознания, а некоторые авторы считают его необходимым. Однако, в современном обществе практически отсутствует позитивное отношение к одиночеству. Негативные социальные последствия переживания одиночества, такие как депрессия, суицид, агрессия, девиантное поведение и другие формы социальных деформаций, имеют своей причиной не собственно одиночество, а неспособность его переносить и использовать. Понятно, что в юношеском возрасте люди впервые столкнувшись с этим явлением, как никто другой не имеют этого опыта. Поэтому тяжелые последствия этого переживания чаще всего наблюдаются в этот период.
Вспомним введенный американским социологом Д. Рисменом термин «извне-ориентированная личность». Эта личность в своем поведении детерминирована чисто внешними факторами, что приводит к слабости внутреннего «Я», и как следствие снижению волевого начала и самостоятельности в принятии решений, к ослаблению и последующему разрыву связей человека со своим внутренним миром. Это приводит к необъяснимой обеспокоенности с одной стороны и чрезмерным ожиданиям позитивной реакции окружающих на эту личность с другой. В результате у человека возникает чувство затерянности, невостребованности, заброшенности в мире, который постоянно отдаляется от него, издали маня за собой. При этом личность чувствует свою проблему, мечтает об обретении теплых отношений с другими, о настоящей любви, к которой, по сути, уже потеряла способность. [17]
Так, даже яркая особенность современного общества – активное социальное взаимодействие оказывается не способно удовлетворить потребность человека в близком общении, необходимом для преодоления негативных переживаний одиночества. Это также наиболее ярко проявляется у современной молодежи, ведь типичные стереотипы теплого взаимообогащающего общения еще не успели сформироваться. Из трех сторон общения коммуникативной, перцептивной и интерактивной преобладать начинает первое. «Современный молодой человек наиболее остро переживает одиночество в ситуациях интенсивного и порой даже принудительного общения: в городской толпе (ведь, чем больше город, тем больше одиночество), в час пик в метро, в кругу своей собственной семьи, в среде друзей». [18]
Кроме того, такие значимые индивидуальные потребности, как чтение, размышление, созерцание становятся все более редки и в массовом сознании начинают считаться странностью. Общество всегда и посредством множества способов стремится контролировать не только социальное поведение человека, но и его внутреннюю жизнь. Осуществляется это и с помощью ограничения возможности мыслить в одиночестве. Принятые способы поведения, готовые нравственные оценки, а, по сути, – отсутствие всяких нравственных ограничений, социальные стереотипы, транслируемые обществом, приводят к формированию огромной массы людей одинаковых, конформных и легко управляемых в своей «одинаковости». Именно поэтому пребывание наедине с собой не имеет смысла, а одиночество пугает. Социальные процессы, призванные оптимизировать и облегчить жизнь человека, в конечном итоге, приводят к нивелированию ценности отдельной личности. Индивидуальности стираются, снижается возможность «обмена» как обогащения при общении с другими людьми. Соответственно уменьшается и ценность самого общения, качество заменяется количеством. Это приводит к социальной изоляции, аномии, отчуждению.
Первым достаточно подробно этот механизм рассмотрел К. Роджерс. Согласно его точке зрения, общество вынуждает действовать индивида в соответствии с социально оправданными, но ограничивающими свободу действия образцами, что ведет к противоречию между внутренним «Я» и формирующимся внешним «Я». Теперь, если индивиду удается соприкоснуться со своим внутренним «Я», но мир продолжает восприниматься как враждебный, а других как неспособных его понять, то испытывает одиночество. Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных ролей и продолжает испытывать опустошенность. [16]
Не маловажным является и проблема, впервые поднятая, но не решенная в экзистенциализме, а именно, современные люди не видят смысла в пребывании наедине с собой, боятся той скуки, пустоты, которая окружает их в одиночестве. Стремление избежать одиночества толкает человека к установлению социальных контактов, которые, по сути, являются лишь «коммуникационным коллекционированием». Подобное «общение» только обостряет переживание одиночества в эмоциональной или социальной форме.
На рост одиночества в современном мире оказывают влияние такие факторы, как увеличивающаяся раздробленность общества, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных границ, высокий уровень ожидания, связанный с социальной позицией. Одиночество становится ответом на отсутствие сплоченности в социальных взаимодействиях, на недостаток чувства общности, ослабление социальных отношений, падение их качества, осознание невозможности занять в обществе более-менее устойчивое положение, что способствует снижению социальной активности. А также быстрая смена социальных структур, форматов жизни в обществе.
Особо актуальным в наше время становится также сопоставление феноменов одиночества и коммуникации в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости. Сфера высоких технологий и искусственного интеллекта отгородила людей друг от друга, общение в виртуальной среде нередко полностью заменяет реальное межличностное общение: зачастую люди предпочитают общаться в виртуальной компьютерной среде, нежели с глазу на глаз. Это порождает проблему виртуальной коммуникации как заменителя реального общения. Легкий способ общения с помощью Интернета, доступность огромного количества информации приводят к тому, что молодой человек постепенно растворяется в современном информационном поле.
Еще одной явной тенденцией в наше время в среде молодежи является попытки достижения независимости, свободы выражения, саморазвития и самоактуализации. Однако, этот процесс сложен и требует значительных усилий. В связи с этим, процесс извращается таким образом, что конечной целью становится так называемая «свобода от», как можно полное и абсолютное вытеснение из своего мира чего бы то ни было. Такие люди, по сути своей оказываются одиноки, ведь они оставили в своем мире только свое «Я», рядом с которым ничего и никого нет: ни близких и родных, ни друзей и любимых, ни взглядов и интересов, ни ценностных ориентаций. Яркими примерами этого явления становятся представители «золотой молодежи», да и просто дети вполне обеспеченных семей.