Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:09, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в осуществлении системного социально-философского анализа одиночества в трансформирующихся социальных условиях современного общества.
В работе ставятся следующие задачи:
– определить проблемную область одиночества в современном обществе;
– концептуализировать социально-философский категориальный аппарат теории одиночества;
– уточнить типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе.
В целом, проблема одиночества принадлежит к разряду вечных философских проблем и, по сути, тесно связана с вопросом о том, в чём заключается сущность и предназначение человека. Можно сказать, что одиночество лежит в самом основании человеческой сущности, поэтому, так или иначе, каждое философское направление вынуждено обозначать свою позицию по вопросу об одиночестве. Во все времена то или иное понимание сущности человека влияло на развитие всех составных частей гуманитарного знания. Психологические, социологические, экономические, лингвистические и другие теории всегда имеют, в своём основании определенный теоретический; подход к истолкованию сущности человека, и в то же время, развитие конкретных научных областей знания способствует дальнейшему развитию и умножению, философских представлений о сущности человека, а, соответственно; обо всём; что связано с его жизнедеятельностью и мироощущением, а, значит, и с его одиночеством. Тем не, менее, нам представляется важным; отметить, что большей частью существующие концепции одиночества являются всё- таки дескриптивными; включающими в себя элементы теоретизма;, а потому, они не создают целостной концепции одиночества, тем более, что этот феномен; многогранен - он является' и социальным, и антропологическим, экономическим, литературным и психологическим.
Анализ понимания одиночества в исторической ретроспективе показывает, что данное явление, не нашло четкого: и однозначного определения в эволюции философского знания. Работы исследователей одиночества используют также различные методологические платформы для его описания, поэтому наметить приоритетные методологические принципы анализа одиночества - наша первоочередная актуальная задача.
В настоящее время существует масса различных подходов к изучению одиночества — в психологии; психиатрии, социологии, социальной психологии, социальной философии; философской антропологии и т.д. Тем не менее; ни один из них не даёт чёткого ответа на вопрос о сущности и происхождении одиночества.
Переживание одиночества выражается во внутренней дисгармонии личности, субъективном ощущении оторванности от этого мира, чувстве собственной ненужности или, наоборот, в отрицании значимости мира по сравнению с собой, которые переживаются индивидуально, в неодинаковых жизненных условиях и исторических промежутках и реалиях, а потому, не подлежат препарированию. Человек замыкается на своих чувствах, мыслях и переживаниях, воспринимает окружающий мир исключительно через призму субъективного опыта, в котором содержится осознание дефицита полноценного общения с другими людьми. Поэтому, можно сделать вывод, что есть социально-философский подход к феномену одиночества, он то и позволяет его объяснить, и есть интроспективный подход к этому феномену (переживание его изнутри), который ничего объяснить не может. Но понять, что такое одиночество, и писать про него, можно только пережив его, испытав на себе, и вглядевшись в него интроспективно. Таким образом, социально- философский анализ, тоже неизбежно предполагает личностный опыт одиночества и экзистенциальный анализ этого опыта. Иначе все размышления об одиночестве снова становятся теоретизацией об одиночестве, как о «фантоме», к которому не подобраться ни с той, ни с другой стороны.
Из этого следует, что главной методологической трудностью философского исследования феномена одиночества является его психологическая составляющая, не поддающаяся рационализации. Ведь, в сущности, одиночество - это уникальная история уникального человека от его рождения и до смерти. Каждый человек обладает уникальным внутренним миром, опытом, который не поддаётся обобщающей структуризации.
Тем не менее, мы считаем, что именно социально-философский анализ позволяет создать базовую теоретическую концепцию для остальных гуманитарных дисциплин, поскольку, на наш взгляд, одиночество возникает на стыке двух изначальных условий бытия человека - внешнего мира общественных связей, взаимоотношений с другими людьми и внутреннего, душевного устроения его личности, психики. Поскольку состояние одиночества у человека всегда, так или иначе, объективируется во взаимоотношениях с окружающими, с миром социума, мы считаем возможным утверждать, что ближе всего подобраться к истинному пониманию одиночества позволяет системный социально-философский анализ. Феномен одиночества можно рассмотреть с помощью таких ключевых понятий социальной философии, как: общество, общественные отношения, личность, общественное сознание, индивидуальное сознание, социальный стереотип, межличностные отношения, социальная норма, тендер - данный анализ позволяет также определить и собственно место понятия одиночества в системе социально- философских координат.
Начиная с рождения, воспитания в семье, индивид в процессе | социализации независимо от его воли включается в определённым образом построенную систему общественных отношений, воспринимает от различных социальных институтов — семьи, дошкольного и школьного, вузовского образования и т.п. нормы, правила поведения, стереотипы, ролевые и ценностные установки. Будучи усвоены извне, они позволяют человеку не выбиваться из социальной среды, ощущать себя в безопасности и поддерживать общение с окружающими людьми на удовлетворительном уровне, т.е. не ощущать себя одиноким в плане социальной дистанции и изоляции.
Использование категориального аппарата социальной философии дополняет принцип историзма — феномен одиночества рассматривается в историко-философской перспективе, что помогает проследить эволюцию взглядов на одиночество в разные периоды человеческой истории.
Также эффективны в применении к феномену одиночества сравнительный и функциональный анализ — сравнение одиночества с другими близкими по смыслу философскими понятиями, такими как: индивидуация, уединённость, изоляция, социальная дистанция. Это позволяет выявить существенные различия между одиночеством и указанными явлениями, схожими с ним по своим характеристикам, с целью уточнения определения смыслового поля понятия одиночества.
Так, индивидуация, в отличие от одиночества — это чистая форма ego, делающая человеческое Я самим собой, условие возможности субъективного опыта и принцип единства «Я».
Отличие уединения (уединённости) от одиночества заключается в том, что уединение есть временная удалённость человека от других людей с целью саморефлексии и творчества. Уединение, в отличие от одиночества, не предполагает нарушений в общении с окружающими и негативных переживаний у субъекта.
г
Ещё одним явлением, похожим, но всё-таки отличным от одиночества, является аскеза (отшельничество, пустынничество) — уход от мира, не участие в общественной жизни, выключенность из неё. Аскеза предполагает общение с Богом, а потому аскет/отшельник не одинок.
Наиболее близкими по смыслу к одиночеству можно считать понятия изоляция и экзистенция, однако, они также отличны от одиночества. Изоляция (социальная) предполагает физическую, эмоциональную или социальную отдалённость и отстранённость от других людей, определённых социальных групп и т.д. вследствие несоответствующего представлениям общества поведения или взглядов индивида. Внешняя изоляция со стороны общества может приводить к самоизоляции субъекта. Таким образом, понятия одиночества и изоляции тесно пересекаются, потому что одиночество (не экзистентные его формы) как правило, подразумевает наличие социальной изоляции.
Экзистенгщя — «бытие того сущего», которое разомкнуто на себя, т.е. существование, которое способно как-то относиться к самому себе и в этом отношении понимать себя. Понятие экзистенции тесно связано с одиночеством, поскольку лежит в основании человеческой саморефлексии. В представленной диссертационной работе мы придерживаемся точки зрения, что экзистенциальное одиночество есть неотчуждаемое, свойственное всякому человеку свойство, так как в экзистенции проявляется предельная онтологическая связь человека с реальностью, с пограничными условиями его существования, в которых каждый человек всегда остаётся наедине с самим собой и бытием.
Наконец, социальная дистанция тесно связана с понятием изоляции и представляет собой отграничение людей в общественной системе соответственно выполняемым ими социальным ролям посредством установления норм и правил, нарушая которые, индивид подвергается изоляции, а зачастую маргинализации со стороны общественной системы.
Проведённое соотношение позволяет сделать вывод, что одиночество обладает рядом определённых характеристик:
1.2 ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Проблема одиночества, анализу которой посвящена эта работа, конкретизируется в контексте антропологической проблематики, характерной для философских течений XX в.: феноменологии, экзистенциализма, персонализма, герменевтики, структурализма и т.д.
Каков философский смысл заявленной в статье проблемы и с чем связана её актуальность сегодня? Актуализация проблемы одиночества есть следствие специфики состояния современной социальной реальности, определяющими факторами которой становятся процессы информатизации, изменение картины мира, отчуждение, трансформация идентичности человека под влиянием новых средств информации и коммуникации, дефицит межчеловеческих связей, их стабильности и хаотизация социального пространства. Эти явления приводят к необратимым изменениям внутреннего мира человека, для которого одиночество становится не только неизменным спутником, но и приобретает особые специфические черты, появление которых обусловлено новой реальностью. С одной стороны, человек включен в динамичный мир коммуникативных связей и отношений. Он практически никогда не остается один, он всегда с Другими. Но, с другой стороны, включенность в общность и наличие связей не предполагают сопричастности, взаимного родства, стабильности и долговременности личностных отношений. Это противоречие порождает для человека ситуацию тотального одиночества, которая по-разному проявлена на эмпирическом и трансцендентальном уровне. Оказываясь ежеминутно захваченным бурным информационным потоком, человек встает перед необходимостью постоянно изменяться и выбирать, чтобы не отстать от быстро меняющейся действительности. Эта динамичность приводит к потере себя как цельного, устоявшегося.
Заброшенный в чуждый ему мир, испытывающий глубокое чувство бездомности, человек вновь ставит для себя вопрос о причинах одиночества и возможных способах его преодоления. Таким образом, одиночество превратилось в социальную проблему, требующую своего разрешения. В сложившихся социальных условиях человек переживает и осознает одиночество как результат несоизмеримости внутреннего Я и внешней проявленности Я для Другого.
Современная философия ставит в центр своего внимания индивидуальное человеческое существование, акцентируя внимание на включенности индивида в социальную реальность, которая, в результате процессов отчуждения, превращается во враждебную для него. В понимании индивидуальности определяющими становятся самодостаточность и замкнутость внутреннего мира человека, переживание уникальности бытия.
Ставя вопрос о способе существования одинокого субъекта, философия придаёт одиночеству онтологический статус. В работе феномен одиночества будет истолкован сквозь призму поиска человеком идентичности и возникающего в этом процессе отчуждения. Основной тезис данной статьи состоит в следующем: динамичное изменение общественной жизни повлекло за собой трансформацию идентичности человека. В процессе самоопределения формируется различение Я как уникального и неповторимого, отличного от Другого. Взаимоотношения с миром Других порождают ситуации взаимного конфликта и отчуждения, которые, в свою очередь, являются причиной одиночества. Одиночество, исследуемое в философском плане, проявлено как особый способ бытия человека и является имманентным состоянием его сознания, экзистенциалом, конституирующим границы личностного существования как дистанцирования от себя и осознания собственной автономности. Цель данной работы – философски обосновать специфические особенности ситуации одиночества человека в современном мире.
В истории философии феномен одиночества стал предметом философской рефлексии в конце XIX–XX вв. Но, начиная уже с античной философии, можно констатировать интерес философской мысли к данной теме. Среди философов предшествующих эпох одиночество становилось предметом анализа в текстах трех главных школ эллинизма (стоицизма, эпикуреизма и скептицизма), в философских исканиях Плотина, Августина Блаженного, Л.Б. Альберти, Пико дела Мирандола, Ф. Петрарки, М. Монтеня, Б. Паскаля, С. Кьеркегора и др. Осмысление проблемы одиночества и отношение к этому феномену определялись, прежде всего, особенностями каждой отдельной эпохи. Усиление интереса к этой проблеме в истории философии связано с эпохами переломными, кризисными.
Отсутствие устойчивого интереса к проблеме одиночества в эпоху Нового времени объясняется особенностями философствования этого периода: преобладающим рационализмом, близостью философии к математике и естествознанию. Философов, от Декарта до Гегеля, объединяла одна общая черта в понимании человека. В основе их представлений лежало убеждение в том, что человек есть существо рациональное, способное самостоятельно управлять своей жизнью. Декарт, положивший начало этой традиции и указавший на cogito как на сущностную человеческую субстанцию, рассматривал человека в чисто гносеологическом фокусе. Человек оказался идентифицирован в качестве познающего субъекта. Начиная с XVII в. в философии стала преобладать гносеологическая проблематика, которая вытесняла онтологическую и антропологическую. Гносеологизаторской философской позиции позиция антропологическая не была релевантной, ибо последняя не проявляла интереса к уникальности человеческого существования, которой не мог «уловить» чистый разум.