Проблема одиночества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в осуществлении системного социально-философского анализа одиночества в трансформирующихся социальных условиях современного общества.
В работе ставятся следующие задачи:
– определить проблемную область одиночества в современном обществе;
– концептуализировать социально-философский категориальный аппарат теории одиночества;
– уточнить типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе.

Файлы: 1 файл

дипломная работа оконч.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении можно сделать следующие выводы:

Историко-философский обзор концепций феномена одиночества показывает, что до определённого периода - возникновения и расцвета философ™ романтизма одиночество не' рассматривалось как самостоятельная философская категория, как явление, которое следует подвергнуть подробному анализу, — считалось, что это вряд ли приведёт к ' каким-либо результатам, способствующим более глубокому пониманию проблемы. Скорее одиночество в форме других, подменяющих его понятий, лишь сопутствовало размышлениям философов Античности, Средневековья, Ренессанса и Просвещения о более значимых экзистенциальных категориях - счастье, любви, дружбе, вере, свободе, мудрости и пр.

Главной методологической трудностью философского исследования феномена одиночества является его психологическая составляющая, не поддающаяся рационализации. В сущности, одиночество - это уникальная история уникального человека от его рождения и до смерти, поскольку | каждый человек обладает уникальным внутренним миром, опытом, который не поддаётся обобщающей структуризации.

Социально-философский анализ позволяет создать базовую теоретическую концепцию для остальных гуманитарных дисциплин, поскольку, на наш взгляд, одиночество возникает на стыке двух изначальных условий бытия человека — внешнего мира общественных связей, взаимоотношений с другими людьми и внутреннего, душевного устроения его личности, психики. Поскольку состояние одиночества у человека всегда, так или иначе, объективируется во взаимоотношениях с окружающими, с миром социума, мы считаем возможным утверждать, что ближе всего подобраться к истинному пониманию одиночества позволяет системный социально-философский анализ. Феномен одиночества можно рассмотреть с помощью таких ключевых понятий, социальной философии, как: общество, общественные отношения; личность, общественное сознание, индивидуальное сознание, социальный стереотип, межличностные отношения, социальная норма, тендер — данный анализ позволяет также определить и собственно место понятия одиночества в системе социально-философских координат.

Проведённое соотношение позволяет сделать, вывод, что одиночество обладает рядом определённых характеристик:

  • одиночество не является условием цельности «Я» субъекта;
  • не является оно и критерием возможности субъективного опыта субъекта;
  • одиночество предполагает негативные психические переживания у человека по причине нереализованных потребностей в общении, комфорте, в любви, и т.д.;
  • одиночество; всегда предполагает наличие ситуации социальной изоляции человека либо его самоизоляции от социума в целом или отдельных социальных групп/участников;
  • экзистенциальное одиночество лежит в основании всякого иного вида одиночества;
  • социальная: дистанция может быть фактором возникновения одиночества у человека, если существует конфронтация между предписанной нормой поведения и реальными действиями и стремлениями человека.

Причины одиночества современного человека социальная философия во многом усматривает в изменившихся материальных условиях жизни, в ускоренном развитии постиндустриального общества, а также, в силу неспособности индивида приспособиться к новым обстоятельствам жизни или объективного отсутствия условий для адаптации к ним. '

Преодоление одиночества возможно только как сознательная работа над восстановлением диалога, живого контакта с людьми, что на практике может осуществляться, к примеру, в обращении человека к различным психологическим тренингам и программам. В качестве альтернативного выхода следует рассматривать менее распространённый вариант — когда духовно богатая личность не тяготится своим одиночеством (которое даже и не рассматривается ею в качестве одиночества а, скорее, уединения), наоборот, находит в нём источник личностного роста, выражение своей внутренней свободы.

Современная философия поставила очень важный вопрос – о будущем общества, развитие которого обгоняет темпы адаптации самих людей к меняющимся условиям жизни, обостряет насущную необходимость в удовлетворении определённых бытийных потребностей человека и, по сути, о существовании общества в целом. Ситуация в общественной сфере большинства развитых стран мира, сложившаяся в течение XX века, побуждает социальных философов обратить особенное внимание на взаимосвязь деформации современного социального института семьи и увеличения количества одиноких людей. Чем больше одиноких людей в обществе, тем больше расшатываются позиции института семьи и брака, и тем менее жизнеспособным является само общество, поскольку нарушается процесс воспроизводства человеческих ресурсов. Фактически, только в рамках социальной философии возможно создание общетеоретической концепции семьи как социального института, объяснение сущности семьи, а также определение статуса понятия одиночества в системе философских категорий.

На возникновение ощущения одиночества у людей влияют темпы урбанизации. В результате распространения высокотехнологичных коммуникаций и глобальных потоков, а также благодаря постоянной связи с общегосударственными и международными институтами связи города - мегаполиса становятся настолько разветвленными, что теоретически город следует представлять как локальную точку кратковременных и хаотичных, а не осмысленных и сближающих связей.

В условиях постиндустриальной гонки человек вместо самореализации в процессе труда деградирует, занятый рутиной, вместо того, чтобы получать радость от творчества; вместо ощущения общности и единения с другими людьми он оказывается обреченным на социальную изоляцию и одиночество.

Глобализация охватывает сегодня большую часть мира, причём охватывает и пронизывает все сферы жизни, преобразуя нравы, обычаи, нормы морали, массовую культуру. Она всё больше определяет характер образования, формы досуга и создаёт новые формы семейной жизни. Решение проблемы одиночества может быть основано на возвращении к семейным ценностям, укрепляющим и углубляющим межличностные связи (семья как «последний бастион человечности»); на реабилитации дружеских связей, построенных не на поверхностном, «статусовом» общении, а на личностной эмпатии, единомыслии и взаимоподдержке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1  Паскаль Б. Суждения и афоризмы. М.: Политиздат, 1990. 384 с.

2  Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Минск: Экономпресс, 1999. 180 с.

3  Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. М.: Флинта, 1999.312 с.

4  Энгельс Ф. Происхождение частной собственности, семьи и государства. М.: Политиздат, 1986. 639 с.

5  Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. 690 с.

6  Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.Я. Дух и реальность. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003.

7  Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum // Ж. Делёз, М. Фуко: Пер. с фр. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

480 с.

8  Батай Ж. Из «Внутреннего опыта» // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994. С. 226.

9  Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ.; Под ред. Ю.В. Асочакова. СПб., 2008. 240 с.

10 Бауман З. Индивидуализированное общество: Пер. с англ. М.: Логос, 2002. 280 с.

11 Фромм Э. Отделение от себя // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. С. 97–104.

12 Турен А. Возвращение действующего человека. Очерк социологии / Пер. с фр. Е.А. Самарской. М.: Научный мир, 1998. 267 с.

13 Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / Пер. с фр. В.В. Кузнецова. СПб.: Владимир Даль, 2001. 332 с.

14 Столяренко Л.Д. Основы психологии : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2005.

15 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов. М. : Школьная пресса, 2000.

16 Эриксон Э. Детство и общество : пер. с англ. СПб. : Ленато, ACT, 1996.

17 Психология человека от рождения до смерти : под ред. А.А. Реана. СПб. : Прайм-Еврознак, 2002.

18 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М. : АСТ, 2008.

19 Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. : Смысл, 1999.

20 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : психол. очерк. М. : Просвещение, 1991.

21 Эриксон Э. Детство и общество : пер. с англ. СПб. : Ленато, ACT, 1996.

22 Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества. М. : Логос, 2008.

23 Рашидова Т. Р. Феномен «толпы одиноких» в современной молодежной среде. // Alma mater, 2008. № 2. – С. 19-21.

24 Артамонова А.В.Социальные технологии Социально-философский анализ семейных отношений Автореф. диссер. к.ф.наук. Чебоксары – 2008. - 25с.

25 Ахметзянова Н. В. Типы негативных установок личности в межличностных отношениях (на примере супружеских отношений) Автореф. диссер. к.псих.наук. Казань – 2004. - 202с.

26 Белобородов И.И.Социальные технологии формирования семейно-демографической политики в России в условиях демографического кризиса. Автореф. диссер. к.с.наук. М – 2008. - 25с.

27 Берестов А. Уцелеть… в семье? (О проблеме созависимости). М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св.пр. Иоанна Кронштатского. 2007. – 280с.

28 Быков А.К. Парадигмальные подходы к семье как базовому институту социализации. «Семья в социально – психологической парадигме исследования» коллективная монография /под общей редакцией РАН В.И. Жукова и профессора Е.А.Петровой. – Москва, РИЦ АИМ, 2008 – 4-15с.

29 Жуков В.И Современный мир и Россия в условиях глобализации: Доклад. - М.: Издательство МГСУ, 2001. – 60с.

30 Ильяшенко А. Большая семья – большие надежды. Демография и нравственность. - М.: Издательство «Спасское братство», 2008 – 272с.

31 Рубинштейн С.П. Основы общей психологии.- СПБ: Питер,2007. – 717с.

32 Советский энциклопедический словарь. под редакцией А.М.Прохорова, издательство «Советская энциклопедия» Москва 1988. – 1600с.

33 Старовойтова Л.И. Одиночество: социально–философский анализ. Диссертация М – 1995 - 107с. Научный руководитель доктор философских наук, проф. Ратников В. П.

34 Фирсов М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект,2007. – 432с.

35 Холостова Е.И., Мельников В.П.. История социальной работы в России: Учеб. Пособие. - 3- изд.- М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.– 344с.

36 Черкасова В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период. Диссертация М – Екатеринбург 2004 160 с. Научный руководитель доктор философских наук, профессор Меринков А.В.

37 Султанова А. В. Социально – психологические особенности супружеской совместимости и благополучия в брачных отношениях. Автореф. диссер. к.псих.наук. Санкт – Петербург – 2008. - 279с.

38 См. Wirt. L. Urbanism, as way of life // R. Sennet. Classical essays in urban culture. Appleton Century Grofts.New York, 1969 / Перевод B.B. Вагина. - http://www.urban-club.ru/?p=99.

39 Ортега-и-Гассет. Восстание масс / Эстетика. Философия культуры. М.1991. С.313

40 См.: Теннис Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1998. № 3-4.

 


Информация о работе Проблема одиночества