Неофрейдизм как антропологическое учение
Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:30, реферат
Краткое описание
НЕОФРЕЙДИЗМ — обозначение новых течений, выделившихся из ортодоксального фрейдизма к концу 1930-х гг. Первоначально от фрейдизма отпочковались два крупных направления: психология личности (индивидуальная психология) А. Адлера и цюрихская школа аналитической психологии,наиболее известным представителем которой был К. Г. Юнг. Основателями неофрейдизма стали К. Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм и А. Кардинер. Первоначально они примыкали к фрейдовской школе. Под влиянием амер. социологических и бихевиористских установок неофрейдисты стали придавать особое значение роли социальной среды.
Оглавление
1.Введение ………………………………………………………………………………………………2стр.
2.Возникновение Неофрейдизма……………………………………………………… 3-10стр.
4.Фрейдизм и Неофрейдизм….............................................................11-15стр.
5.Неофрейдизм как антропологическое учение…………………………..…16-17стр.
6.Зыключение…………………………………………………………………………………………18стр.
7.Список используемой литературы……………………………………………..………
Файлы: 1 файл
1
1.Содержание.
1.Введение ………………………………………………………………………………………………2стр.
2.ВозникновениеНеофрейдизма………………………………………………………3-10стр.
4.Фрейдизми Неофрейдизм….............................................................11-15стр.
5.Неофрейдизмкакантропологическоеучение…………………………..…16-17стр.
6.Зыключение…………………………………………………………………………………………18стр.
7.Списокиспользуемойлитературы……………………………………………..………19стр.
2
2. Введение
НЕОФРЕЙДИЗМ — обозначение новых течений, выделившихсяиз
ортодоксального фрейдизмакконцу 1930-хгг.Первоначально отфрейдизма
отпочковались двакрупныхнаправления:психология личности
(индивидуальная психология)А.Адлераицюрихская школааналитической
психологии,наиболееизвестнымпредставителем которойбылК. Г. Юнг.
Основателяминеофрейдизма стали К. Хорни, Г.С.Салливан,Э. Фромми А.
Кардинер.Первоначально они примыкаликфрейдовскойшколе.Под
влиянием амер.социологическихи бихевиористских установок
неофрейдистыстали придавать особое значение ролисоциальной среды.В
результате внутрифрейдизмапроизошлисущественные преобразования.
Оказались отвергнутымитеория сублимациии учение о либидо.
Неофрейдисты,по существу,«социологизировали»психологию.Немалое
воздействие на неофрейдизм оказалаамериканская школа
культурантропологии.
В настоящее время психоаналитическиеидеи оказываютсерьезноевлияние
на самые разныесферыобразования,культурыинауки.Психоаналитическая
философия существует во множестве вариантов: «психологическая филос.
антропология»(Л.Бинсвангер),«экзистенциальныйпсихоанализ»(Ж.П.
Сартр, Э. Фромм),синтетические представления о человеке,основанные на
сочетании идей психоанализа с феноменологиейГ.В.Ф.Гегеля (П.Рикёр) или
с феноменологическимучениемЭ. Гуссерля (Л.Раухала),
психоаналитическая герменевтика (А.Лоренц, Ю.Хабермас), «структурный
психоанализ»(К. Леви-Строс,Ж. Лакан).
Особоезначение психоанализ имеет для науко человеке, для исследований
различныхаспектов научного ихудожественного творчества, психологии,
медицины,морали,религии.Он проникаеттакже в такие
узкоспециализированныедисциплины,каклингвистика,кибернетика,
теория архитектуры и даже физика.Возрастает влияние психоанализа в
теориях и практикесовременного искусства.Не менее существенно
воздействие психоанализана филосовскиеи социологическиешколы,
политологиюикультурологию.[1,15-18]
3
3.Возникновение неофрейдизма.
Тот факт, что различныеположения теории ЗигмундаФрейда (см. рис.№
1.)противоречатдостижениям экспериментальнойпсихологии,антропологии
и социологии,послужилтолчком к возникновениюв 1930-х гг.
неофрейдистскогонаправленияв психоанализе (социокультурного
психоанализа), для представителей которогохарактерен повышенный
интерес к социально-философскойи культурологическойпроблематике.
Именно с возникновением так называемойкультурной школы в
психоанализе начинается второйэтап в развитии социально-философской
ориентации психоанализа. Для этого этапа характерен переход от
биопсихологизмав трактовке человеческого поведенияк своеобразному
социологизмуи антропологическомупсихологизму.
Отечественная социологическаяипсихологическаянаука объединяетэто
направление общим понятием «неофрейдизм».Неофрейдизм,ккоторому
относятЭ.Фромма, Г.С.Салливана, К. Хорни, А. Кардинера и др.,
представляетсякак попытка соединитьучение Карла Маркса о социально-
экономическихфакторах и учение ЗигмундаФрейда о бессознательных
влечениях с тем, чтобыобъяснитьспецификучеловеческого бытиячерез
взаимоотношенияиндивидаи общества.Центральное понятие неофрейдизма
— человеческаяприрода,котораяопределяетзакономерностьисторического
процесса.На наш взгляд,идеи Фромма нельзя строго относитьк тому или
иному направлению. Сам Фромм по этому поводуписал: «Яникогда не
соглашалсяс тем, что меня причислялик новойшколе психоанализа, как бы
ее ни называли — "культурнойшколой" или "неофрейдизмом"».Фромм
создалсамостоятельнуюсоциально-философскуюконцепцию.
РассматриваятворчествоЭрихаФромма,мы не можем пройти мимо взглядов
основныхпредставителей этого направления и охарактеризоватьэту
научную школу в целом.
Неофрейдистыотвергают инстинктивизм,пансексуализм,теорию
агрессивныхи сексуальных влечений, критическипереоценивают ряд
положений классическогопсихоанализа.Для неофрейдистов характерно
4
убеждение в том, что сущностьчеловеческого поведениянельзяобъяснить
только универсальной биологическойприродойчеловека.
Для этого необходимыанализ социальныхфакторов и исследованиеих
влияния на процесс становленияличности.Неофрейдистыедины в
следующем:
• для понимания человеческойприродынамного важнее рассмотрение
факторов социальныхи культурных, нежели биологических;
• теории инстинктов и либидо устарели, т.е. эдипов комплекс,образование
суперэго и др. — это культурные особенности,а не универсальные
характеристики;
• возможныебиологическиепричинывозникновенияоральнойианальной
фаз могут значительно видоизменятьсяподдействием культурных факторов;
• в изучении образованияхарактера,тревожностии неврозов акцент смещен
на межличностныевзаимоотношения;
• не характер являетсярезультатом сексуального развития,а наоборот,
характер определяет сексуальноеповедение.[1,с 21-22]
Рис.№1. Зигмунд Фрейд
5
Хорни,Салливан и др.отвергли постулаты ободнозначно анатомической
детерминации различий между полами, о стадиях психосексуального
развитияи эдиповом комплексе и указали на важностьмежличностных
взаимоотношенийи социокультурного влиянияна личность.Зачатки
интерперсональнойтеориив психоанализе появилисьв работах Ференчи, но
основателямиее современнойформыявляютсяХорни,Фромми Райх.
Опираясьна новые научные данные, представители этого направления
пересматривают устаревшие интерпретации природы человека,создаютсвои
оригинальныеконструкции,дающие ответ на проблемы,с которыми
сталкиваются современныйчеловеки общество.Их волнуют проблемы
насилия и агрессии,стольхарактерные для современного общества,причины
социальныхконфликтов, войн и всеобщей моральнойдеградации.Является
ли конечнойпричинойвсех бед современного обществасамаприрода
человека, в структуре котороймогутналичествоватьнекие губительные
элементы (инстинкты, влечения, первичныепотребностии т.п.), или же в
основесоциальныхнеустройств лежат совершенно иные по своейприроде
факторы — социально-экономическиеикультурные? Поиск ответа на этот
вопрос заставилученых данного направления по-другомупосмотретьна
природучеловека, особенностичеловеческого существования.
Вместе с тем, отказавшисьот концепции классического психоанализа
Фрейда, неофрейдизм (социокультурныйпсихоанализ)не отвергбазового
методологическогопринципаФрейда — идеи бессознательного,а ввел в
исследованияновыевекторы — социальнуюсреду и культуру, показав их
значение в процессеформированияличности.
Представители данного направления при построениисвоихконструкций
учитывают достижения,полученные конкретныминауками при
исследованииопределенных сторончеловекаи его природы,ите глубокие
изменения в социальнойдействительностисовременного общества,которые
произошлисо времени созданияФрейдом своего учения.Оригинальность
подхода— в соединениисоциально-психологического,философско-
антропологическогоисоциально-историческогоанализа.
Однойиз причинвозникновениянеофрейдизма,несомненно,явилсяпроцесс
постепенного приспособленияметодов психотерапииклассического
психоанализа к потребностям американскогопациента 1930-х гг. Зигмунд
Фрейд и его учение — явление европейскойкультуры. В 1930-е гг.
6
произошел«исход» психоаналитиков из Европыв США, которыестали
второйродинойпсихоанализа.Но американское общество и человек в нем
значительно отличались (и отличаются)от европейского,поэтомунекоторые
психоаналитики были вынужденыпересматривать принципыучения Фрейда.
Неофрейдизм стал ярчайшим выражением американизации классического
психоанализа, его модификации и адаптации к условиям американской
действительности.
Пересмотр принципов классического психоанализа,понимание решающего
значения социальныхи культурных факторов — это не что иное, как разрыв
с метафизическим подходом Фрейдак объяснениючеловеческогоповедения.
Благодаряэтому картина взаимоотношениячеловека и общественных
условий его существованиястановитсяболее адекватной реальности.
Однако некоторыеисследователи неофрейдизмасчитают, что социальная
средадля них является лишь фоном,на котором происходитвся
«бессознательная» психическаядеятельностьчеловека.И на самом деле
неофрейдистыдалеки от действительного пониманиясущностиреального
взаимодействиячеловекас социальнойсредой,далеки от подлинно научного
анализа роли общества в развитии человека. Социальнаясреда,считает
американский исследовательнеофрейдизмаГ. Уэллс, являетсядля них
«только "декорацией"» дляразвертывающейсявнутри психики напряженной
драмыпротиворечивыхэмоций».[1,с.25-27]
Неофрейдизм оставляет в неприкосновенностифундаментальный тезис
классического психоанализао решающей роли бессознательного в жизни
человека. Последователи неофрейдизмапросто констатируютзависимость
проявлениябессознательногоотспецифики и качественных особенностей
общества.Отвергая биологизм психологическойтеорииФрейда,
неофрейдистыне порывают с инстинктивизмом как таковым. На место
определяющих поведение человека фрейдовскихбиологическихинстинктов
они ставят субстанциализированныепсихическиепотребностичеловека,
которым разныепредставители неофрейдизмадают разные названия.
Несмотряна критику и пересмотр рядаположений классического
психоанализа, неофрейдизм не порываетс основополагающимипринципами
психоаналитическойтеории и представляет собойне что иное, как его
модернизированныйвариант.Неофрейдистыоткровенно признают,что,
критикуя классическийфрейдизм,они видят своюцель не столько в том,
чтобыпоказатьи подчеркнутьошибочноев психоанализе, сколько в том,
«чтобы,устранив из психоанализа все сомнительныеположения,позволить
ему развиватьсяв полную меру его возможностей».Следовательно,цель
критики ими фрейдовскойтеориине в опроверженииее методологических
основ,а в содержательнойреинтерпретации,реконструировании
7
психоаналитическойтеории в соответствиис требованияминаучного знания
и духом времени.
Например, Эрих Фроммсчитал, что в основеразвитиялюбой научной теории
лежит принцип постоянной«конструктивнойреинтерпретацииее основных
положений, а не повторение и отбрасываниеих». «На пути величайших
открытийФрейда — эдипова комплекса, нарциссизмаи инстинкта смерти —
стоялиего мировоззренческиеустановкии, если эти открытияосвободить от
старойи перенести в новую систему,они станут более убедительными и
значительными».Такойсистемойон считает своюфилософию
диалектического гуманизма. Идеи Э.Фромма существенно отличаютсяот
идей ортодоксальногопсихоанализа,тем не менее, их основаниесоставляют
фундаментальные открытияФрейда.
Пересматривая принципыклассического психоанализа,неофрейдисты
устраняют из него лишь то,что не затрагивает сути этой теории.Отвергая
биологизм и пансексуализм теорииФрейда, они сохраняютне изменными
фундаментальные принципы психоаналитическойтеории:
• примат бессознательногов детерминации поведениячеловека;
• концепцию вытеснения;
• концепцию сопротивленияиперемещения;
• терапевтическую технику.
В связис этим уместно привести высказываниеК. Хорни (см.рис.№2) из
книги «Невротическаяличностьнашего времени»,где она излагает свою
теоретическую концепцию:
Посколькубольшинство из моих интерпретаций отличается от фрейдовских,
некоторыечитатели могут спросить,являютсяли они психоанализом.Ответ
зависит от того,что считать главным в психоанализе. Если понимать под
психоанализом все до одного положения,выдвинутыеФрейдом,тогдато, что
представлено в этой книге, не есть психоанализ. Если же считать,что
основныеидеи психоанализа заключаютсяв определеннойсистеме взглядов
относительно ролибессознательныхпроцессов ипутей их выражения,а
также в определеннойформе терапии, с помощьюкоторойэти процессы
доводятсядо сознания,то тогдато, что я представляюздесь,является
психоанализом.
Неофрейдистыпришли к социокультурнойформепсихоанализа различными
путями. Если отправнойточкойв реформированииклассического
психоанализа для Хорни была преимущественно психоаналитическая
практика, то для Фромма исследованияв областисоциологии.
8
Стремление Хорнипровести«критическуюпереоценку психоаналитической
теории имеет своим источником неудовлетворенностьее терапевтическими
результатами»'.Практика убедила Хорни в том,что нельзяобъяснитьвсе
многообразиеи особенностипсихическойдеятельностичеловека его
биологическойприродой,что такойподходпрепятствует пониманию
реальных сил, которыеопределяютустановки и действиячеловека.
Хорнинастаивает на «социологическойориентации» психоанализа,считая,
что центральное место в теории развитияличностидолжна по праву занять
культура как решающий, определяющий фактор формированияее
психологического характера.
ТеоретическиевзглядыХорнискладывалисьпод влиянием: сопротивления
антифеминизму Фрейда; марксизмаи социалистов;индивидуальной
психологииА. Адлера. Немаловажную рольсыграли тот факт, что
формированиеХорникак личностии психологапроисходило в американской
культуре. Различияс Европойс ее меньшей свободойибольшей
приверженностьюдогматичнымверованиям убедили Хорнив том, что
многие невротическиеконфликты, в конечном счете, определяются
культурными условиями.
В своих работахХорни обратила особоевнимание на культурные
детерминанты человеческого поведения,социальныеаспекты
жизнедеятельностилюдей и специфику взаимоотношениймежду
индивидами.Хотя ее теорияотноситсяк больным неврозамив большей
степени, чем к здоровымличностям,многиеее идеи привели к значительным
открытиям в понимании индивидуальных различийи межличностных
отношений. Хорни следовала основополагающим принципам теорииФрейда,
однако возражала против его теории инстинктов,считая,что психоанализ
должен придерживатьсяболееширокойсоциокультурнойориентации.
Отказавшисьот биологическогодетерминизма,онаоткрыла перспективыдля
развитиякультурно- и социологическиориентированногопсихоанализа.Ее
критическийподходк психоаналитическомуучению сопровождаетсяне
исключением психоанализа как метода исследованияличностии культуры, а
неприятием тех постулатов Фрейда, которыесвидетельствуютоб излишней
биологизациии инстинктивной обусловленностивнутрипсихических
процессов.[1,с.27-35]
Хорни,считая, что основныевзглядыФрейда несут на себе отпечаток
философскихвоззренийXIX в., критикует Фрейда за биологический
детерминизм,игнорированиеантропологии,социологии,дуалистичность
мышления и называет мышление Фрейда механицистско-эволюционистским.
Если по Дарвину сегодняшниевещи прошли эволюцию через ряд ступеней
развития,то по Фрейду они не только обусловленыпрошлым,они не
содержатв себе ничего,кроме прошлого.Хорниотмечает, что,следуя теории
9
либидо,можно прийти к выводу,что не только стремление к власти, но и
любое проявление самоутвержденияможно интерпретироватькак скрытое
проявление садизма,любую симпатию — как проявление либидозного
желания, а любое проявлениетерпимостипо отношению к другим вызывает
подозрениев пассивнойгомосексуальности.
Неофрейдизм (социокультурныйпсихоанализ) приобрел достаточно
большую группу последователей, взглядыкаждого из которых
характеризуютсяопределенной спецификой.КромеК. Хорни нам хотелось
бы остановитсяна взглядахГарри Стэк Салливана. Этого ученого,как и
Хорни,связывалис Фроммом личные и профессиональные
взаимоотношения.
ГарриСтэк Салливан (см. рис.№ 3) известен как психиатр-практик, редактор
журнала «Психиатрия»,автор концепции межличностнойпсихиатрии
(интерперсональнойтеориив психоанализе). При жизни ученого вышла
только одна его книга — «Концепциисовременнойпсихиатрии» (1940).
Салливан в отличие от Фрейда считал, что основнуюрольв развитии
человеческойпсихики играют не биологическиефакторы,а специфические
модели интерперсональноговзаимодействия.КонцепцияСалливана —
форма социализированногопсихоанализа.Ее основусоставляеттезис о роли
межличностныхотношений в формированииличностии в процессеее
развития.Люди неотделимы от своего окружения.Личностьформируется
только в рамках межличностного общения,только в отношениях с другими
людьми,при этом — с разнымилюдьми по-разному.«Личностьпроявляется
исключительно в ситуациях межличностного общения»,а сама личность —
это «сравнительно прочныйстереотипповторяющихсямежличностныхm
ситуаций, которыеи являютсяособенностьюее жизни».Салливан приходит
к выводу,что человеческоеповедение заключено не «внутри» индивида,а
генерируетсяв процессемежличностногообщения.Итак, личность
определяетсякак «относительно устойчиваямодельповторяющихся
межличностныхситуаций, характеризующих человеческуюжизнь».
Исследуя межличностныепроцессы,Салливанвыдвинул гипотезу, согласно
которойрешающим фактором в формированииотношенийи чувств
индивида выступает страх. В дальнейшем он разработалтеорию, по которой
страх являетсяосновным патологическим фактором в процессе
формированиядевиантнойличностии регуляции специфическихвидов ее
общения с окружающим миром.Страх не имеет конкретного адресатаи
внутренних причин,не являетсяреакцией на растущее напряжение. Страх, по
Салливану, провоцируютокружающие2. Эти положения концепции
Салливана сыграли важную рольв изучении проблемыагрессиии
агрессивностиличности.
10
Невозможно изолироватьличностьотинтерперсональныхотношений,
человек всегда член «социального поля» иможет бытьпонят только в этом
контексте. Человек вступает в межличностныеотношения уже с момента
рожденияподвлиянием органическихпотребностей,потребностив
нежности,стремления освободитьсяотбеспокойства,возникающего от
недоброжелательного отношения.Впроцессеэтих отношений складывается
персонификация,т.е. образ человека (себя и других).
Персонификации,сложившиесяв раннем детстве, в последующем
определяютвсе отношениячеловека к другим людям.Источником
активности,полагает Салливан, является энергия,свойственнаяорганизму
изначально.Все психическиепроцессы,всеприобретенныепривычкии
формыповеденияявляютсяспособамитрансформацииэнергиии называются
динамизмами.В сумме они составляютЯ-систему,котораяобразуетсяв
раннем детстве. Социализации ребенка способствуетовладение языком,с
помощьюкоторого происходитобразование«синтаксическогоопыта»,
открывающего возможностиосвоенияобщезначимогоспециального опыта
(синтаксису предшествуют протаксис и паратаксис — формыдоречевого
опыта).
Салливан развивает важные идеи о значении и месте связейи отношений
человека с другими людьми,оставаясьприэтом в рамках
психоаналитических учений о человеке. Он считал, что в основедушевных
заболеваний, девиантного (агрессивногоидеструктивного)поведениялежат
нарушения межличностных
отношений.[1,с.42-68]
Рис. № 2.Карен Хорни
Рис. № 3.Стек Салливан
11
4.Фрейдизм и Неофрейдизм.
Фрейдизм и неофрейдизм представляютсобойэтапы развития
психоаналитическойфилософии,возникшей в 20-е годыXX столетия в
Австрии,а затем в других странах Европыи в Америке. Эмпирическойбазой
этого философскогонаправления являетсяпсихоанализ.Он возникв рамках
психиатрии как своеобразныйподходклечению неврозов методом катарсиса
(самоочищения).Постепенно из медицинскойметодики он "вырос"до
уровняфилософскоготечения,стремящегосяобъяснитьличностные,
культурные и социальныеявления.
Основоположникомпсихоанализаявляется австрийскийврач ЗигмундФрейд
(1856-1939). Его заслуга - открытиеособойобластичеловеческойпсихики -
бессознательного.Фрейдисследовалструктуру бессознательного,его
влияние на индивидуальную и общественную жизнь.Он выделял в
человеческойпсихике три взаимодействующих уровня:бессознательное,
предсознательноеи сознательное.
Бессознательно Фрейдсчитал центральным компонентом,соответствующим
сути человеческойпсихики, а сознательное - лишь особойинтуицией,
надстраивающейсянад бессознательным.СозданнаяФрейдом модель
личностипредстает как комбинациятрех элементов. Первый элемент -
"Оно",глубинныйслой бессознательноговлечения,психическая"самость",
основадеятельностииндивидов.Второйэлемент - "Я",сфера сознательного,
посредникмежду "Оно"и "высшим миром",в том числе природнымии
социальнымиинститутами. Третий элемент -"Сверх-Я",внутриличностная
совесть,котораявозникаеткак посредникмежду "Оно"и "Я" в силу
постоянно возникающего конфликта между ними. "Сверх-Я"являетсякак бы
высшим существом в человеке, это внутренне усвоенныеиндивидом
социальныезапреты власти родителей и авторитетов.
Глубинный слой человеческойпсихики,по мнению Фрейда, функционирует
на основеприродныхинстинктов "первичныхвлечений" с целью получения
наибольшего удовольствия.Вкачестве основыпервичныхвлечений Фрейд
сначала рассматривалчисто сексуальныевлечения.
Позднее он заменил их более общим понятием "либидо",котороестало
охватывать всю сферу человеческойлюбви,включая родительскуюлюбовь,
дружбу и любовьк родине.
12
Согласно 3. Фрейду, в конечном счете деятельностьчеловека обусловлена
наличием как биологических,так и социальныхвлечений. Доминирующую
рольиграют "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" -танатос.
Посколькув удовлетворениисвоих страстейиндивид сталкивается с
внешней реальностью,в нем выделяется"Я",стремящеесяобуздать
бессознательноевлечение "Оно",и направить их в русло социально
одобренного поведения.
Для этого "Я" обращаетсяза помощьюк "Сверх-Я".Человек, по 3. Фрейду,
может владеть своимиинстинктами и страстямии сознательно управлять
ими в реальной жизни.Задача психоанализа состоитв том, чтобыперевести
бессознательныйматериал человеческойпсихики в областьсознанияи
подчинитьсвоим целям.
Идеи психоанализа развивал Карл Густав Юнг (1875-1961), которыйв
отличие от Фрейда, считал, что инстинкты имеют не биологическую,а
символическуюприроду.Онпредположил,что символика является
составнойчастьюсамойпсихики и что бессознательноевырабатываетформы
или идеи, имеющие схематический характер и составляющиеосновувсех
представлений человека.
Эти формыне имеют внутреннего содержания,а являютсяформальными
элементами, способнымиоформитьсяв конкретноепредставление только
тогда,когда они проникают на сознательныйуровеньпсихики. Эти
формальныеэлементы, неотъемлемо присущие всему человеческомуроду,
носятназвание "архетипы".Они представляют собойформальныеобразцы
поведенияили символическиеобразы,на основекоторыхоформляются
конкретные,наполненные содержанием образы,в реальной жизни
соответствующиестереотипам сознательнойдеятельностичеловека.
Архетипы действуют в человеке инстинктивно.
К.Г.Юнгпроводилчеткое разграничениемежду индивидуальным и
коллективным бессознательным.Индивидуальноебессознательноеотражает
личностныйопытотдельного человека и состоитиз переживаний, которые
когда-то были сознательными,но утратили свойсознательныйхарактер в
силу забвенияили подавления.
Коллективное бессознательное- это общечеловеческийопыт,характерный
для всех рас и народов.Оно представляетсобойскрытыеследыпамяти
человеческого прошлого,атакже дочеловеческоеживотноесостояние.
13
Оно зафиксировано в мифологиив народном эпосе,в религиозных
верованияхи проявляется,выходитна поверхностьу современныхлюдей
через сновидения.
Основоположникипсихоаналитическойфилософии3. Фрейд и К.Г.Юнг
ставили перед собойзадачу- прояснитьиндивидуальныепоступки человека.
[з,с.45-78]
Их последователи,неофрейдисты - стремилисьна основебазовыхидей этой
философииобъяснитьсоциальноеустройствожизнилюдей. В частности,
А.Адлер считал, что для объяснениямотивов поведенияличности
необходимо знатьконечную цель ее устремлений, "бессознательный
жизненный план", при помощи которогочеловекарается преодолеть
напряжение жизни и своюнеуверенность.
Согласно Адлеру, индивидиз-за дефектов в развитиисвоих телесных
органов,несовершенствачеловеческойприродыиспытываетчувство
неполноценностиили малоценности.Стремясьпреодолетьэто чувство и
самоутвердитьсясредидругих,онактуализирует своютворческую
потенцию. Эта актуализация носитназвание компенсации или сверх
компенсации.Сверх компенсация - это особаяформареакции на чувство
неполноценности.На ее основе"вырастают"крупные личности,великие
люди, отличающиеся исключительнымиспособностями.
К.Хорни считала основным побудительным мотивом личностистремление
к безопасности,постояннорождающеесяиз состояниястрахаиндивида.
Чувства тревогии беспокойства,согласно Хорни,являютсябазовымидля
поведенияиндивидов и сопровождаютчеловекана протяженииего жизни.
Они могут быть вызванынедостатком уважения, враждебнойатмосферойи
насильственным подавлением желаний посредством властиили авторитета.
[3,с. 121-125]
Хорни выделяет три типа направленности поведения личностипо
отношению к окружающим ее людям:
1) к людям;
2) от людей;
3) против людей.
14
1. При стойком доминированиив поведении индивидаодного из этих
векторов складываютсятри типа невротическойличности:
а) услужливая, ищущая любви и одобрениялюбойценой;
б) пытающаяся отрешитьсяот общества;
в) агрессивная,жаждущая престижа и власти.
Посколькувсе эти формыреакций являютсянеадекватными, создается
порочныйкруг:тревожностьне исчезает,а нарастает, рождаявсе новые и
новые конфликты.
Крупнейшим представителем неофрейдизмасчитаетсяЭ. Фромм,который
попыталсясоединитьидеи психоанализа, марксизмаи экзистенциализма.Он
считал, что в личностинет ничего прирожденного,а все ее психические
проявления - это следствие погруженностиличностив различные
социальныесреды.Фроммвыводитхарактер формированиятого или иного
типа личностине из прямого воздействиясоциальнойсреды,а из
двойственностичеловеческогосуществования,имеющего две составляющие
- экзистенциальную и теоретическую.
К экзистенциальной составляющейон относитдва факта:
1) человек изначально находитсямежду жизнью и смерть,он брошен в этом
мире в случайном месте и времени и выбираетсяиз него опятьже случайно;
2) существует противоречиемежду тем, что каждое человеческоесущество
являетсяносителем всех заложенных в нем потенций, и тем, что он не может
реализоватьих в силу кратковременностисвоего существования.Человек не
может избежать этих противоречий,но реагирует на них различными
способамисообразносвоемухарактеру и культуре.
Историческиепротиворечия,согласно Фромму,имеют совершенно иную
природу.Онине являютсянеобходимойчастьючеловеческого
существования,а создаютсяиразрешаютсячеловеком или в процессеего
собственнойжизни,или в последующие периодыистории.Устранение
историческихпротиворечийФроммсвязывалс созданием нового
гуманистического общества.
2. Психоаналитическое направление в психологиии культурологиивозникло
как вполне рациональноеучение обособенностяхпсихики человека,
15
объясняющееглубины его подсознания,влияниеэмоций, чувств,
впечатлений на поведение и особенностикультурычеловека.
Однако учение основателей психоанализа.
3. Фрейда, К. Юнга,А. Арпера было истолковано в иррационально-
мистическойплоскости.Взяв за точку отсчетаидеи психоаналитиков о
врожденностиинаследственности"первичныхвлечений" человека,
сексуальных комплексов,природыбессознательного,как внутреннего и
сущностного ядрачеловека,рядих последователей (В. Рейх, К.Хорни)
заговорилио принципиальной необъяснимостичеловеческойдеятельности,
мистическойсущностисексуальнойсвободыи негативном разуме
человечества,исключающем рациональность.[2,с.14-19]
16
5.Неофрейдизм как антропологическое
учение
Среди представителей неофрейдизмазначительное место занимает,как
указано было выше, американский социальныйфилософЭрих Фромм (см.
рис.№ 4.). В отличие от Фрейда, он уходит от крайностей биологизациив
понимании природычеловека,равно как и от социализации этой природы,в
чем он усматривает ошибку Адлера, относительно последнего Фромм
полагает нервным представить индивидакак некое подобиемарионетки в
руках общества.
Позиция Фромма формулируетсяим в экзистенциальном ключе, он
фиксирует внимание на бессознательныхпротиворечияхчеловеческого духа,
которыевозникаютсами собойв ходе реальной жизни, но разрешаются
индивидом на протяжениивсей его жизни.По Фромму сущностьчеловека
представляет собойпротиворечиемеждубытием "брошенного в мир не по
своейволе" человека и тем, что он выходитза пределы своей биологической
природыблагодаряспособности"осознаниясебя,других,прошлого и
настоящего".
Выделение человека из животного мираприводитк возникновению
"экзистенциальныхдихотомий",они и обусловливаютособенности
человеческого бытия.Например,однаиз них заключается в одновременной
силе и слабостичеловека, являющегосяи частью природы,следовательно
подчиняющегосяее законам, и субъектам, наделенным разумом и
способностьюосознаватьсвоюбеспомощность.Ясно,что человек силой
обстоятельств поставленв такие условия,когдаон должен сам принимать
решения, осмысливаяальтернативные варианты, он далеко не всегда уверен
в своей правоте и способностях.Это неизбежно порождаету него тревогуи
беспокойство,что говорито наличии еще одной"экзистенциальной
дихотомии".Будучиброшенным в этот мир в "случайном месте и времени"и
"изымаемым"из него опять же случайно,человек осознает неизбежность
своейсмерти, и это осознаниесильно влияет на его духовную жизнь,
порождая"экзистенциальнуюдихотомию",которая,как видно,коренитсяв
самойсущности человека.
Иная сфера сложностичеловеческогобытия - историческиепротиворечия,
которыевозникаютв процессежизнедеятельностилюдей,их исторического
развития.Примером таких противоречийможетслужить противоречие
17
между достиженияминаучно-технического прогрессаи неспособностью
людей использоватьихна благо себе и другим.[4,с.20-28]
Фромм полагает, что эти противоречиямогутбытьразрешены,но для этого
человеку надо изменитьсясамому,проделав в своем сознаниибольшую
духовную работу. В своейкниге "Иметь или быть?" он ставит эту проблему и
призываетнас сделать акцент на "быть",отказавшисьот непомерных
притязанийна блага и свободы"иметь".
Таким образом,можно сделатьвыводо том, что человек рассматривается
Фроммом как "незавершенное существо",но такое, котороенаходитсяв
постоянном иактивном поиске своего оптимального развития,даже
несмотряна то, что этот поиск может оказатьсябезуспешным,поскольку
внешние условия часто бывают неблагоприятными.
Как видно,"концепция человека" Фромма подчеркиваетзначимость
внутренних духовных потенций человека и его ответственностьза свою
судьбуи высокоепредназначение.В силу этого она может рассматриваться
как гуманистическаяи оптимистическая.[4,с.31-33]
Рис. № 4. Эрих Хромм
18
6. Заключение.
Неофрейдизмпродолжаетпсихоаналитическуютеориюбессознательного,
которомуотводитсяглавенствующая роль в психике человека.С позиций
психологиион обличает современное емукапиталистическое общество, в
котором,какпоказалФромм,люди«сталивинтиками бюрократической
машины»,их мыслямиичувствами,вкусамиманипулируют«правительство,
индустрия и находящиеся подих контролемсредствамассовой информации;
экономическийпрогресскоснулсялишь ограниченного числабогатыхнаций,
пропасть междубогатымии бедныминациями все большеи больше
увеличивается; технический прогресссоздалопасность для окружающей
средыи угрозуядернойвойны,каждая из которых — или обе вместе—
способныуничтожить всю цивилизацию и, возможно,жизнь на земле».
[4,с.84]
19
7.Список используемой литературы.
1.<Психологическая социология ЭрихаХромма>ДобреньковВ.И….448стр.
2.< Новыепути в Психоанализ>К.Хорни………………………………………….240стр.
3.<Психология масси анализ человеческого Я >З. Фрейд………………192стр.
4.<Филосовскаяантропология ифилософия науки>СтёпинВ.С..…..191стр.
Информация о работе Неофрейдизм как антропологическое учение