Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:47, доклад
Чтобы разобраться в том, что есть учение как театр, нужно сначала понять, что такое процесс обучения, и какое место в нем занимает учение.
В современной отечественной педагогической литературе обучение рассматривается как социально-педагогический процесс целенаправленного взаимодействия педагога (преподавателя, учителя) и учащихся, в ходе которого осуществляется образовательное и личностное развитие человека.
В дидактике обучение предстает в единстве преподавания, как деятельности обучающих, и учения, как деятельности обучающихся, при передаче последним социального опыта в форме содержания образования.
Чтобы разобраться в том, что есть учение как театр, нужно сначала понять, что такое процесс обучения, и какое место в нем занимает учение.
В
современной отечественной
В дидактике обучение предстает в единстве преподавания, как деятельности обучающих, и учения, как деятельности обучающихся, при передаче последним социального опыта в форме содержания образования.
Главные составляющие процесса обучения— обучение (преподавание) и учение. В их единстве заключается его основная сущностная дидактическая характеристика. В элементарной форме соотношение «обучение — учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. В этой двойственности функций проявляется активность учащегося как действующего субъекта. Деятельность ученика по его усвоению планируется, организуется и направляется обучающим.
В качестве обучающего выступает учитель, который доступными ему средствами и приемами педагогического взаимодействия создает необходимые условия для формирования у обучаемых системы знаний, навыков и умений требуемого уровня. В свою очередь обучаемые – дети и взрослые, которые, отражая в своем сознании предъявляемый им учебный материал, активно реагируют на управляющие воздействия обучающего, овладевая при этом определенной системой знаний, навыков и умений.
В свою очередь преподавание рассматривается в педагогике лишь как управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых. В этом случае деятельность преподавателя включает в себя отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею учащихся. Он также предъявляет ее обучаемым, организовывает рационально, эффективно, адекватно задачам обучения деятельность каждого учащегося по овладению необходимой системой знаний, навыков и умений.
Отсюда следует вывод, что преподаватель в одном лице совмещает сразу несколько образов, т.е. "един в трех лицах": как разработчик, "придумщик", драматург урока он выступает в роли сценариста, как организатор-постановщик - в роли режиссера и как преподаватель - в роли актера. Как раз именно здесь и происходит это учение, которое сродни театру. Каждый из нас был в театре и знает, что над одним спектаклем работают несколько человек, а именно – драматург, который пишет сценарий, задает содержание действия, режиссер, который интерпретирует содержание, подавая его в той манере, которая характера именно для него. Он акцентирует внимание на тех вещах, которые он находит наиболее важными, которые тем или иным способом могут повлиять на зрителя. И наконец, актеры театра, которые озвучивают текст через речь, мимику, позы, жесты, взгляды. Они делают написанное живым и тем самым заставляют зрителей погрузиться в ту атмосферу, которая царит на сцене.
И
после этого волей-неволей
Рассмотри педагога как драматурга. Процесс общения учителя с учениками начинается задолго до урока, уже тогда, когда педагог планирует предстоящее общение, определяет возможные подходы к уроку. Поскольку педагогический процесс есть действие, его планирование должно соответствовать законам человеческого взаимодействия. Таким образом, педагогическая драматургия как создание «воспитательно-сюжетной обстановки» должна присутствовать уже на стадии ориентирования, планирования учебно-воспитательного процесса. Под таким понятием, как «партитура произведения» (в педагогике партитура общения), подразумевается некое выстраивание всех партий, голосов произведения (спектакля или урока), объединение их в неделимое педагогически целесообразное целое.
Создавая партитуру урока, важно определить, что и как говорит учитель, что при этом делают он и его ученики, что могут чувствовать школьники, как переживают трудности, скажут ли о них учителю, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприятию и усвоению материала.
Стремление привести в
Следующая художественная ипостась педагога — режиссерская. Театральная энциклопедия определяет режиссуру как «искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля». Умный и красивый урок тоже произведение искусства — педагогического искусства, в котором слиты воедино разум и эмоции, знания и интуитивные предчувствия.
Педагогическая режиссура как ненавязчивое, даже незаметное управление педагогическим процессом предполагает необходимость для учителя озаботить себя подбором и использованием условий, необходимых для достижения образовательных целей. Такое управление близко к искусству.
Педагогическую
режиссуру можно назвать
Задача педагогической режиссуры состоит не только в том, чтобы сконструировать ситуации, но и в том, чтобы построить логику действий и спровоцировать переживания в этих ситуациях, определить содержательно-эмоциональные доминанты урока (Б. М. Неменский). В роли режиссера педагог как бы сводит воедино два мира: мир, который представлен в конспекте, плане, методичке, т.е. сценарий урока, и мир живого урока, гораздо более многоплановый, емкий и противоречивый.
Перед учителем-режиссером стоит задача скомпоновать различные части урока из текста своих планов, «визуального» и звукового оформления, организации творчества учеников, из конкретных условий в единое целое. Другими словами, область педагогической режиссуры — это структурно-композиционное решение урока, которое позволяет выражать определенную систему ценностей и отношений.
И, наконец, учитель как артист. Задача педагога-артиста так «сыграть» свою «роль» совместно с учениками, привнести в урок такие нюансы, чтобы они «оправдали надежды» и вызвали эмоциональный отклик, заинтересованность сообщенным, стремление постигать то, о чем идет речь.
Многие говорят (В. В. Иванихиным) о необходимости дифференцировать понятия актера и артиста в педагогике. Понятие «актер» связывается со значениями «лишенный естественности, деланный; тот, кто старается показать себя не таким, каков он есть; занимается притворством и рисованием». Понятие же «артист» означает обладание мастерством, виртуозностью в выполнении действий. Когда говорят «искусство педагога», имеют в виду то, что данный род деятельности осуществляется на высоком профессиональном уровне, и то, что сам процесс деятельности вызывает у воспринимающего чувство эстетического удовлетворения. Педагог может быть именно артистом, т.е. художником, для которого труд — удовольствие и который обладает высоким мастерством в своей работе, изяществом, вкусом, особым умением держать себя, чувством меры, ценит бесценную возможность общаться и учить общению. Однако утверждать, что такой феномен, как артистизм, под силу любому учителю, мы бы не стали. Овладение артистизмом, так сказать, в «массовом порядке» скорее можно назвать желаемым, чем реально возможным. Под артистизмом (В. В. Иванихин), скорее всего понимаются некоторые составляющие артистизма (владение голосом, мимикой и т.д.). Однако даже их наличие не делает педагога истинно артистичным. У артистизма должна быть внутренняя основа в виде духовного содержания, нравственных убеждений, носителями которых является учитель.
Согласованная,
слаженная работа педагога-драматурга,
педагога-режиссера и педагога-артиста
в одном лице, помноженная на сотворчество
с учениками, помогает родиться гармоничному,
красивому уроку. Искусство создания и
воплощения научно-художественного замысла
урока заключается в способности педагога
как творца понять, что на уроке является
лишним и избавиться от ненужного, оставив
только то, без чего нельзя обойтись, без
чего урок не выполнит свою важную миссию
в жизни и судьбе ребенка.