Учение как театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:47, доклад

Краткое описание

Чтобы разобраться в том, что есть учение как театр, нужно сначала понять, что такое процесс обучения, и какое место в нем занимает учение.
В современной отечественной педагогической литературе обучение рассматривается как социально-педагогический процесс целенаправленного взаимодействия педагога (преподавателя, учителя) и учащихся, в ходе которого осуществляется образовательное и личностное развитие человека.
В дидактике обучение предстает в единстве преподавания, как деятельности обучающих, и учения, как деятельности обучающихся, при передаче последним социального опыта в форме содержания образования.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

     Чтобы разобраться в том, что есть учение как театр, нужно сначала понять, что такое процесс обучения, и  какое место в нем занимает учение.

     В современной отечественной педагогической литературе обучение рассматривается  как социально-педагогический процесс  целенаправленного взаимодействия педагога (преподавателя, учителя) и учащихся, в ходе которого осуществляется образовательное и личностное развитие человека.

     В дидактике обучение предстает в  единстве преподавания, как деятельности обучающих, и учения, как деятельности обучающихся, при передаче последним социального опыта в форме содержания образования.

     Главные составляющие процесса обучения— обучение (преподавание) и учение. В их единстве заключается его основная сущностная дидактическая характеристика. В  элементарной форме соотношение «обучение — учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. В этой двойственности функций проявляется активность учащегося как действующего субъекта. Деятельность ученика по его усвоению планируется, организуется и направляется обучающим.

     В качестве обучающего выступает учитель, который доступными ему средствами и приемами педагогического взаимодействия создает необходимые условия для формирования у обучаемых системы знаний, навыков и умений требуемого уровня. В свою очередь обучаемые – дети и взрослые, которые, отражая в своем сознании предъявляемый им учебный материал, активно реагируют на управляющие воздействия обучающего, овладевая при этом определенной системой знаний, навыков и умений.

      В свою очередь преподавание рассматривается  в педагогике лишь как управление учебно-познавательной деятельностью  обучаемых. В этом случае деятельность преподавателя включает в себя отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею учащихся. Он также предъявляет ее обучаемым, организовывает рационально, эффективно, адекватно задачам обучения деятельность каждого учащегося по овладению необходимой системой знаний, навыков и умений.

     Отсюда  следует вывод, что преподаватель  в одном лице совмещает сразу  несколько образов, т.е. "един в трех лицах": как разработчик, "придумщик", драматург урока он выступает в роли сценариста, как организатор-постановщик - в роли режиссера и как преподаватель - в роли актера. Как раз именно здесь и происходит это учение, которое сродни театру. Каждый из нас был в театре и знает, что над одним спектаклем работают несколько человек, а именно – драматург, который пишет сценарий, задает содержание действия, режиссер, который интерпретирует содержание, подавая его в той манере, которая характера именно для него. Он акцентирует внимание на тех вещах, которые он находит наиболее важными, которые тем или иным способом могут повлиять на зрителя. И наконец, актеры театра, которые озвучивают текст через речь, мимику, позы, жесты, взгляды. Они делают написанное живым и тем самым заставляют зрителей погрузиться в ту атмосферу, которая царит на сцене.

      И после этого волей-неволей задаешься  вопросом, а не есть ли работа над уроком та же самая работа, что и работа над спектаклем? Не является ли учитель тем же самым драматургом, режиссером и актером, который соединяет в себе все эти три ипостаси? Чтобы это понять,  нужно разобраться, насколько такая его деятельность соответствует этой же только в театре.

 Рассмотри  педагога как драматурга. Процесс общения учителя с учениками начинается задолго до урока, уже тогда, когда педагог планирует предстоящее общение, определяет возможные подходы к уроку. Поскольку педагогический процесс есть действие, его планирование должно соответствовать законам человеческого взаимодействия. Таким образом, педагогическая драматургия как создание «воспитательно-сюжетной обстановки» должна присутствовать уже на стадии ориентирования, планирования учебно-воспитательного процесса. Под таким понятием, как «партитура произведения» (в педагогике партитура общения), подразумевается некое выстраивание всех партий, голосов произведения (спектакля или урока), объединение их в неделимое педагогически целесообразное целое.

     Создавая  партитуру урока, важно определить, что и как говорит учитель, что при этом делают он и его ученики, что могут чувствовать школьники, как переживают трудности, скажут ли о них учителю, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприятию и усвоению материала.

       Стремление привести в согласие  форму и содержание урока, т.е.  сделать урок целостным, ставит педагога перед необходимостью ответить самому себе на множество труднейших вопросов. Каковы педагогическая и методическая идеи урока и его сверхзадача? С помощью какого творческого педагогического замысла возможно воплощение этой идеи? На что сделать акцент на уроке, в какой тональности его проводить и т.д. Постоянный поиск учителем наиболее оптимальных для данных условий решений приводит его к созданию той или иной композиции урока, делает педагогическую деятельность истинно творческой. (Понятие «композиция» означает строение, соотнесение и взаимное расположение частей). Для педагога композиция урока — основа познавательного творчества, средство выражения отношения к содержанию учебного материала. Художественность и образность должны содержаться уже в самом замысле урока, в модели его развертывания, в процессе создания "партитуры урока" как его сценария, в котором все компоненты сведены в единое целое и разумно организованы.

     Следующая художественная ипостась педагога — режиссерская. Театральная энциклопедия определяет режиссуру как «искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля». Умный и красивый урок тоже произведение искусства — педагогического искусства, в котором слиты воедино разум и эмоции, знания и интуитивные предчувствия.

     Педагогическая  режиссура как ненавязчивое, даже незаметное управление педагогическим процессом предполагает необходимость  для учителя озаботить себя подбором и использованием условий, необходимых для достижения образовательных целей. Такое управление близко к искусству.

     Педагогическую  режиссуру можно назвать одновременно наукой и искусством создания гармонически целостного, законченного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса.

  Задача педагогической режиссуры состоит не только в том, чтобы сконструировать ситуации, но и в том, чтобы построить логику действий и спровоцировать переживания в этих ситуациях, определить содержательно-эмоциональные доминанты урока (Б. М. Неменский). В роли режиссера педагог как бы сводит воедино два мира: мир, который представлен в конспекте, плане, методичке, т.е. сценарий урока, и мир живого урока, гораздо более многоплановый, емкий и противоречивый.

     Перед учителем-режиссером стоит задача скомпоновать различные части урока из текста своих планов, «визуального» и звукового оформления, организации творчества учеников, из конкретных условий в единое целое. Другими словами, область педагогической режиссуры — это структурно-композиционное решение урока, которое позволяет выражать определенную систему ценностей и отношений.

     И, наконец, учитель как артист. Задача педагога-артиста так «сыграть» свою «роль» совместно с учениками, привнести в урок такие нюансы, чтобы они «оправдали надежды» и вызвали эмоциональный отклик, заинтересованность сообщенным, стремление постигать то, о чем идет речь.

Многие  говорят (В. В. Иванихиным) о необходимости дифференцировать понятия актера и артиста в педагогике. Понятие «актер» связывается со значениями «лишенный естественности, деланный; тот, кто старается показать себя не таким, каков он есть; занимается притворством и рисованием». Понятие же «артист» означает обладание мастерством, виртуозностью в выполнении действий. Когда говорят «искусство педагога», имеют в виду то, что данный род деятельности осуществляется на высоком профессиональном уровне, и то, что сам процесс деятельности вызывает у воспринимающего чувство эстетического удовлетворения. Педагог может быть именно артистом, т.е. художником, для которого труд — удовольствие и который обладает высоким мастерством в своей работе, изяществом, вкусом, особым умением держать себя, чувством меры, ценит бесценную возможность общаться и учить общению. Однако утверждать, что такой феномен, как артистизм, под силу любому учителю, мы бы не стали. Овладение артистизмом, так сказать, в «массовом порядке» скорее можно назвать желаемым, чем реально возможным. Под артистизмом (В. В. Иванихин), скорее всего понимаются некоторые составляющие артистизма (владение голосом, мимикой и т.д.). Однако даже их наличие не делает педагога истинно артистичным. У артистизма должна быть внутренняя основа в виде духовного содержания, нравственных убеждений, носителями которых является учитель.

     Согласованная, слаженная работа педагога-драматурга, педагога-режиссера и педагога-артиста в одном лице, помноженная на сотворчество с учениками, помогает родиться гармоничному, красивому уроку. Искусство создания и воплощения научно-художественного замысла урока заключается в способности педагога как творца понять, что на уроке является лишним и избавиться от ненужного, оставив только то, без чего нельзя обойтись, без чего урок не выполнит свою важную миссию в жизни и судьбе ребенка. 

Информация о работе Учение как театр