Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:25, реферат
Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ и политический деятель (в 1620 – 1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).
Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.
1. Введение 3
2. Век Бэкона и его задачи. Направление философии Ф. Бэкона 5
3. Учение Френсиса Бекона о познании в науке. 6
3.1. Метод познания Ф. Бекона. 6
3.2. Бэкон о субъективных особенностях познания. 8
4. Учение Бэкона об идолах (призраках). 10
4.1. Классификация идолов. 10
4.2. Бэкон о «призраках» рода. 12
4.3. Бэкон о «призраках» пещеры. 15
4.4. Бэкон о «призраках» театра. 16
4.5. Бэкон о «призраках» рынка. 17
5. Индукция и силлогизм. 19
6. Заключение. 22
7. Список литературы и источников 23
Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки.
Содержание
1. Введение 3
2. Век Бэкона и его задачи. Направление философии Ф. Бэкона 5
3. Учение Френсиса Бекона о познании в науке. 6
3.1. Метод познания Ф. Бекона. 6
3.2. Бэкон о субъективных особенностях познания. 8
4. Учение Бэкона об идолах (призраках). 10
4.1. Классификация идолов. 10
4.2. Бэкон о «призраках» рода. 12
4.3. Бэкон о «призраках» пещеры. 15
4.4. Бэкон о «призраках» театра. 16
4.5. Бэкон о «призраках» рынка. 17
5. Индукция и силлогизм. 19
6. Заключение. 22
7. Список литературы и источников 23
1. Введение
Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ и политический деятель (в 1620 – 1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).
Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.
В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание – сила».
Френсис Бекон родился в семье придворного чиновника в 1561 году. Высшее образование получил в Кембриджском Университете, после окончания которого работал клерком в парижском посольстве Англии, потом имел юридическую практику в Лондоне и, наконец, стал депутатом английского парламента. В 1618 году Френсиса Бекона назначают лорд-канцлером Англии с присвоением ему звания барона Веруламского. Вскоре придворная великосветская камарилья выдвигает против барона Веруламского необоснованные обвинения, что вынуждает обиженного Френсиса Бекона подать в отставку. Философ уходит со всех должностей и предается полностью философской, научной и литературной деятельности. На протяжении своей короткой, но удивительно плодотворной творческой деятельности Френсис Бекон анонимно написал и опубликовал ряд гениальных пьес, авторство которых было приписано его современнику - провинциальному актеру и владельцу шапито Уильяму Шекспиру.
Френсис Бекон написал ряд важных философских произведений, наиболее значительными среди которых были: "Великое восстановление наук" (1623), состоящее из двух частей: "О достоинстве и увеличении наук" и "Новый Органон"; "О преуспевании наук" (1605), "Нравственные и политические очерки" (1797), "Новая Атлантида", "История жизни и смерти", "Мысли и наблюдения", "Двенадцать положений об истолковании природы". В сочинении "Новая Атлантида" Бекон описал, по его мнению, идеальное общество, в котором могли бы счастливо жить разные группы населения под руководством и по указаниям мудрецов "Дома Соломона".
*1Бэкон был одним из наиболее видных деятелей позднего Возрождения. В трудах Бэкона нашли отражение не только философские, но и антирелигиозные, естественнонаучные, правовые, этические и эстетические идеалы того времени.
Влияние Бэкона не ограничивается одной эпохой. Он был политиком и идеологом, активно содействовавшим становлению нового, буржуазного уклада в Англии. Он стал правозвестником буржуазной эры и оказал влияние на развитие всей мировой культуры.
Заслуги Бэкона вышли за рамки философии. Он был предшественником английской классической политэкономии и одним из первых английских историков. Он же сыграл выдающуюся роль в обосновании путей развития естествознания. По мнению Л. Айсли, Бэкон более, чем кто-либо другой, «сознательно поставил нас на путь современной науки»*1
______________________________
*1-1,ист.1 стр.3-4
2. Век Бэкона и его задачи. Направление философии Бэкона.
*2 Век, в котором жил Бэкон, имел, подобно всякому времени, свои особенности; эти особенности, как в хорошем зеркале, отразились в философии Бэкона. В чем они заключались? Чем существенным отличался его век от веков предшествовавших? Это был век реформ в материальных и духовных отношениях людей. Реформы же эти явились следствием открытий и изобретений - изобретения пороха, книгопечатания, компаса.
Бэкон со свойственною ему проницательностью понял, что жизнь человеческая принимает новое направление, отличное от средневекового. Он с восторгом приветствовал зарю новой жизни, отчетливо рисовавшейся его пылкому воображению, и как бы чувствовал, что на нем лежит великая обязанность создать для этой новой жизни новую логику и новую философию. Он говорил: «Малодушно было бы отнимать у времени его неотъемлемое право. Истина есть дочь времени, а не авторитета. А какое время старше нашего? Наш мир стал старше, обширнее, богаче: наука должна стать на один уровень с этим далеко ушедшим вперед состоянием мира. Границы вещественного мира расширились, умственный мир должен также расширяться. Позорно было бы для человечества, если бы область умственного мира ограничивалась древнюю мудрость». Ощущая на каждом шагу благотворное влияние изобретений, Бэкон высоко ценил открытия, от которых зависят изобретения. Он сам задачу своей философии сформулировал следующим образом: она стремится подчинить науку духу пытливости, освободить этот дух от случайности, которой подвержены человеческие открытия и изобретения. Он устанавливает новую логику, соответствующую духу изобретения, для того, чтобы люди делали сознательно то, что до сих пор всегда являлось следствием счастливой случайности. Он говорит: «До сих пор люди обретали, а я хочу им доставить возможность изобретать». Вследствие этого Куно Фишер справедливо называет Бэкона философом изобретения.
Разбирая философию Бэкона, мы видим, что он создает метод изобретения и стремится дать человеку орудие, с помощью которого он мог бы завоевать мир. Это орудие и есть «Новый Органон» Бэкона.
Изобретение есть цель науки, а назначение изобретения - человеческая польза; последняя же состоит в том, что удовлетворяет жизненные потребности человека, увеличивает удобства жизни, усиливает его могущество. Наука должна служить человеку, дать ему власть над природой. Но властвует тот, кто имеет мощь, а мощь принадлежит тому, кто обладает знанием. В самом начале «Нового Органона» Бэкон говорит: человеческое знание и могущество - это одно и то же.
Бэкон не признавал науки для науки; человеческая жизнь была ему дороже всех теоретических интересов; в ней, по его мнению, не было ничего презренного, не заслуживающего внимания. Наука, как солнце, должна озарять все существующее в мире. Солнце озаряет и дворцы, и клоаки, не роняя этим себя. Что достойно существования, достойно и изучения; наука есть только изображение бытия.
Итак, согласно Бэкону, могущество человека есть цель изобретения. Но чем обусловливается сама возможность властвовать над миром вещественным? Она дается только близким знакомством с этим миром. «Мы должны, - говорит Бэкон, - посвятить людей в подробности вещей, - так, чтобы они заранее отказались от всяких понятий и начали обращаться с самими вещами». Это обращение с вещами есть опыт. Итак, опыт есть средство к изобретению. Поэтому Бэкон возводит опыт в основное начало науки и является, таким образом, опытным философом.*2
3. Учение Френсиса Бекона о познании в науке. (Новый Органон)
3.1. Метод познания Ф. Бекона
Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.
Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент. Индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.
______________________________
*2-2, ист.1 стр.26-27
Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.
Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.
Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.
Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию.
Хотя Бэкон не сделал каких-либо фундаментальных естественнонаучных открытий (как, например, Галилей и Ньютон), он может быть признан родоначальником опытных наук Нового времени, потому что он выдвинул на первый план проблемы исследования природы, а его обширная программа во многом предвосхитила пути развития естествознания. Под влиянием производства естествознание добилось успехов в конце XVI — начале XVII в. Среди передовых ученых уже складывалось представление о том, каким должен быть научный метод. Но в целом науке не хватало идейной связи, продуманных организационных форм, надежного метода исследования. Какая-либо отдельная научная дисциплина не могла решить общих проблем, их могла решить только философия. Бэкон сосредоточил внимание на проблемах методологии с целью обеспечить дальнейший устойчивый прогресс естествознания. Внимание к проблемам метода свидетельствовало, что он верно угадал переломный момент в развитии науки, когда резко возросло влияние естествознания на производство и на формирование мировоззрения.