Учение Ф. Бекона

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:25, реферат

Краткое описание

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ и политический деятель (в 1620 – 1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).
Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.

Оглавление

1. Введение 3
2. Век Бэкона и его задачи. Направление философии Ф. Бэкона 5
3. Учение Френсиса Бекона о познании в науке. 6
3.1. Метод познания Ф. Бекона. 6
3.2. Бэкон о субъективных особенностях познания. 8
4. Учение Бэкона об идолах (призраках). 10
4.1. Классификация идолов. 10
4.2. Бэкон о «призраках» рода. 12
4.3. Бэкон о «призраках» пещеры. 15
4.4. Бэкон о «призраках» театра. 16
4.5. Бэкон о «призраках» рынка. 17
5. Индукция и силлогизм. 19
6. Заключение. 22
7. Список литературы и источников 23

Файлы: 1 файл

Ф. Бекон.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     Мы привыкли иметь дело с философскими системами, совершенно непохожими на философию Бэкона, особенность которой заключается в том, что она чужда всякой системы и характеризуется неоконченностью, почему и подлежит развитию. Вот главные отличия реальной философии Бэкона от формальной, ведущей свое начало из времен древности.

     Аристотелевский «Органон» Бэкон желает заменить своим «Новым Органоном». Силлогизму он противопоставляет индукцию, аристотелевской индукции - свою, которую он называет истинной индукцией. И силлогизм, и индукция Аристотеля, по мнению Бэкона, бесплодны. Силлогизм бесплоден потому, что не может открыть ничего нового, ничего неизвестного. Он представляет только форму мысли, требующую содержания. Но истинная наука ищет неизвестное; поэтому силлогизм, связывающий известное, для нее бесполезен. Силлогизм живет одними словами и может создавать только слова. В естествознании опыт важнее силлогизма. Там, где дело идет об учениях, основанных на мнениях, сложившихся в голове человека, - например, в истории, в политике, - он может двигать вперед. Но для исследования сокровенных тайн природы он негоден: здесь единственное средство - индукция и опыт, но опыт не аристотелевский, потому что это - простодушный и совершенно детский способ, состоящий в одном перечислении отдельных случаев, из которого нельзя вывести основательного заключения. Он не открывает общих законов и восходит к ним, как бы взлетая, а не шаг за шагом. Древние философы отличались большим нетерпением; они тотчас определяли конечные причины явлений, пропуская промежуточные, а потом считали возможным пополнить недостающие звенья с помощью силлогизма. Этот опыт Бэкон советует заменить другим. *38«Два пути, - говорил он, - ведут к истине. Один взлетает от чувственных восприятий к самым общим аксиомам и отсюда ищет средних; другой ведет от чувственных восприятий к аксиомам, восходя непрерывно и постепенно. Это - путь истинный, но еще неиспробованный». *38  Итак, истинный путь от явлений к самым высшим законам природы идет через постепенный ряд аксиом. Этот постепенный ряд аксиом и составляет особенность бэконовского опыта. Самые низшие законы ничем не отличаются от простого опыта, самые высшие суть отвлеченные понятия, а средние суть действующие в природе законы. И они-то всего важнее. Поэтому необходимо привязать свинцовую гирю к крыльям человеческого духа, чтобы удержать его на земле.

     Эти мысли Бэкона рассеяны во всех его философских трудах, но главным образом сосредоточены в «Новом Органоне». Бэкон говорит, что перестраивает заново все здание философии, употребляя в качестве инструмента свой «Органон»: план построения излагает он в книге «О достоинстве и умножении наук». Само же новое здание Бэконовой философии заключается в Instauratio magna. Это сочинение содержит шесть частей: первая часть его – «О достоинстве и умножении наук», вторая – «Новый Органон», третья – «Естественная история».

     

__________________________________________________________________________

*38-38,ист.1 стр.29

 

 

 

6. Заключение

 

Историческое значение идейного наследия Бэкона велико. Наряду с Декартом он — основоположник философии Нового времени, внесший вклад в различные отрасли знания; он — родоначальник всей экспериментирующей науки, обосновавший идею научно-технического прогресса со свойственными ему общественными организационными формами, приемами экспериментального исследования и рациональной обработки эмпирических данных. Значительна роль Бэкона в разработке научной методологии, прежде всего индукции.

На заре Нового времени Бэкон отстаивал и развивал материализм — передовое мировоззрение эпохи. Его последователи в Англии — это такие выдающиеся мыслители, как Гоббс и Локк, а также Толанд, Гартли, Пристли и другие. Но Бэкон был не только родоначальником материализма английского. Наряду с Локком и Гоббсом он, по словам Ф. Энгельса, — отец французского материализма XVIII в. Даламбер и Дидро приняли принципы Бэкона за основу при создании «Энциклопедий». В ней воспроизведена с незначительными изменениями бэконовская классификация наук. Французский революционный конвент недаром принял специальное постановление (1794 г.) о публикации его трудов за государственный счет, признав их вдохновляющее влияние.

Итак, влияние Бэкона проявилось в различных формах во Франции и в Германии. В Россию оно проникло сначала вместе с французским материализмом, а значительно позднее мы познакомились с последним проявлением бэконизма в сочинениях Джона Стюарта Милля. Таким образом, идеи Бэкона органически связаны с теми воззрениями, которые господствуют у нас и теперь. Изучение Бэкона могло бы многое выяснить в истории и в политике нашего времени. Философия возникла и развилась под влиянием жизни, она слилась с нею и продолжает существовать нераздельно с жизнью во всем цивилизованном мире. Метод Бэкона, конечно, имеет свои недостатки, суждения его о бесплодности силлогизма преувеличены; но теперь для нас важно то, что в его философии заключались зародыши плодотворных идей. Невозможно создать философию, которая могла бы служить для всех веков и народов; ошибка всех предшествующих Бэкону философов заключалась именно в том, что они считали это возможным, Бэкон первым отказался от решения невыполнимой задачи.

Бэкону было чуждо стремление навязать потомкам свои воззрения как окончательную истину. Он ожидал, что они не остановятся на пути открытий и что в этом они будут правы.

Но влияние Бэкона не ограничивается областью собственно философии. Его методология, в частности идея о роли опыта в воспитании человека, оказала влияние, как непосредственно, так и через последователей, на английский и французский утопический социализм.

Его учение дало мощный толчок развитию материализма и эмпиризма в Европе и Америке, оно оказало влияние на рационализм Лейбница, труды представителей немецкой классической философии Канта и Фейербаха, на развитие мировой прогрессивной философской мысли в целом. Заслуги Бэкона вышли за рамки философии. Он был предшественником английской классической политэкономии и одним из первых английских историков, а так же сыграл выдающуюся роль в обосновании путей развития естествознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список литературы и источников.

 

1. Е.Ф. Литвинова. Фрэнсис Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. Биографический очерк 1891г. (yes@lib.ru) 37c.

2. Ю.П. Михаленко.  Фрэнсис Бэкон и его учение. Издательство «Наука», М.1975, 261с.

3.  Б. Фрэнсис  Новый органон, ОГИЗ-СОЦЭГИЗ Л.,1935, 384с.

4. Б. Фрэнсис. Сочинения в двух томах, т.1, Издательство Мысль, М,1971г.,590с.

 

24

 



Информация о работе Учение Ф. Бекона