Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:59, реферат
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.
Социологию как
позитивную науку Конт противопоставлял
теологическим и метафизическим
спекуляциям об обществе и человеке.
Критикуя предшествующих философов-метафизиков,
которые создали утопии, обвиняя
их в том, что они понимали общество
как создание человеческого разума
(французские философы-
Социология, по мнению
Конта, единственная наука, которая
изучает, как совершенствуется разум
человека и его психика под
влиянием общественной жизни.
Общественные явления,
отличие от биологических, постоянно
находятся в состоянии
рассматривал общество
с исторической точки зрения.
Не отрицая роль
экономического фактора, Конт считал,
что человеческая цивилизация есть,
прежде всего, духовно-психологические
идеи, которые управляют миром
и переворачивают его, и весь социальный
механизм покоится на мнениях.
Область социологических
исследований открылась Контом очень
широко. Она впитала в себя те
исследования, которые выходят за
пределы компетенции других абстрактных
наук, включенных в его классификацию.
Основной и главной
действительностью, по Конту, из которой
должен исходить исследователь социологии,
является общество, взятое с его
целостности.
Под обществом Конт
понимал органическое единство всего
человечества, всей человеческой цивилизации
или какой-то его большой части,
связанным с всеобщим согласием,
характеризуемое гармоническим
функционированием его и
Конт стоял у
истоков системного подхода изучения
общества как единого, целостного, социального
организма, он заложил основу системного
подхода к общественной жизни.
Следует, однако, заметить,
что Конт не понимал диалектики социальных
элементов и структуры и
Социологические методы
Конт выступает
против умозрительности, с одной
стороны, и против крайности импсризма
- с другой. В социологии Конт разработал
метод наблюдения, а также экспериментальный,
сравнительный и метафизический
метода исследования.
По мнению Конта,
наблюдение является основным методом
исследования социологии. Он утверждает,
что с помощью наблюдения можно
получить исходные данные социологии.
Социальное наблюдение
возможно как главный метод исследования
социологии. Он утверждает, что социальное
наблюдение возможно и в социологии.
Однако указывал Конт, любые социальные
наблюдения, статистические или динамические
должны предполагать постоянное наблюдение
фундаментальных теорий.
Главная трудность
социологии, указывал Конт, состоит
в том, что отсутствует позитивная
теория, опираясь на которую можно
было бы собрать и обобщить факты.
Это - порочный круг, ибо для проведения
наблюдения нужна теория, а для
создания теории - наблюдения.
Наблюдения, по мнению
Конта, связано еще и с трудностями,
которые связаны со сложностью приобретения
необходимой научной
Конт указывал, что
в качестве метода социологии выступает
не только наблюдение, но и косвенное
свидетельство, то есть изучение исторических
и культурных памятников, обычаев, обрядов,
анализ и сравнение языков - все
это может поставлять социологии
постоянные средства для позитивного
анализа.
Вторым важным методом
в социологии Конт считал эксперимент.
Непосредственный
эксперимент в социологии состоит
в наблюдении за изменением явления
под влиянием специально созданных
для целей исследования условий.
Косвенный опосредованный
эксперимент Конт рассматривает
как исследование патологических явлений
в обществе, возникающих под влиянием
общественных потрясений (революций).
Общественные потрясения, потрясающие
социальный организм, являются основные
законы общественного организма, поскольку
болезнь лучше позволяет
Третий метод позитивных
наук, применяемый в социологии -
это сравнительный метод. При
помощи последнего сопоставляется жизнь
народов, общин, цивилизация, живущих
одновременно в разных частях земного
шара, с целью установления общих
законов существования и
Для науки, указывал
Конт, могут быть полезными сравнения
жизни животных с человеческим обществом
и, наконец, можно сравнивать общественное
положение различных класса одного
и того же общества. Следует, однако,
иметь в виду то, что сравнение
основных фаз цивилизации может
затемняться влиянием общего духа эпохи,
который заглаживает различия.
Слабость сравнительного
метода состоит в том, что он не
показывает последовательности социальных
состояний и представляет их как
существующие.
Четвертый метод
исследования, применяемый в социологии,
по мнению Конта, это - исторический, который
наиболее соответствует природе
социальных явлений. Исторический метод
- метод исторического сравнения
различных последовательных состояний
человечества. Только сопоставляя целую
серию социальных явлений, взятых в
их последовательности, исследователь
может заметить возрастание какой-либо
физической, интеллектуальной, моральной
или политической черты или тенденции
и соответствующее ослабление противоположной
тенденции, и на этом основании научно
предсказать окончательный
Однако Конт замечает,
что все индуктивные
Итак, социология рисуется
Контом научной, зависимой от биологии,
хотя он решительно возражает против
того, чтобы считать социологию простым
отделом науки о человеке, не принимая
в расчет исторических наблюдений.
Конт утверждает,
что в историческом методе более
всего выражена такая черта социологии,
как необходимость восхождения
от целого к части. Между историей
и социологией, которую Конт иногда
называет «политической наукой», нет
различия. Вообще, господство, с исторической
точки зрение он считает знамением
своего времени - важнейшим признаком
позитивизма и одновременно его
главным итогом.
Рассуждения о методах
социологии является наиболее рациональной
частью контовской системы. В своих
рассуждениях о методах социологии
Конт исходит из представлений о
существовании естественных законов
общественной жизни, открытие которых
должно обеспечить возможность создания
науки об обществе (здесь, очевидно,
он исходил из концепции французских
философов-просветителей).
Плодотворная мысль
о естественно - историческом характере
общественных закономерностей, а также
постановка вопроса о необходимости
опоры нетвердый теоретический
фундамент при проведении социологических
исследований - вот какая заслуга
Конта в области методологии
и методов исследования, применяемых
в социологии.
Социальная динамика
Конт разделяет
социологию на два больших раздела:
социальную статику и социальную
динамику. Социальная статика изучает
условия существования и законы
функционирования общественной системы.
Социальная статика - это теория общественного
порядка, организации, гармонии. Социальная
динамика изучает законы развития и
изменения социальных систем. Целостную
же картину общества, по мнению Конта,
дает единство статики и динамики
общества.
Социальная динамика
- это базовые социальные институты:
семья, государство, религия, разделение
труда. Социальная динамика - это законы
развития и изменения социальных
систем.
Общество Контом
рассматривается как единое целое,
как органической целое, все части
которого взаимосвязаны и могут
быть поняты только в единстве.
Концепция Конта
противопоставлялась концепции
индивидуалистических теорий, которые
рассматривали общество как продукт
договора между индивидами.
Исследование принципов,
определяющих структуру общества, обеспечивающих
гармонию и порядок, непрерывно связано
у Конта с социальной политикой,
которая должна эти принципы реализовать.
Конт рассматривает
в социологии основные общественные
институты: семью, государство, религию
- с точки зрения их общественных
функции, их роли в деле социальной
интеграции.
Семейные отношения
Конт определяет как нравственно-эмоциональный
союз, основанный и взаимный симпатии.
Роль семьи - служить посредником
между индивидом и родом, воспитывать
молодое поколение в духе альтруизма,
учить его преодолевать природный
эгоизм.
Основой семьи, по Конту,
являются патриархальные отношения
в семье, он резко выступает против
женского равноправия и всячески
подогревает необходимость
В семье индивид
социализируется, приобретает качества,
необходимые для успешного
Социальная динамика
- это абстрактная история, без
имен, без лиц и даже без названий
народов. Социальная динамика сознательно
абстрагируется от многообразия конкретных
форм исторического развития. Социальную
динамику Конт создал, опираясь на историю
наиболее цивилизованных народов. Прогресс,
по Конту, означает развитие но восходящей
линии.
В общественном развитии
Конт выделяет: первичные и вторичные
факторы. Первичным, решающим фактором
является духовное, умственное развитие.
К вторичным факторам Конт относит
климат, расу, среднюю продолжительность
человеческой жизни, прирост населения.
Общество проходит
через три стадии:
1. теологическая;
2. метафизическая;
3. позитивная.
Стадиям соответствуют
формы искусства, хозяйства, политики,
общественного устройства.
Теологическая стадия
(раннее и среднее средневековье
до 1300г.). Она делится на три периода:
1. фетишизм;
2. политеизм;
3. монотеизм.
При фетишизме люди
приписывали жизнь внешним
Метафизическая стадия
(1300 - 1800г.) характеризуется разрушением
старых верований - фундамента общественного
порядка, реформацией, просвещением. Великой
Французской революцией (триумф метафизиков
и правовиков). Это привело к
упадку всех авторитетов, власти господствующих
классов и религии.
Эмансипация личности
угнетенных классов, революция на стадии
доктрины, которая могла бы объединить
умы.
Стремление к революционным
изменениям - значит идти против исторического
закона, нарушать ее закономерный ход.
Философский дух санкционировал
философские сомнения, моральную
непорочность и политический беспорядок.
Современное общество,
погруженное в анархию, испытывает
потребность в новой идеологии,
которая приедет на смену ложным,
фиктивным доктринам и исполнит
интегрируемую общественную роль.
Последняя - позитивная
эра. Ее основные признаки: распространение
науки, создание позитивной теории, позитивизма.
Промышленный строй приходит на смену
военному, характерному для теологической
эпохи. Гармоничное и равномерное
развитие всех элементов жизни гарантирует
использование достижений науки
на пользу всего человечества.
Позитивная эпоха
имеет следующие характерные
черты:
1. победа альтруизма
над эгоизмом;