Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:14, контрольная работа
Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни. Ее отличают тонкий интеллектуализм, высокое отношение к разуму. Велико значение античной психологии. Здесь начало всей научной психологии, всех ее основных проблем.
Введение
Представления
о душе существовали уже в древнейшие
времена и предшествовали первым
научным взглядам на ее природу. Они
возникали в системе
Душа рассматривается
здесь как нечто
Античная же
психология возникла и развивалась
в условиях античного рабовладельческого
общества как отражение запросов
социальной практики и в тесной связи
с наукой своего времени. Изменения,
которые претерпевали рабовладельческая
общественно-экономическая
Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни. Ее отличают тонкий интеллектуализм, высокое отношение к разуму. Велико значение античной психологии. Здесь начало всей научной психологии, всех ее основных проблем.
1. Основные положения
материалистического учения о
душе в античной психологии
Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Первые представления о душе возникают в период ранней классики (VI —V вв. до н.э.).
Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э.). Демокрит действовал в период восходящего развития рабовладельческого строя, который сопровождался величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитектуры, скульптуры) и литературы. В элинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром (IV — III вв. до н. э.) и его школой, известной в истории под названием "Сад". В этой школе в связи с изменением исторической ситуации центр тяжести в философии смещается с вопросов, касающихся природы, на проблемы человека, познание природы начинает занимать подчиненное место. Последователем Эпикура в Риме до I в. до н. э. был Лукреций, изложивший эпикурейское мировоззрение в философской поэме "О природе вещей".
На первоначальной стадии существуют только тончайшие частицы — атомы огня. Вселенная представляет сплошной разум. Потом начинается движение к отяжелению. Образование мира стоики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой образуются сначала неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек. Через некоторое время начинается обратный процесс, когда все возвращается к началу, снова превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Потом следует новое образование мира, и в нем все будет происходить по тем же законам, пока все снова не будет уничтожено. Жизнь мира состоит из мировых циклов, которые бесконечно повторяются. Таким образом, над миром властвуют два начала: закономерность, с которой следуют возникновение и уничтожение, и рок, или судьба, как их проявление в единичной человеческой жизни.
На основе физических
представлений разрабатывалось
психологическое учение о душе, познании,
чувствах, воле, а также ставились
и решались практические вопросы
в области человеческого
2. Учение о
душе
Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и огонь, состоит из этих атомов: она — это атомы огня по своей форме и активности. Когда мелкие частицы проникают в тяжелые, они вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тяжелых тел. Таким образом, душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывал душе движения в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются, маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, душа непрерывно материально обновляется с каждым вздохом. Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у последнего очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все — и растения, и камни — имеет душу.
Болезнь — это
изменение пропорции атомов. В
старости число подвижных атомов
уменьшается. В органах чувств мелкие
атомы ближе всего к внешнему
миру, поэтому они приспособлены
для внешнего восприятия. Особенно
благоприятное соотношение
Эпикур, Лукреций,
а также стоики продолжили разработку
представлений Демокрита о душе. По
Эпикуру, душу имеют только те существа,
которые могут ощущать. Стоики выделяли
восемь частей души: управляющее начало
(разум у человека или инстинкт у животных),
от нее "происходит семь других частей
души, распространяющихся по телу наподобие
щупалец осьминога. Пять из этих семи частей
души составляют чувства: зрение, обоняние,
слух, вкус, осязание. Зрение — это пневма,
распространяющаяся от управляющей части
до ушей; обоняние — это пневма, распространяющаяся
от управляющей части до носа; вкус — это
пневма, распространяющаяся от управляющей
части до языка; осязание — это пневма,
распространяющаяся от управляющей части
до поверхности вещей, которых можно коснуться
чувствами. Из остальных частей одна называется
воспроизводящей — она пневма, распространяющаяся
от управляющей части до детородных органов.
Другая часть — это то, что Зенон-стоик
называл голосом — она пневма, распространяющаяся
от управляющей части до горла, языка и
других органов речи. Управляющая часть
помещается, словно в мироздании, в нашей
шарообразной голове". В учении стоиков
о душе проявляется рационализм, свойственный
их мировоззрению в целом: разум является
ведущей высшей частью души. Лукреций
различает дух и душу: дух называется еще
умом, он — душа души.
3. Учение о
познании
В античном атомистическом материализме различаются два вида познания — ощущение (или восприятие) и мышление. Началом и источником познания являются ощущение и восприятие. Они дают знания о вещах: ощущение не может возникнуть от несуществующего. Это верные знания, ощущения нас не обманывают. Самое надежное, говорит Эпикур, обращаться к чувствам внешним и внутренним. Ошибки возникают от вмешательства разума. Демокрит называет чувственное познание "темным" родом познания. Оно ограничено в своих возможностях, так как не может проникнуть до слишком малого, до атома, до сокровенного, по Эпикуру. В материалистическом учении Демокрита об ощущении содержится непоследовательность, связанная с различением качеств, которые существуют "поистине" (т. е. объективно) и теми, которые существуют лишь "в общем мнении" (чувственные качества). Это различение породило большую философскую проблему первичных и вторичных качеств, развитую в Новое время (Дж. Локк, XVII в.). Восприятие рассматривалось как естественный физический процесс. От вещей отделяются — истекают —тончайшие пленочки, копии, образы, идолы (эйдолы), по внешнему виду подобные самому предмету. Они суть формы или виды вещей. Они летают в пространстве и попадают в органы чувств, например в глаз. При этом из глаза направляется встречный поток атомов души, которые — как сотканные из тончайшего эфирного вещества щупальцы — распространяются органом зрения и улавливают — ощупывают— образы. Большой образ ужимается до размеров, позволяющих войти в глаз. Когда поток образов изнутри сливается с потоком, идущим извне, воздух, находящийся между глазом и предметом, получает отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Так, образ возникает без участия субъекта и лишь улавливается им. "Видим же мы вследствие вхождения в нас идолов (образов)". Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем органы чувств.
Теория Демокрита — наивный способ решения проблемы процесса восприятия, но важно, что им сделана попытка объяснить процесс восприятия материалистически вполне естественным путем. Представление Демокрита о чувственном познании получило развитие у Эпикура, Лукреция и стоиков. Эпикур защищает теорию истечений, объясняет, как происходит видение, слышание, ощущение запаха и др. Он указывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым.
Лукреций останавливается
на некоторых вопросах восприятия:
о силе воздействия, способной производить
ощущение, о восприятии расстояния
и др. "Чувств опровергнуть ничем
невозможно", они дают истинное познание.
Стоики внесли ряд новых моментов
в учение об ощущении. "Стоики говорили:
когда человек рождается, его
управляющая часть души подобна
листу папируса, готовому воспринять
надписи. Именно на душе человек записывает
каждую свою мысль, и его первая запись
производится чувствами. Постигающие
представления, т. е. представления, "которые
у них считаются критерием
всякого предмета", являются продуктом
особого процесса — каталепсии,
предполагающего участие
Продолжением ощущения является мышление. Демокрит называет его светлым родом познания, истинным, законным познанием. Оно более тонкий познавательный орган и схватывает атом, недоступный ощущению, скрытый от него. По Эпикуру, в отличие от ощущения, мышление дает знание общего в виде понятий или общих представлений, позволяет охватить большее количество частных явлений — в этом его преимущество по сравнению с ощущением, которое дает единичное представление.
Для Демокрита, а также Эпикура, Лукреция и стоиков характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются. Мышление сходно с ощущением по своим механизмам: в основе того и другого лежит истечение образов от предметов. "...Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы. Ибо никому не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа".
Стоики различали
внешнее и внутреннее мышление. Внутренний
разум — это способность
1.2 Основные положения
материалистического учения о
душе в античной психологии
Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть
материалистической философии. Вершиной античного материализма был
атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его
учитель Левкипп (V в. до н.э.). “Основа этой теории составляет концепция,
согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц —
атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих
его тело и душу. Душа также материальна. После смерти человека душа
рассеивается в
воздухе, а потому смертно не только
тело, но и душа”.
Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым