Социологические учения О. Конта, Г. Спенсера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:12, контрольная работа

Краткое описание

Исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX в, был позитивизм (от лат. positivus — положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использо-вания законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм про-тивопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой «позитивной» социальной те¬ории, которая должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной теории.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Социологические учения О. Конта…………………….4
Глава 2. Социологические учения Г. Спенсера…………………6
Заключение………………………………………………………...9
Список литературы……………………………………………….11

Файлы: 1 файл

К.р. Социология.doc

— 84.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГосударственнЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭкономикИ И СЕРВИСА

Волгодонский ИНСТИТУТ СЕРВИСА

 

кафедра  ____________________________________

                       

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: ________________________________________________

                    (наименование учебной дисциплины)                           

 

тема (вариант): ________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

___________________________________________________________________

                          (тема, вариант индивидуального задания)

 

 

по специальности: _____________________________________________

                                                                       (код и наименование специальности)

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

 

 

(подпись)

__________________

(Ф.И.О. студента)

студент(ка) __ курса

группы ____

№ зачетной книжки

___________________

Принял(а):

 

(подпись)

_________________

(Ф.И.О. преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

Волгодонск 200_

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………..3

Глава 1. Социологические учения О. Конта…………………….4

Глава 2. Социологические учения Г. Спенсера…………………6

Заключение………………………………………………………...9

Список литературы……………………………………………….11

 

 

 

 

1

 



Введение.

 

Исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX в, был позитивизм (от лат. positivus — положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использо­вания законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм про­тивопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой «позитивной» социальной те­ории, которая должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной теории. С точки зрения позитивизма основная зада­ча социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим пу­тем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной», т.е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.

Основатели позитивизма считали, что зна­ние об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки.

Поскольку законы функционирования и развития общества в позитивизме рассматривались как продолжение законов природы, постольку признавалась их неизменность, данность на все вре­мена. По этому же основанию считалось невозможным проникнуть в сущность и причинную обусловленность социальных явлений и процессов. Наконец, подход к характеристике законов развития общества как продол­жению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению об­щества не столько в динамике, сколько в статике, т.е. речь шла о нем как о системе, находящейся, прежде всего в состоянии стабильности и равновесия и только затем в ситуациях изменения.

Чтобы знание об обществе отвечало требованиям объективности, реальности, научности, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться, с точки зрения позитивизма, с помощью методов естественных наук. Основными среди них считались наблюдение, эксперимент, сравни­тельный, исторический и в определенной степени математический методы.

Позитивизм как парадигма социологии XIX в. проявился в таких бо­лее конкретных своих направлениях, как натурализм, органицизм, эволюционизм. Кроме ука­занных течений, к позитивизму относятся также социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и др. Все эти направления и те­чения позитивизма отличались одним общим принципом — социологиче­ским редукционизмом.

Основоположником позитивизма был О. Конт. В данной работе мы рассмотрим социологические учения О. Конта и Г. Спенсера.

1

 



Глава 1. Социологические учения О. Конта.

 

Одна из главных теоретических задач, которую О. Конт ставил перед собой, заключалась в создании новой классификации наук, охватывающей все сфе­ры знания. Им даже был сформулирован специальный «закон классификации», касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии. Основаниями для такой классификации яви­лись, по Конту, два главных условия - догматическое и историческое.

Конт подчеркивал особую роль социологии по отношению к другим наукам. Она «возвышается» над осталь­ными науками, «законодательствует», потому что определяет «гуманитарную» цель каждой из них.

Конт воспринимал состояние общества, в котором находился, как кризисное. Причем сам этот кризис рассматривался им комплексно - и в социальном, и в нравственном, и в ин­теллектуальном отношениях. Основным средством преодоления кризиса он счи­тал создание и распространение новой, «позитивной» науки об обществе. Ее особенности виделись Конту в реальности и ненадуманности социологии, с одной стороны, и во включенности ее в общую научную картину и соответ­ствующую классификацию наук -с другой. Новую позитивную науку об об­ществе он назвал сначала социальной физикой, а позднее (в 1839 г.) социо­логией.

Конт полагал, что с помощью новой позитивной науки об обществе, удастся его изменить. Он был убежден, что социальное устройство и вся его деятельность основаны на общественном мнении. Главный методологический принцип, который использует Конт при изу­чении мира и общества, -целостный и системный подход. Общество высту­пает как своего рода организм, социальная система, элементы которой вы­полняют специфические функции и служат ее требованиям. Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы.

Вся социология  делилась им на две части - социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает общество в состоянии устой­чивого равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. Семья - это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выпол­няет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, опреде­ляет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений. По­скольку семья - это первичная, складывающаяся на основе чувств, их си­ле форма объединения людей, именно из нее вырастают другие формы объединения людей - племена, народы и т.д. Все рассуждения Конта о семье, и особенно о женщине, окрашены в архаичные и консервативные тона. Он оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины; вместе с тем она являет собой силу любви, значащую гораздо больше, чем тщеславное превосходство разума.

Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и обще­ства в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний). По утверждению Конта, эти стадии проходят в своем развитии, возвы­шаясь от низшей к высшей. Первая - теологическая - отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая -метафизическая - является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, посколь­ку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности. Только третья, позитивная (научная), стадия означает полное и оконча­тельное утверждение нового взгляда на природу и общество. Все три стадии предстают у социолога как историчес­ки сменяющие друг друга типы социальной организации человечества.

Особенно важно отметить, что и в социальной статике, и в социальной динамике духовный фактор главенствует. И в первой, и во второй изме­нения в духовной сфере сопровождаются переменами в остальных облас­тях общественной жизни. Так что все духовное социально в самом широ­ком и общем смысле.

Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта - порядка и прогресса. Они являются главными проявлениями общественного це­лого. Первый больше присущ социальной статике, второй - социальной динамике.

В социологии О. Конта стремление к реформированию научного знания тесно сочеталось с намерением использовать его для позитивного совер­шенствования общества. Со­циолог вторгается в сферу социальной политики и пытается создать для ее изменения позитивную программу, которая помогла бы лучше обустроить общество. Смысл этого обустройства - установление гармонии всех классов в об­ществе на основе сохранения частной собственности, достижение консен­суса между ними. Прообразом консенсуса классов выступает для Конта консенсус, существующий в семье между ее членами на основе господства альтруистических социальных чувств. Именно эти чувства противопостав­ляются эгоистическим, разъединяющим и членов семей, и классы. Суть нравственного учения позитивизма и соответствующей ему позитивной социальной политики Конт видит в возвыше­нии альтруизма над эгоизмом, общественных интересов над личными.

Только такой порядок может привести к социальному прогрессу. Социолог резко выступает против всякого рода революций и считает, что преобразование общества должно осуществляться путем нравственного и духовного обновления каждого его члена.

1

 



Глава 2. Социологические учения Г. Спенсера.

 

Г. Спенсер относился к социологии как к всеобъемлющей науке, включа­ющей в себя и этнографию, и антропологию, и общую теорию историчес­кого развития. В отличие от О. Конта, который связывал новую науку об обществе с прогрессом идей, понятий, знаний о нем, Спенсер считал, что предметом социологии должна стать конкретная объективная реальность самого общества, описываемых социальных явлений и процессов.

Подчеркивая объективный характер развиваемой им науки, он исходит из органической связи естествознания и социального знания, из продол­жения первого вторым. Спенсера с Контом роднит стремление трансфор­мировать, перенести законы естественной науки в сферу анализа общест­венных явлений и процессов. Социология становится подлинной, настоящей наукой лишь тогда, полагает Спенсер, когда она следует идее природного, эволюционного закона. Ведущей естественной наукой во вто­рой половине XIX в. английский социолог считал биологию. Поэтому вполне логичным и понятным становится его отношение к социологии как науке, продолжающей разработку биологических законов на материалах общественного развития и превращающей их таким обра­зом в законы социологические.

Поскольку Спенсер считает, что главным для социологии является вопрос о том, что такое общество, он стремится дать на него ответ в первую очередь. Социолог отвергает попытку определить общество как собирательное имя для обозначения определенного количества индивидов. По его мнению, это особое бытие, которое, хотя и слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. Главное здесь - постоянство отношений между частями общества.

Для того чтобы дать собственное представление о нем, Спенсер постоянно прибегает к сравнению общества, которое он называет «общественным аг­регатом», то с «классом агрегатов неорганических», то с «классом агрегатов органических». В качестве первого он часто использует пример дома и его со­ставных частей - кирпичей, камней, кусков дерева и др., в качестве второ­го - любого живого существа, рассмотрению составных частей которого он постоянно уделяет большое внимание.

В конце концов, Г. Спенсер приходит к выводу, что общество есть организм, который имеет гораздо больше общего с живыми существами, нежели с неор­ганическими агрегатами. По меньшей мере две его черты свидетельствуют об этом. Первая состоит в том, что общественный рост, как и рост живого орга­низма, обыкновенно длится либо до поглощения данного общества каким-ли­бо другим обществом, либо до его распада на два или несколько иных. При этом социолог часто идет по пути аналогий между обществом и жи­вым организмом как в целом, так и в рамках их конкретных структур. Однако Спенсер видит не только общее между живым организмом и обществом, но и то, что отличает их друг от друга.

Сформулируем в обобщенном виде основные сходства и различия между биологическим и социальным организмами так, как их видел Спенсер. Говоря о сходствах, назовем главные среди них:

1) общество, как и биологический организм, на протяжении большей части своего существования растет, увели­чивается в объеме;

2) по мере роста общества в объеме усложняется его струк­тура, как и структура организма в процессе биологической эволюции;

3) как в биологическом, так и в социальном организме дифференциация структуры его элементов сопровождается аналогичной дифференциацией их функций.

Что касается различий между биологическим и социальным организмами, то основные из них проявляются в следующем:

1) в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе же - наоборот;

2) способность чув­ствовать и мыслить сосредоточена лишь в определенных частях живого орга­низма, тогда как в обществе сознание «разлито» по всему «агрегату».

Таким образом, социологическая теория Спенсера в той ее части, которая касается понимания общества, основывается на положении, заим­ствованном в первую очередь из учения Дарвина о живом организме. По существу общество его копирует и воспроизводит, из чего следует, что для него характерны биологические законы. Последние адаптируются Спенсером применительно к обществу.

Информация о работе Социологические учения О. Конта, Г. Спенсера