Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:12, контрольная работа
Исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX в, был позитивизм (от лат. positivus — положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использо-вания законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм про-тивопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой «позитивной» социальной те¬ории, которая должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной теории.
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Социологические учения О. Конта…………………….4
Глава 2. Социологические учения Г. Спенсера…………………6
Заключение………………………………………………………...9
Список литературы……………………………………………….11
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГосударственнЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭкономикИ И СЕРВИСА
Волгодонский ИНСТИТУТ СЕРВИСА
кафедра ______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: ______________________________
(наименование учебной дисциплины)
тема (вариант): ______________________________
______________________________
______________________________
(тема, вариант индивидуального задания)
по специальности: ______________________________
Выполнил(а):
|
(подпись) | __________________ (Ф.И.О. студента) студент(ка) __ курса группы ____ № зачетной книжки ___________________ |
Принял(а): |
(подпись) | _________________ (Ф.И.О. преподавателя)
|
Волгодонск 200_
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Социологические учения О. Конта…………………….4
Глава 2. Социологические учения Г. Спенсера…………………6
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………….
1
Введение.
Исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX в, был позитивизм (от лат. positivus — положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм противопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой «позитивной» социальной теории, которая должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной теории. С точки зрения позитивизма основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной», т.е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.
Основатели позитивизма считали, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки.
Поскольку законы функционирования и развития общества в позитивизме рассматривались как продолжение законов природы, постольку признавалась их неизменность, данность на все времена. По этому же основанию считалось невозможным проникнуть в сущность и причинную обусловленность социальных явлений и процессов. Наконец, подход к характеристике законов развития общества как продолжению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению общества не столько в динамике, сколько в статике, т.е. речь шла о нем как о системе, находящейся, прежде всего в состоянии стабильности и равновесия и только затем в ситуациях изменения.
Чтобы знание об обществе отвечало требованиям объективности, реальности, научности, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться, с точки зрения позитивизма, с помощью методов естественных наук. Основными среди них считались наблюдение, эксперимент, сравнительный, исторический и в определенной степени математический методы.
Позитивизм как парадигма социологии XIX в. проявился в таких более конкретных своих направлениях, как натурализм, органицизм, эволюционизм. Кроме указанных течений, к позитивизму относятся также социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и др. Все эти направления и течения позитивизма отличались одним общим принципом — социологическим редукционизмом.
Основоположником позитивизма был О. Конт. В данной работе мы рассмотрим социологические учения О. Конта и Г. Спенсера.
1
Глава 1. Социологические учения О. Конта.
Одна из главных теоретических задач, которую О. Конт ставил перед собой, заключалась в создании новой классификации наук, охватывающей все сферы знания. Им даже был сформулирован специальный «закон классификации», касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии. Основаниями для такой классификации явились, по Конту, два главных условия - догматическое и историческое.
Конт подчеркивал особую роль социологии по отношению к другим наукам. Она «возвышается» над остальными науками, «законодательствует», потому что определяет «гуманитарную» цель каждой из них.
Конт воспринимал состояние общества, в котором находился, как кризисное. Причем сам этот кризис рассматривался им комплексно - и в социальном, и в нравственном, и в интеллектуальном отношениях. Основным средством преодоления кризиса он считал создание и распространение новой, «позитивной» науки об обществе. Ее особенности виделись Конту в реальности и ненадуманности социологии, с одной стороны, и во включенности ее в общую научную картину и соответствующую классификацию наук -с другой. Новую позитивную науку об обществе он назвал сначала социальной физикой, а позднее (в 1839 г.) социологией.
Конт полагал, что с помощью новой позитивной науки об обществе, удастся его изменить. Он был убежден, что социальное устройство и вся его деятельность основаны на общественном мнении. Главный методологический принцип, который использует Конт при изучении мира и общества, -целостный и системный подход. Общество выступает как своего рода организм, социальная система, элементы которой выполняют специфические функции и служат ее требованиям. Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы.
Вся социология делилась им на две части - социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. Семья - это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, определяет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений. Поскольку семья - это первичная, складывающаяся на основе чувств, их силе форма объединения людей, именно из нее вырастают другие формы объединения людей - племена, народы и т.д. Все рассуждения Конта о семье, и особенно о женщине, окрашены в архаичные и консервативные тона. Он оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины; вместе с тем она являет собой силу любви, значащую гораздо больше, чем тщеславное превосходство разума.
Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний). По утверждению Конта, эти стадии проходят в своем развитии, возвышаясь от низшей к высшей. Первая - теологическая - отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая -метафизическая - является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности. Только третья, позитивная (научная), стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Все три стадии предстают у социолога как исторически сменяющие друг друга типы социальной организации человечества.
Особенно важно отметить, что и в социальной статике, и в социальной динамике духовный фактор главенствует. И в первой, и во второй изменения в духовной сфере сопровождаются переменами в остальных областях общественной жизни. Так что все духовное социально в самом широком и общем смысле.
Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта - порядка и прогресса. Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй - социальной динамике.
В социологии О. Конта стремление к реформированию научного знания тесно сочеталось с намерением использовать его для позитивного совершенствования общества. Социолог вторгается в сферу социальной политики и пытается создать для ее изменения позитивную программу, которая помогла бы лучше обустроить общество. Смысл этого обустройства - установление гармонии всех классов в обществе на основе сохранения частной собственности, достижение консенсуса между ними. Прообразом консенсуса классов выступает для Конта консенсус, существующий в семье между ее членами на основе господства альтруистических социальных чувств. Именно эти чувства противопоставляются эгоистическим, разъединяющим и членов семей, и классы. Суть нравственного учения позитивизма и соответствующей ему позитивной социальной политики Конт видит в возвышении альтруизма над эгоизмом, общественных интересов над личными.
Только такой порядок может привести к социальному прогрессу. Социолог резко выступает против всякого рода революций и считает, что преобразование общества должно осуществляться путем нравственного и духовного обновления каждого его члена.
1
Глава 2. Социологические учения Г. Спенсера.
Г. Спенсер относился к социологии как к всеобъемлющей науке, включающей в себя и этнографию, и антропологию, и общую теорию исторического развития. В отличие от О. Конта, который связывал новую науку об обществе с прогрессом идей, понятий, знаний о нем, Спенсер считал, что предметом социологии должна стать конкретная объективная реальность самого общества, описываемых социальных явлений и процессов.
Подчеркивая объективный характер развиваемой им науки, он исходит из органической связи естествознания и социального знания, из продолжения первого вторым. Спенсера с Контом роднит стремление трансформировать, перенести законы естественной науки в сферу анализа общественных явлений и процессов. Социология становится подлинной, настоящей наукой лишь тогда, полагает Спенсер, когда она следует идее природного, эволюционного закона. Ведущей естественной наукой во второй половине XIX в. английский социолог считал биологию. Поэтому вполне логичным и понятным становится его отношение к социологии как науке, продолжающей разработку биологических законов на материалах общественного развития и превращающей их таким образом в законы социологические.
Поскольку Спенсер считает, что главным для социологии является вопрос о том, что такое общество, он стремится дать на него ответ в первую очередь. Социолог отвергает попытку определить общество как собирательное имя для обозначения определенного количества индивидов. По его мнению, это особое бытие, которое, хотя и слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. Главное здесь - постоянство отношений между частями общества.
Для того чтобы дать собственное представление о нем, Спенсер постоянно прибегает к сравнению общества, которое он называет «общественным агрегатом», то с «классом агрегатов неорганических», то с «классом агрегатов органических». В качестве первого он часто использует пример дома и его составных частей - кирпичей, камней, кусков дерева и др., в качестве второго - любого живого существа, рассмотрению составных частей которого он постоянно уделяет большое внимание.
В конце концов, Г. Спенсер приходит к выводу, что общество есть организм, который имеет гораздо больше общего с живыми существами, нежели с неорганическими агрегатами. По меньшей мере две его черты свидетельствуют об этом. Первая состоит в том, что общественный рост, как и рост живого организма, обыкновенно длится либо до поглощения данного общества каким-либо другим обществом, либо до его распада на два или несколько иных. При этом социолог часто идет по пути аналогий между обществом и живым организмом как в целом, так и в рамках их конкретных структур. Однако Спенсер видит не только общее между живым организмом и обществом, но и то, что отличает их друг от друга.
Сформулируем в обобщенном виде основные сходства и различия между биологическим и социальным организмами так, как их видел Спенсер. Говоря о сходствах, назовем главные среди них:
1) общество, как и биологический организм, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме;
2) по мере роста общества в объеме усложняется его структура, как и структура организма в процессе биологической эволюции;
3) как в биологическом, так и в социальном организме дифференциация структуры его элементов сопровождается аналогичной дифференциацией их функций.
Что касается различий между биологическим и социальным организмами, то основные из них проявляются в следующем:
1) в биологическом организме элементы живут ради целого, в обществе же - наоборот;
2) способность чувствовать и мыслить сосредоточена лишь в определенных частях живого организма, тогда как в обществе сознание «разлито» по всему «агрегату».
Таким образом, социологическая теория Спенсера в той ее части, которая касается понимания общества, основывается на положении, заимствованном в первую очередь из учения Дарвина о живом организме. По существу общество его копирует и воспроизводит, из чего следует, что для него характерны биологические законы. Последние адаптируются Спенсером применительно к обществу.
Информация о работе Социологические учения О. Конта, Г. Спенсера