Социологические учения О. Конта, Г. Спенсера

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:12, контрольная работа

Краткое описание

Исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX в, был позитивизм (от лат. positivus — положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использо-вания законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм про-тивопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой «позитивной» социальной те¬ории, которая должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной теории.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Социологические учения О. Конта…………………….4
Глава 2. Социологические учения Г. Спенсера…………………6
Заключение………………………………………………………...9
Список литературы……………………………………………….11

Файлы: 1 файл

К.р. Социология.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Характеризуя общество, ученый отмечает, что оно существует для блага своих членов, а не наоборот. Удовлетворению их потребностей должна служить в первую очередь политическая организация общества.

Большое внимание английский социолог уделяет рассмотрению структу­ры общества. Рассматривая проблемы общественного роста, Спенсер говорит о постепенном усложнении структуры общества, связанном с восхождением «от самых мелких групп к более крупным, от простых групп к сложным, от сложных групп к группам двойной сложности» и т.д.

Анализируя в работах Спенсера структуру общества через выделение его социальных типов, необходимо остановиться на главных среди них -военных и промышленных (индустриальных) обществах. Их социальные характеристики оказываются прямо противоположными. В военном обществе коллективные пели заметно превалируют над индивидуальны­ми. В нем имеют место жесткая организация, иерархия управления, сис­тема принуждения, строгая дисциплина, наследуемая власть и т.д. Со­трудничество, за счет которого поддерживается жизнь в военном обществе, имеет принудительный характер. Что касается промышленного (индустриального) общества, то в нем основой функционирования яв­ляется добровольное, а не принудительное сотрудничество. Для этого ти­па общества характерны индивидуальная свобода, возможность по собственной воле осуществлять коммерческие сделки, высокая актив­ность значительной части населения, децентрализованный аппарат исполнительной власти и т.д.

Ранее отмечалось, что социологическая теория Г. Спенсера базируется на принципе понимания общества как организма. Вторым основным конституирующим принципом учения английского социолога был эволюционизм. У Спенсера идея всеобщей эволюции стала центральным пунктом всей его социологии.

Английский социолог рассматривает три вида эволюции — неоргани­ческий, органический, надорганический, соответствующие неорганичес­кой, органической природе и человеческому обществу. Наряду с общими законами эволюции, действующими во всех этих сферах, существуют за­коны, характерные для каждой из них.

Эволюция рассматривается как переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Человек превраща­ется в социальное существо, становится им в процессе длительной эволю­ции первобытных сообществ в социальные системы. Спенсер пишет о естественной эволюции трудовых навыков, интеллекта, социальных чувств, сердцевиной которой оказывается социализация человека. Социология должна раскрывать, по мнению английского ученого, действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных фактов, процессов, массо­вых типичных явлений. В этом плане единичное, случайное, индивиду­альное социологическая наука должна отвергать.

Важной составной частью социологической концепции Г. Спенсера явля­ется учение о социальных институтах, которое вытекает из трактовок общества, а также системного представления о его типах, этапах, развитии в рамках эволюции. Под социальным институтом английский социолог по­нимал способ и форму самоорганизации совместной жизни людей, хотя его строгого научного определения так и не дал. Социальный институт у него корректирует с организацией, учреждением, системой принуждения и другими его кон­кретными характеристиками. Совокупность социальных институтов, по его мнению, составляет структуру и организацию общества. Он доказывает, что в обществе по мере его эволюции становится все боль­ше социальных институтов, цель деятельности которых состоит в обеспечении нормального функционирования всего социального организма. Поскольку число институтов увеличивается, а структура каждого усложняется, постольку социология должна изучать, считает Спенсер, синхронность их взаимодейст­вия. Oт эффективности этого процесса зависит общественный прогресс, и социологическая наука не может пройти мимо данного обстоятельства.

Также социальные институты, по мнению социолога, выполняют еще одну важ­ную задачу: обеспечивают превращение человека в социальное существо, включают его в социальные действия, имеющие коллективный характер, другими словами, создают условия для социализации личности.

1

 



Заключение.

 

Говоря о значении социологического творчества О. Конта, уместно сказать, что О. Конт дал социологии имя и программу. Соглашаясь с такой оценкой, нуж­но признать, что одного этого уже достаточно, чтобы считать его основопо­ложником и одним из классиков мировой социологии. Исторически первое направление в ней - позитивизм - был определен Контом в философском, социологическом, этическом, политическом срезах. Развитие социологической науки в XIX и частично в XX в. находи­лось под довольно сильным влиянием позитивизма. Основным результатом этого влияния было стремление развивать социологию по пути естественно­научного знания. Переоценить роль идей Конта и его вклад в этом отноше­нии невозможно.

Французский социолог обосновывал идею строгого отбора социальных фактов для осмысления общественной реальности и постоянно стре­мился к этому сам. Это был тот путь, который он использовал, чтобы та­ким образом показать, как следует анализировать общество, преодолевая спекулятивно-умозрительный подход к нему. Здесь следует сказать о взглядах Конта на общество как на органическое целое, о его функциональном анализе, о доказательстве стабильности, социальной интеграции и присущей этому организму постоянно реализующейся идее развития.

Значение социологической концепции Конта определяется его многочисленными попытками найти критерии общественного порядка и социаль­ного прогресса в самом обществе, не выходя за его пределы. В последующем мировая социология, после некоторых колебаний и стремления искать ключ к развитию общества за его границами, в конце концов, избрала в каче­стве магистрального путь, предложенный Контом.

Можно еще искать и описывать элементы ограниченности социологии Конта. Однако задача анализа его творчества определяется прежде всего стремлением увидеть «позитивное», т.е. положительное, сохраненное по­следующим развитием науки и используемое социологами в изучении как общества в целом, так и его конкретных подсистем. Социология Кон­та жива и сегодня, а это — главное.

Значение социологического творчества Спенсера заключается, в первую очередь в показе исторической неизбежности, закономерности и неодолимости социальной эволюции и использовании для этой цели обоснованных научных аргументов. Благодаря такому анализу широкий круг мыслителей второй половины XIX в. проникся социальным оптимизмом и уверенностью в прогрессе человечества, являющемся конкре­тизацией общей идеи социальной эволюции.

Мировая социология получила целый «букет» хорошо разработанных понятий, без которых стало невозможный ее дальнейшее развитие. Спенсер показал социологической науке обширные возможности исполь­зования сравнительно-исторического метода, который явился одним из ос­новных инструментов изучения общества как социального организма. Ан­глийский социолог разработал типологию общества, которая и сегодня не оставляет равнодушными социологов, изучающих его различные структу­ры и классификации. Он сделал новый и очень важный шаг на пути превра­щения социологии в весьма значимую и престижную область научной дея­тельности.

1

 



Список литературы.

 

1.      Гараджа В.И. Социология религии.- М.: ИНФРА-М, 2005.

2.      Елсуков А.Н., Соколова Г.Н. История социологии.- Минск: Вышэйшая школа, 2000.

3.      Збровский Г.Е. История социологии.- М.: Гардарики, 2007.

 

1

 



Информация о работе Социологические учения О. Конта, Г. Спенсера