Учение Ф. Бекона

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:39, реферат

Краткое описание

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) по праву считается родоначальником философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет. Процесс обучения, отмеченный схоластическим подходом, сводившимся к чтению и анализу по преимуществу авторитетов прошлого, не удовлетворял Бэкона.
Это обучение не давало ничего нового, и частности, в познании природы. Уже в то время он приходит к убеждению, что новые знания о природе необходимо получать, исследуя, прежде всего ее самое.

Оглавление

Введение
1. Биография Ф. Бекона
2.Учение Ф. Бекона
3. Жизнь Ф. Бекона
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по Философии.doc

— 143.50 Кб (Скачать)
 
 

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     БРЯНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

     Кафедра: «Философия и история» 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     по  Философии

     на  тему «Учение Ф. Бэкона» 
 
 
 
 

                                         Выполнил студент

                                                             Гр. 10 –ЭУП1 Лифаштна Д.А.

                                    Преподаватель

                                        Степанищев А.Ф.

     БРЯНСК 2011

 

     Оглавление 
 

 

     

Введение

     Фрэнсис Бэкон (1561-1626) по праву считается родоначальником  философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет. Процесс обучения, отмеченный схоластическим подходом, сводившимся к чтению и анализу по преимуществу авторитетов прошлого, не удовлетворял Бэкона.

     Это обучение не давало ничего нового, и частности, в познании природы. Уже в то время он приходит к убеждению, что новые знания о природе необходимо получать, исследуя, прежде всего ее самое.

     Был дипломатом в  составе английской миссии в Париже. После смерти отца вернулся в Лондон, стал юристом, состоял в палате Общин. Делает блестящую карьеру при дворе короля Якова I.

     С 1619 года Ф. Бэкон стал лорд-канцлером  Англии. После того, как Яков I вынужден был вернуть Парламент по причине неуплаты жителями страны налогов, члены парламента взяли «реванш», в частности, Бэкона обвинили во взяточничестве и в 1621 г. отстранили от политической деятельности. Политическая карьера лорда Бэкона была окончена, он отходит от прежних дел и вплоть до самой смерти посвящает себя научной работе.

     Одну  группу работ Бэкона составляют труды, относящиеся к вопросам формирования науки и научного познания.

     Это, прежде всего трактаты, так или  иначе касающиеся его проекта "Великого Восстановления Наук" (из-за недостатка времени или по другим причинам этот проект не был закончен).

     Этот  проект был создан к 1620 г., однако полной реализации дождалась лишь вторая его  часть, посвященная новому индуктивному методу, которая была написана и  опубликована под названием "Новый Органон" также в 1620 г. В 1623 г. выходит в свет его работа «О достоинстве и приумножении наук».

 

Ф. Бэкон - основатель опытной  науки и философии  нового времени

     Ф. Бэконом инвентаризируются все  области сознания и деятельности.

     Общая тенденция философского мышления Бэкона является однозначно материалистической. Однако материализм Бэкона ограничен исторически и гносеологически.

     Развитие  науки Нового времени (и естественных и точных наук) было лишь в зачатках и находилось полностью под влиянием ренессансного понятия человека и человеческого разума. Поэтому и материализм Бэкона лишен глубокой структурности и является во многом скорее декларацией.

     Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных  общественных сил того времени. Его упор на эмпирические исследования, на познание природы логически вытекает из практики тогдашних прогрессивных общественных классов, в частности нарождающейся буржуазии.

     Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном познании. Это подтверждает и название одного из его исследований - "Естественное и экспериментальное описание к основанию философии ".

     Своей позицией он, собственно, выражает новую  исходную точку и новое основание  для всякого познания.

     Основное  внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания. В мире науки он видел основное средство решения социальных проблем и  противоречий тогдашнего общества.

     Бэкон - пророк и энтузиаст технического прогресса. Он ставит вопрос об организации науки и постановке ее на службу человеку. Эта ориентация на практическое значение знаний сближает его с философами Возрождения (в отличие от схоластов). А наука оценивается по результатам. «Плоды - поручитель и свидетель истинности философии».

     Смысл, призвание и задачи науки Бэкон  характеризует весьма четко во введении к "Великому Восстановлению Наук": "И, наконец, я хотел бы призвать всех людей к тому, чтобы они  помнили истинные цели науки, чтобы  они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь". Этому призванию науки подчиняется и ее направленность, и рабочие методы.

     Он  высоко оценивает достоинства античной культуры, вместе с тем им осознается, насколько превосходят их достижения современной науки. Насколько он ценит античность, настолько же низко  он оценивает схоластику. Он отвергает спекулятивные схоластические диспуты и ориентируется на познание действительного, реально существующего мира.

     Основным  орудием этого познания являются, согласно Бэкону, чувства, опыт, эксперимент  и то, что из них вытекает.

     Естествознание  по Бэкону - великая мать всех наук. Она была незаслуженно унижена до положения служанки. Задача - вернуть наукам самостоятельность и достоинство. «Философия должна войти в законное супружество с наукой, и только тогда она сможет приносить детей».

     Сложилась новая познавательная ситуация. Для нее характерно следующее: «До бесконечности разрослась груда опытов». Бэкон ставит задачи:

     а)глубокое преобразование массива накопленных знаний, рациональная его организация и упорядочивание;

     б)разработка методов получения нового знания.

     Первую  он реализует в работе «О достоинстве  и приумножении наук» - классификация  знаний. Вторую - в «Новом Органоне».

     Задача  упорядочивания знания. В основу классификации знаний Бэкон кладет три способности различения у человека: память, воображение, разум. Этим способностям соответствуют области деятельности - история, поэзия, философия с наукой. Результатам способностей соответствуют объекты (кроме поэзии, у воображения не может быть объекта, а она - его продукт). Объектом истории являются единичные события. У естественной истории - события в природе, у гражданской истории - в обществе.

     Философия по Бэкону имеет дело не с индивидуумами  и не с чувственными впечатлениями  от предметов, а с абстрактными понятиями, выведенными из них, соединением и разделением которых на основе законов природы и фактов самой действительности она и занимается. Философия относится к области рассудка и по существу включает в себя содержание всей теоретической науки.

     Объекты философии - Бог, природа и человек. Соответственно этому она делится на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке.

     Философия - знание общего. Проблему бога как объекта  познания он рассматривает в рамках концепции двух истин. В Священном  писании - моральные нормы. Теология, изучающая Бога, имеет небесное происхождение, в отличие от философии, у которой объект - природа и человек. Естественная религия может иметь объектом природу. В рамках естественной теологии (бог - объект внимания) философия может играть определенную роль.

     Кроме божественной философии существует естественная философия (натуральная). Она распадается на теоретическую (исследующую причину вещей и опирающуюся на«светоносные» опыты) и практическую философию (которая осуществляет «плодоносные» опыты и создает искусственные вещи).

     Теоретическая философия распадается на физику и метафизику. Основа этого деления - учение о 4-х причинах Аристотеля. Бэкон считает, что физика исследует материальные и движущие причины. Метафизика исследует формальную причину. А целевой причины в природе нет, лишь в человеческой деятельности. Глубинную суть составляют формы, их изучение - дело метафизики.

     Практическая  философия распадается на механику (исследования в области физики) и естественную - магия (она опирается  на познание форм). Продукт естественной магии - то, например, что изображено в «Новой Атлантиде» - «запасные» органы для человека и проч. Говоря современным языком, речь идет о высоких технологиях - High Tech.

     Великим приложением к естественной философии, как теоретической, так и практической он считал математику.

     Строго  говоря, математика даже составляет часть  метафизики, ибо количество, которое  является ее предметом, приложенное  к материи, есть своего рода мера природы  и условие множества природных  явлений, а поэтому и одна из ее сущностных форм.

     Поистине  знание о природе - это главный  всепоглощающий предмет внимания Бэкона, и какие бы философские вопросы  он ни затрагивал, подлинной наукой для него оставались изучение природы, естественная философия.

     К философии Бэкон относит и учение о человеке. Здесь также разделение областей: человек как индивид и объект антропологии, как гражданин - объект гражданской философии.

     Представление Бэкона о душе и ее способностях составляют центральное содержание его философии человека.

     Френсис Бэкон различал в человеке две души - разумную и чувственную. Первая - боговдохновенная (объект богооткровеннного знания), вторая - подобная душе животных (она - объект естественно-научного исследования): первая происходит от „ духа Божия “, вторая - из набора материальных элементов и является органом разумной души.

     Все учение о боговдохновенной душе - о  ее субстанции и природе, о том, врожденная ли она или привнесена извне, он оставляет  компетенции религии.

     И хотя все такого рода вопросы могли  бы получить в философии более глубокое и тщательное исследование по сравнению с тем состоянием, в котором они находятся в настоящее время, тем не менее, мы считаем более правильным передать эти вопросы на рассмотрение и определение религии, потому что иначе они получили бы в большинстве случаев ошибочное решение под влиянием тех заблуждений, которые могут породить у философов данные чувственных восприятий “.

Ф. Бэкон и его  философское учение

     Бэкон родился в Лондоне, его отец занимал  одну из высших должностей королевства, был лордом-хранителем Большой печати. Окончив  Кембридж, будущий философ некоторое время работал в английском посольстве в Париже. Вернувшись вскоре в Англию, в возрасте всего 23 лет он становится членом парламента и советником графа Эссекса, первого министра королевы Елизаветы.

     После вступления на престол Якова II Бэкон  получил должность своего отца –  хранителя Большой печати, а вскоре был назначен и лордом-канцлером. Он находился на этом посту всего  лишь два года, после чего был  обвинен в том, что, решая судебные тяжбы, брал взятки. Бэкон согласился с обвинением, философски заметив только, что взятки никогда не влияли на его решение, поскольку он брал их только у тех, кого считал правыми. Его приговорили к заключению в Тауэр и гигантскому штрафу. Однако уже через четыре дня он вышел на свободу, штраф же так и не заплатил.

     Вынужденный отказаться от общественной деятельности, Бэкон провел остаток своих дней за письменным столом, занимаясь философией и сочиняя книги. Через пять лет  после осуждения он умер от простуды, полученной во время опытов по консервированию кур (при помощи замораживания их в снегу).

     Два главных сочинения Фрэнсиса Бэкона называются: «О достоинстве и приумножении наук» и «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (не закончено).

Информация о работе Учение Ф. Бекона