Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:30, реферат
Цель работы: изучить особенности взглядов физиократов на примере основателя школы Ф. Кенэ.
Задачи: 1) выяснить методологическую платформу экономического исследования Ф. Кенэ;
2) рассмотреть основные идеи физиократического учения Ф. Кенэ;
3) сделать вывод о существе идей физиократов и их вкладе в развитие экономической науки.
Введение
1. Биография Ф. Кенэ
2. Принципы методологии
3. Учение о чистом продукте и классах
4. Теория капитала
5. Разработка других категорий политической экономии капитализма
6. Экономическая таблица Ф. Кенэ
Заключение
Список литературы
В 1734 г. популярнейшему к этому времени врачу Ф. Кенэ предложил постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже герцог Виллеруа. В 1749 г. после аналогичной «просьбы» небезызвестной маркизы Помпадур Ф. Кенэ обретает еще более почетную «службу», и, наконец, с 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика самого короля Людовика XV. Последний благоволил ему, произвел в дворянство; обращаясь к нему не иначе как «мой мыслитель», слушал советы своего доктора. Следуя одному из них, Людовик XV в качестве полезных для здоровья физических упражнений собственноручно сделал на печатном станке Ф. Кенэ первые оттиски «Экономической таблицы», явившейся, как выяснилось впоследствии, первой попыткой научного анализа общественного воспроизводства. [1, с.48]
По мере улучшения и упрочения своего материального положения (в парижский период жизни) Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он начинает посвящать философской науке, а затем целиком экономической теории. С 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро и др.» Аламбером, в которой и были опубликованы его основные экономические произведения (статьи): «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др.
На квартире в Версале у него собирались для ученых дискуссий философы, писатели-просветители, сплотившиеся в 50-е гг. вокруг «Энциклопедии»: Дидро, Гельвецкий, Дюкло, Тюрго, Мирабо. Занимаясь философией, общаясь с просветителями-философами, Кенэ не стал материалистом. Он примыкал к учению Декарта-Мальбранша о двойственной истине. Человеческое общество рассматривалось им как часть мироздания, подчиненная законам природы. Он изучал законы природы и указывал, что не только в природе, но и в обществе обмен развивается по принципу эквивалентности. Эта идея была плодотворно использована в его экономических исследованиях. Как экономист Кенэ сформировался довольно поздно, в 50-х гг. 18в., когда ему было уже под 60 лет. [8, с.69] К этому времени экономические проблемы Франции привлекли к себе все прогрессивные умы. В 1756г. Дидро привлекает Кенэ к участию в «Энциклопедии». Это событие сыграло очень существенную роль в жизни Кенэ. Будучи выходцем из народа, он хорошо знал его тяготы и нужды, видел бедственное положение французских крестьян и городских тружеников. Живя при королевском дворе, он наблюдал расточительную роскошь, в которой пребывали аристократы. Связи самого Кенэ с аристократами, с дворянством были очень тесными. Эта двойственность отразилась на всей экономической платформе Кенэ и проявилась уже в первых экономических статьях, которые он написал для «Энциклопедии» («Фермеры», «Зерно», «Население», «Налоги») [1, с.48-50].
2. Принципы методологии Ф. Кенэ
В сочинениях Кенэ решительно осуждает взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что по сути явилось отражением нараставшего в стране на протяжении ряда десятилетий неудовольствия состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен Людовика XIV (это отмечал и А. Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б. Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, можно заключить, что в качестве предмета изучения политической экономии Ф. Кенэ избрал чрезмерно возвеличенные им же с точки зрения общественного благополучия проблемы сельскохозяйственного производства, являющегося составной частью сферы производства. Причем он явно недооценивает взаимосвязь всех сфер экономики, что обусловлено методологическими принципами, которых этот автор неизменно придерживался и своем творчестве.
В отличие от английской классической буржуазной политической экономии, которая сосредоточила свое внимание главным образом на проблемах разделения труда, стоимости, прибыли, заработной платы, в первую очередь анализируя промышленное производство, а затем уже сельское хозяйство, Кенэ объектом своего исследования сделал земледелие. Он анализировал сельское хозяйство, объединив его единственно производительной силой. Только в земледелии, по утверждению Кенэ, создается новое богатство, большая производительность земледельческого труда обусловлена самой природой. [7, с.87]
кенэ физиократ капитал воспроизводство
Методологической платформой экономического исследования Ф. Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию»
Эту концепцию он подробно изложил в работе «Естественное право» (1765), которая дает представление о мировоззрении Кенэ и философских корнях физиократизма. Кенэ считал, что общественные законы являются законами «естественного порядка», которые выгодны человеческому обществу. Эти законы, рассуждал далее Кенэ, установлены богом для воспроизводства и распределения материальных благ. Эту идею он развивал в работе «Китайский деспотизм» (1767). «Физические законы, которые устанавливают естественный порядок, наиболее выгодный для человеческого рода, и с точностью определяют естественное право всех людей, являются вечными, неизменными и несомненно лучшими законами, какие только могут существовать.» Право собственности, по мнению Кенэ, является основой естественного права. По существу, под естественным порядком понимался буржуазный порядок. Под маркой обоснования естественного порядка защищался капиталистический способ производства, с господством частной собственности и развивающийся на основе свободной конкуренции.
Кенэ заявлял, что естественное право человека может быть определено приблизительно как право человека на вещи, пригодные для его пользования. Но, чтобы не дать повод для радикальных выводов, Кенэ делает уточнение, что естественное право всех на все является абстрактной идеей, в действительности очень ограничено, является пустым софизмом. «Его право на все походит на право каждой ласточки на всех летающих по воздуху мошек» [4, с.333].
Однако, несмотря на буржуазную ограниченность, учение физиократов о «естественном праве» и «естественном порядке» имело огромное значение для обоснования физиократической теории. Это учение, хотя и в религиозной оболочке, выдвигало идею объективности и закономерности общественного развития. Физиократы рассматривали общество как живой общественный организм, а экономическую жизнь - как естественный процесс, имеющий внутренние закономерности. «Большой заслугой физиократов было то, что они рассматривали эти (общественные - Л.С.) формы как физиологические формы общества: как формы, вытекающие из естественной необходимости самого производства и не зависящие от воли, политики и т.д. Это - материальные законы; ошибка состоит здесь лишь в том, что материальный закон одной определенной исторической ступени общества рассматривается как абстрактный закон, одинаково господствующий над всеми формами общества» [5, с.12].
Одновременно Ф. Кенэ предупреждает, что «верховная власть» не должна быть аристократической или представленной крупным земельным собственникам; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства. несправедливости, наиболее зверские насилия и создать самую разнузданную анархию». Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов естественного порядка, необходимых для осуществления государственного руководства.
Оценивая методологию исследования Ф. Кенэ и его последователей, Н. Кондратьев отмечал, что «в учении физиократов можно найти уже систему теоретических экономических взглядов», хотя по сути эти исследователи не провели «методологической грани между чисто теоретическими и практическими (экономико-политическими) суждениями». Провозглашенная физиократами экономическая наука, по его мнению, изучает физические и моральные законы «наиболее совершенного строя», который вызывает у них «...вдохновение и энтузиазм, до известной степени сектантский характер всего их течения и мессионизм во взглядах на свою роль» [1, с.49].
кенэ физиократ чистый продукт капитал
3. Учение о чистом продукте и классах
В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, или о прибавочном продукте. В противоположность меркантилистам физиократы перенесли вопрос о происхождении прибавочного продукта из сферы обращения в сферу материального производства и таким образом заложили основу для анализа капиталистического производства. Под чистым продуктом физиократы понимали избыток продукции, полученный в земледелии, над издержками производства. Чистый продукт, писал Кенэ в статье «Налоги», это «ежедневно создаваемые богатства, которые образуют доходы нации, представляют продукт, составляющий после изъятия всех издержек прибыли, извлекаемые из земельных владений» [5, с.223]. Таким образом, физиократы считали, что чистый продукт возникает только в земледелии. Кенэ утверждал, что в промышленности существует лишь потребление и там не создается чистого продукта. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта.
Рассуждая так, Ф. Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества - классов. При этом Ф. Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного; к производительному классу относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к классу собственников - землевладельцев, включая короля и духовенство; к бесплодному классу - всех граждан вне земледелия, т. е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг. [1, с.53]
Вместе с тем Ф. Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, как он полагал, «трудолюбивые представители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выгодой. Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище и одежде и боятся бедности и как следствие воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию, а удача доставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию.
Следует обратить внимание на то, что у физиократов наряду с натуралистической трактовкой прибавочного продукта как дара природы есть попытка рассматривать его («чистый продукт») и в стоимостном выражении.
Маркс считал, что физиократам удалось раскрыть в учении о «чистом продукте» тайну прибавочной стоимости. Он писал, что поскольку осью их учения является концепция о минимуме заработной платы, физиократы пришли к правильному выводу, что «производителен только такой труд, который создает прибавочную стоимость», что «в пределах земледельческого труда физиократы правильно понимают прибавочную стоимость... как продукт труда наемного работника» [5, с.14, 29].
Информация о работе Особенности физиократического учения Ф. Кенэ