Учения Конфуция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ). Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался
человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным
опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .

Оглавление

1)Введение
2)Учение Конфуция
а) Учение о человеке
б) Учение об обществе
в) Учение о государстве
3)Заключение

Файлы: 1 файл

Конфуций.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

 

                                                                             СОДЕРЖАНИЕ                                  

1)Введение

2)Учение  Конфуция

   а) Учение о человеке

   б) Учение об обществе

   в) Учение о государстве

3)Заключение

                                                                               ВВЕДЕНИЕ                                   

Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем конфуцианства  был Кун - Цю ( Конфуций ). Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался

человеческой сущностью, смыслом  человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным

опытом , предложил ряд интереснейших  идей . Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .

Конфуций родился в 551 году до нашей  эры . отцом его был великий  воин своего

времени , прославившийся своими подвигами  Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в момент

появления Конфуция был уже немолод.

Учения Конфуция

Учение Конфуция можно разделить  на три тесно взаимосвязанные  условные части , объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве . Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке. Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта . На основе личного

общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со

временем падают . Разбил людей  на три группы :

1) Распущенные

2) Сдержанные

3) Глупцы

Приводя примеры , характеризующие  поведение людей , принадлежащих  к определенной группе , доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли , выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого , они этого не достигнут . Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди . Если не установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого не избавятся ".*

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни , главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет им и его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :

1) Цзюнь-цзы  ( благородный муж ) - занимает  одно из центральных мест во  всем

учении . Ему  отведена роль идеального человека , примера  для подражания двум

остальным категориям .

2) Жэнь - обычные  люди , толпа . Среднее между  Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .

3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении  используется в основном в

сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном  значении .

Конфуций  выразил свои мысли об идеальном  человеке , написав: "Благородный  муж

думает  прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том , чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о необходимости помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.

Смысл жизни  благородного человека заключается  в достижении Дао , материальное

благополучие  отходит на второй план :  “Благородный муж беспокоится лишь о

том , что  не может постичь Дао , его не волнует нищета”. По мнению Конфуция , благородный человек должен относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по отношению друг к другу

является  одним из основных положений учения Конфуция .

 

Во многих изречениях Конфуция фигурирует  Дао . Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли . Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый- востоковед Алексеев :  " Дао - есть сущность , есть нечто статически абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании и измерений , нечто единственно правое и истинное ... Оно - самопроизвольное естество Оно для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка ...Небесный станок , лепящий формы ... Высшая Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов . Умудренный опытом , он понимал , какую опасность несло распространение доносительства , тем более на близких родственников - братьев , родителей .

Более того , он понимал , что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего общество на нравственных началах , и добиться , чтобы общество само отторгало доносительство .

Именно  поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших , о родне . Конфуций считал , что это должно было установить связь между поколениями , обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций , опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям , живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень сплочено , а значит и способно к быстрому и эффективному развитию . Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников . Однако Конфуций внес и много нового , например , культ грамотности , знаний . Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде

всего собственной  страны . Знание - атрибут здорового общества .

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием  в общий поведенческий блок “ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот блок прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли – жэнь .” Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство , соединив две важные части своего учения .

Конфуций  считал , что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества .

 

В отношениях общества с природой Конфуций также  руководствовался заботами о людях . Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально относится к природе . Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы :

        1) Чтобы стать достойным членом общества , нужно углублять свои знания о природе . Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о  необходимости образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и дополняет его .

         2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение . Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями , пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии .

         3) Бережное отношение как к живому миру , так и к природным ресурсам . Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал , что в случае нарушения существующих в природе  балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом .

         4) Регулярное благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления .

Конфуций высказывал несколько  своих пожеланий об устройстве  и принципах руководства идеальным государством .

Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли” здесь очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам , и честность , и искренность , стремление к собственному самоусовершенствованию , вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению Конфуция , обязательный элемент для людей , исполняющих государственные функции . Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью , только большую . Следовательно , править в государстве должны те же принципы , что и в обществе , то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности , всеобщей любви и искренности . Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению , нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое человеку сверху ,  не дойдет до души и сердца последнего , а значит , неспособно эффективно функционировать . Каркас модели государственного устройства  ,

предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им жизнеспособность , является принцип “хэ”. К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены общества . В условиях , когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона. Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее  ход развития политической мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.

.

Людей Конфуций разделил по отношению  к управлению государством  на две  группы :

1) Управляющие

2) Управляемые

Наибольшее внимание в этой части  Учения уделяется первой группе людей . По мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы . Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных . Их роль заключается в воспитании народа , направлении его на правильный путь . При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье . Управляющие - отцы народа .

Для управляющих Конфуций вывел  четыре Дао:

           1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие  себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений . Это просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа правителю .

           2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .

           3) Чувство доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий чувством доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества , образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества .

           4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у людей , от чьей справедливости зависит благосостояние общества . Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались не одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем. Выделяя главное место в своей системе человеку , Конфуций , тем не менее , признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд , Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли . Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что главный фактор стабильности государства – доверие народа . Власть , которой не доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на неэффективность

управления и в этом случае неизбежен регресс общества .

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение Конфуция , появившись на основе древнекитайских религиозных и философских учений , тем не менее очень сильно отличается от них , а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними . Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой . Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и , как следствие , идеальным все, что создано не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке . Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество ,  и , как его составная часть , конкретный живой человек . Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам , движущим человеком . Давая это объяснение , он ввел ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее . Некоторые из них , такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь , на долгое время определили не только параметры развития политической культуры , но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации . Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека , оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации . В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том , что главное в жизни , то есть то , к чему должен стремиться человек , не замыкается на достижении личной гармонии с природой , а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом . Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том , что главное для человека - гармония с себе подобными . Высказав это предположение , он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности - государство , общество и , наконец , самого человека . Три его учения связаны   едиными понятиями , переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства . Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства , способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества . Таким образом , создав свое учение , Конфуций стал первым человеком , который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества .

                                   ЛИТЕРАТУРА                                  

1) “Древнекитайская философия  .”    т.1,2    М.-1972г.

2) Алексеев В. М. “Китайская литература (Избранные труды)” М.-1978г.

Информация о работе Учения Конфуция