Учение Конфуция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:15, реферат

Краткое описание

В середине I тысячелетия до н.э. одновременно с Грецией возникает философия в Индии и Китае, являющихся очагами древних цивилизаций. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Жизнь и учение Конфуция……………………………...........................5
1.Биографический портрет…………………………………………....5
2.Основы философских взглядов…………………………..…………8
3.Конфуций и государство……………………………………………9
4.Суждения Конфуция о государстве………………………………11
Глава 2. Основные идеи Конфуция в современном Китае................................13
Глава 3. Последователи и ученики Конфуция…………………………..….….17
3.1. Ученик Конфуция Мэн-цзы……………………...……….…...…….17
3.2. Ученик Конфуция Янь Юань ……………………...……………….19
Заключение.............................................................................................................22
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

конфуцианство.docx

— 78.94 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Жизнь и учение Конфуция……………………………...........................5

    1. Биографический портрет…………………………………………....5
    2. Основы философских взглядов…………………………..…………8
    3. Конфуций и государство……………………………………………9
    4. Суждения Конфуция о государстве………………………………11

Глава 2. Основные идеи Конфуция в современном Китае................................13

Глава 3. Последователи и ученики Конфуция…………………………..….….17

3.1. Ученик Конфуция Мэн-цзы……………………...……….…...…….17

3.2.  Ученик Конфуция  Янь Юань ……………………...……………….19

Заключение.............................................................................................................22

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В середине I тысячелетия  до н.э. одновременно с Грецией возникает  философия в Индии и Китае, являющихся очагами древних цивилизаций. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок  складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает  как разрешение противоречия между  мифологической картиной мира, построенной  по законам воображения, и новым  знанием и мышлением.

Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской  философии.

1) самосознание древних индийцев и древних китайцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей.

2) род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания.

3) телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии.

Первая философия закладывает  прочные основания традиционализма  в сознании. Тем самым она начинает обслуживать устойчивые социально-экономические  системы, сохранившиеся в Индии  и Китае вплоть до ХХ в. Если в  Индии многочисленные философские  школы так или иначе соотносились главным образом с брахманизмом и буддизмом, то в Китае - преимущественно с конфунцианской ортодоксией. В Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, а в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала ХХ в.

Отметим некоторые, наиболее общие черты древневосточной  философии, отличающие ее от философии  древнегреческой. Для древневосточной философии является характерным то, что естественнонаучные знания (астрономия, физика) не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии. Также для древневосточной философии был характерен глубокий традиционализм.

В восточной мысли религиозное  и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные  представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями.

Я затронул эту тему считая важным учение Конфуция. Конфуцианское централизованное  государство,  существовавшее  за  счет ренты-налога  с  крестьян,  не  поощряло   чрезмерного   развития   частного землевладения. Коль скоро усиление частного  сектора  переходило  допустимые границы, это вело к значительному снижению доходов казны и  распутству  всей административной  системы.  Возник  кризис,  и   в   этот   момент   начинал действовать  конфуцианский  тезис  об  ответственности  императоров   и   их чиновников  за  дурное  управление.  Кризис  преодолевался,  но  чаще  всего сопровождавшее его восстание развеивало в  прах  всё,  что  было  достигнуто частным сектором: о какой гарантии прав частных владельцев могла  идти  речь в  дни,  когда  страна  была  в  пламени  войны,  а  власть   осуществлялась крестьянскими вождями или  иноплеменными  захватчиками,  экспроприировавшими всех и вся? После кризиса центральная власть в лице нового императора и  его окружения становились сильнее, а частный  сектор  должен  был  начинать  всё заново. И всегда  отыскивались  популярные  деятели, которые находили в себе мужество  пойти  против  течения  и  резко  обличали пороки современного им общества. При этом они  руководствовались  не  только интересами страдающего народа; гораздо более  они  были  озабочены  нелегкой задачей  спасти  готовый  рухнуть  порядок вечных  и священных   принципов конфуцианского государства.

 

 

 

Глава 1. Жизнь и учение Конфуция.

1.1. Биографический портрет.

Конфуций (ок . 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего  чиновника Шу Лянхэ и 17-летней наложницы по имени Янь Чженцзай. Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками.

Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику  ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал  в отставку и отправился в сопровождении  учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести  свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние  годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя  составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.

Хотя конфуцианство часто  называют религией, в нём нет института  церкви, и для него не важны вопросы  теологии. Конфуцианская этика нерелигиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Пять постоянств праведного человека (цзюнь-цзы, 君子) :

- Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жень стало Дерево.

- И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.

- Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, напр. почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального организма.

- Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.

- Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.

Нравственные обязанности, поскольку они материализуются  в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия  у Конфуция не были разведены. Все  они входят в содержание категории  «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

1.2. Основы философских взглядов.

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: "Я передаю, но не создаю; я верю, в древность  и люблю ее". Золотым веком  для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.).1

Прототип нормального  общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших  и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости"). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность"). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом" (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству.

Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как  средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и  умершие. Долгом всякого "благородного мужа" (цзюнь - цзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. Конфуций не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?". Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества.2

Конфуцианству следовали  китайцы более двух тысячелетий. Оно традиционно служит предметом  изучения, источником ценностей и  социальным кодексом китайцев. Иногда конфуцианство рассматривается  как религия, а иногда как философия. Конфуций изучал способы мышлений и  действий, которые могли бы восстановить порядок и гармонию. Он привлёк 3000 учеников, 72 из которых стали его  последователями. Конфуцианство стало  считаться одной из шести основных философских школ. Во время правления  династии Хань (206 - 220 г.г. до н.э.) конфуцианство стало государственной ортодоксальной философией. Классическими текстами которые занимают важное место в конфуцианской традиции, являются: Шу цзин (книга истории), Ши цзин (книга песен), И цзин (книга перемен), Ли цзин (собрание ритуалов) и Чунь цю (летопись). В современном Китае конфуцианство как школа мысли и практики сошло со сцены. Но его принципы и парадигмы всё ещё сохраняются глубоко в китайской культуре.3

1.3 Конфуций и государство.

Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о  человеке, либо об обществе. Конфуцианскую  модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание  государственного устройства еще более  ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его учения в этой области взаимосвязаны. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть учения, как оно искажалось китайской бюрократией на протяжении многих веков.4

Согласно разработанной  Конфуцием схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на Ли ("правилах") им он предавал большое значение. Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общества и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и Жень ("человеколюбие") и, прежде всего, любовь к ближнему, сяо - сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственном управление. "Учитель сказал: "Можно ли управлять с помощью вежливости, не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!". Вежливость по-сути означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (легистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем учении Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд, и он станет послушным". Для того чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе" (гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через достижение единства, через разногласия".

Информация о работе Учение Конфуция