Контрольная работа по «Философии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Под космизмом в широком смысле слова понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих...

Оглавление

Введение 3
1. Религиозный космизм как феномен русской философии (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев)
Сущность и основные принципы философии космизма 6
«Философия общего дела» Н.Ф. Федорова 8
Философия космического всеединства В.С. Соловьева 13
Свобода и творчество в философии Н.А. Бердяева. 17
Художественно-эстетический космизм (Н.К. Рерих, Д.Андреев) 15
2.1 Учение о Живой Этике 20
2.2. Даниил Андреев и учение о «Розе мира» 24
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 72.70 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Даниил Андреев и учение  о «Розе мира».

По мнению исследователей Даниил Андреев (1906-1959) является одной из самых ярких фигур эзотерической мысли и мистической ветви русского космизма.

Даниил Андреев не входил ни в одну структуру, не имел никакой профессии, не был членом какого-либо организованного сообщества - разве только «гражданином СССР» по паспорту, а позже - «заключенным» по социальному статусу. При жизни Андреева не было опубликовано ни единого его стихотворения. Самоопределялся он чаще всего как «поэт». И действительно, большая часть андреевского наследия - поэтические произведения. Но его творчество не укладывается в чисто поэтические рамки даже с формальной точки зрения. 

Им написан прозаический роман «Странники ночи» и «Роза мира», жанр которой весьма сложно определить. «Труд, ставший главным в его жизни и творчестве - философско-поэтический трактат «Роза Мира» - произведение многоплановое, не поддающееся традиционному, формальному анализу. В нем переплетаются история и философия, литература и религия» [8, 136]. Именно «Роза мира» является квинтэссенцией теоретических воззрений Андреева. Творчество Андреева междисциплинарно - оно находится на границе искусства, философии, мистицизма, богословия, психологии, истории, политологии, публицистики и утопической традиции. «Концепция, выстроенная автором «Розы Мира», не является систематизацией чужих знаний. Она опирается по признанию автора, на его собственный духовный и мистический опыт. Сам автор, по собственному его признанию, писал и мета – исторический трактат, и поэтический ансамбль, и мистерию, используя введение в круг привычных культурных представлений ряда поворотных образов и идей» [11]. 

Сердцевиной трансфизической системы Даниила Андреева являются представления о многослойности мироздания, согласно которому каждый такой слой обладает своей особой материальностью и своим количеством пространственных и временных координат. 

Д. Андреев заявляет: «Понятие многослойности Вселенной лежит в основе концепции Розы мира» [8, 136]. Исходным в его рассуждениях является наш физический слой, соотносимый с астрономической Вселенной и характеризующийся тремя измерениями (координатами) Пространства и одним – Времени. Этот физический слой называется Энроф. 

Остальные слои Вселенной представляют материальные миры, отличные от Энрофа либо пространственным, либо временными координатами. Обитатели таких миров действуют в одном или двух измерениях, но одновременно существуют во всех измерениях, даже если их множество, и осознают их все. Многослойные системы имеют все небесные тела; их Андреев называет брамфатуры. Брамфатура нашей планеты называется Шаданакр и состоит из 242 разноматериальных слоёв. Преграды между слоями могут быть либо непроницаемы, как в Энрофе, либо настолько легко проницаемы, что переход из одного в другой подобен переходу через географические границы государств. Такие слои в «Розе мира» называются сакуалы. 

Протяжённость слоев и сакуал может быть космической, как в Энрофе, либо локальной, в пределах планеты или в пределах её физических участков. Д. Андреев утверждает, что многослойные системы материальностей, аналогичные брамфатурам, могут иметь колоссальные галактические объёмы, включающие целые созвездия. Такие макробрамфатуры могут иметь до восьми тысяч разноматериальных слоёв. 

Такова картина материального состояния многослойной Вселенной. Иной в «Розе мира» представлена её духовная структура. Бог создал мир и заселил его множеством существ, наделив большинство из них бессмертным началом – монадами. Одни монады – высшие – рождены Богом. К ним относится Христос и Люцифер. Они создатели и управители небесных тел. Другие монады, как например человеческие, – сотворены ими. Дух творится только Богом, эманирует из Него, а материальное создаётся монадами. 

Силы Света состоят из множества монад и объединены стремлением к совершенству и высшему единству. Другая часть монад во главе с Люцифером ещё до возникновения Земли отпала от Бога и попытались создать свою Вселенную, свои миры. Но поскольку они отказались от любви Бога, который эти миры создал, созданные им миры были непрочны и разрушались. Поэтому эти демонические монады стали захватывать миры, созданные сущностями, верными Богу, чтобы подчинить себе Вселенную. В захваченых ими мирах утверждалась энергия зависти, а главное – страдания. 

В Космосе немало миров, которые эти тёмные силы отторгли. Там победили Силы Света. Но на Земле они закрепились. В силу вступил закон «борьбы за существование». Более того, постепенно стал оформляться закон возмездия, действующий посмертно и в последующих воплощениях. Таким образом, идёт непрекращающаяся борьба светлых и тёмных сил, двух замыслов: Провидения – спасение всех живых, и Гагтунгра – превращение всех в жертвы. Это одновременно противостояние Космоса, как поприща становящихся монад, и Антикосмоса, как всемирного союза соперников и скопища ущербленных светлых монад, пленных ими в мирах, над которыми господствуют демоны. 

В эту борьбу космических сил включён и человек. В «Розе мира» Д. Андреева есть специальный раздел – «Разноматериальная структура человека», в которой это участие объясняется. Человеческие монады, творимые, а иногда и таинственным образом рождаемые им, как неделимые, бессмертные духовные единицы, высшие Я людей, входят в Шаданакр, облекаясь тончайшей материей, подобной энергий. Они создают свой мир, носящий название Ирольн. У человеческих монад одна задача – творческий труд, способствующий просветлению Вселенной. Этот труд просветляет низшие миры, создавая в них для себя материальные облачения и через них воздействуя на среду соответствующих слоёв. В начале монада создаёт из пятимерных пространств шельт – материальное вместилище монады со всеми её божественными свойствами и орудийными возможностями, а затем из четырёхмерных пространств своё астральное тело. Оба эти облачения монады принято называть «душой». 

Мать-Земля не оставляет человеческую монаду. Она оплодотворяется духом Солнца и создаёт для монады эфирное тело, без которого невозможна жизнь в мирах трёх и четырёх измерений. Когда шельт покидает в Энрофе физическое тело, остаётся труп. Этим заканчивается человеческий путь нисхождения и начинается путь восхождения. 

Физическое тело может воспроизводиться для монады неоднократно, а эфирное – единожды и сопровождает своего носителя по всем мирам Просветления, вплоть до высших небесных градов метакультур. Астральное же тело сопровождает носителя ещё и выше, вплоть до слоёв Высокого Долженствования. 

Наконец, сам Бог помогает светлым силам Космоса, способствуя вхождению в наивысшие миры Земли из Космоса Великой Женской Сущности. Её воплощение, как предуказано Богом, воплотиться в России в виде Розы Мира – Всемирного Человеческого Братства, как «итог духовной деятельности множества, как соборное творчество людей, ставших под низливающийся поток откровения». 

«От Бога только спасение, - пишет Андреев, - от Него только радость. От Него только благодать. И если мировые законы поражают нас своей жестокостью, то это потому, что голос Бога возвышается в нашей душе против творчества Великого Мучителя». Раз от Бога только любовь, радость, свет, то любовь и женское начало, утверждает Андреев, естественно выступают как высшие ценности человека [8, 138].

Роза Мира – своеобразное религиозное братство, отличное от замкнутой религиозной конфессии или международных религиозных сообществ типа теософского, антропософского или масонского. Главными, характерными чертами, отличающими Розу Мира от религий – церквей прошлого, по Д. Андрееву, являются интеррелигиозность, универсальность социальных стремлений и одновременно их конкретность, динамичность воззрений и последовательность всемирно-исторических задач. У «Розы Мира» ясные задачи и программа действий. Главная задача – уменьшение тёмных Сил, что означает «создание в человечестве такого духовного климата, при котором просветлённые души переживут не сотни и тысячи, как теперь, а миллионы. Эта задача – отвращение от миллионов, даже может быть миллиардов человеческих душ, опасности их порабощения грядущим антихристом, то есть от гибельного ущербления их существа и вступления их после смерти на длительную дорогу искупительных страданий». 

Таким образом, концепция многослойной Вселенной Д. Андреева – это новое мироощущение далеко выходящие за рамки традиционного дискурса. Это представление о мире и с разным числом пространнственно-временных координат. Более того – это представление о разных мирах, находящихся на разных ступенях физической и духовной эволюции. В результате многослойная Вселенная в «Розе Мира» это одновременно метаистория, трансфизика и метаэволюция; в совокупности они дают познание соответственно истории и культуры, природы нашего слоя и других иноматериальных слоёв Земли и всей Вселенной. 

Метаистория – ещё одна составляющая философии Д. Андреева, выражающая те причинно-следственные отношения всех уровней планетарного Космоса, которые скрепляют невидимой нитью реальные процессы исторических событий. Андреев через всю книгу провёл два значения понятия «метаистория». Первое: метаистория – это лежащая вне поля науки совокупность процессов, протекающих в тех слоях инобытия, которые, имея иные пространственно-временные координаты, «просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история». Эта связь поту- и посюсторонних процессов можно познать лишь метаисторически. Второе: метаистория – это «учение об этих процессах инобытия», имеющее религиозный смысл. 

Чтобы вскрыть суть метаистории, нужен особый провидческий дар, присущий немногим. Дар этот проявляется уже на первой ступени метаисторического познания, когда перед философом в «мгновенном внутреннем акте» возникают «огромные пласты исторического» бытия, когда века переживаются в мистическом озарении, когда «синтетически охватываются единовременно целые эпохи, целый – если можно так выразится – метаисторический космос этих эпох с великим, борющимся в нём началом». Первую ступень метаистороического познания Д. Андреев называет «озарение». 

На второй ступени образы и идеи, возникшие в результате озарения, как бы «созерцаются». Происходит «вживание, сосредоточённое вглядывание – иногда радостное, иногда мучительное – в исторические образы, но не замкнутые в самих себе, а воспринимаемые в их слитности со второй, метаисторической реальностью, за ними стоящей». 

Третья стадия – метаисторического осмысление, уяснение неотчётливых связей. На этой стадии рождаются философские системы, великие творения человеческой мысли, культуры, искусства. Правда, на этой стадии неизбежно вмешательство рассудка и, следовательно, ошибки. Кроме метаисторического существуют ещё два метода познания – трансфизический и вселенский. Если объектом метаисторического познания является история и культура, то трансфизическое изучает наш и другие слои Шаданакара, а вселенское – всю Вселенную в целом. Обладая утончённой способностью метаисторического познания, Д. Андреев обнаружил, что каждое историческое событие, каким бы сложным оно ни было, имеет метафизический план бытия, суть которого в борьбе светлых и тёмных сил. По его мнению существует всеохватная метаисторическая телеология, которой как Закону, подчинено историческое бытие стран и народов, религий и государств. 

«Андреев не только мыслитель, но и художник (писатель, поэт). Достоинство его труда именно в художественности. Он строит не обычное .эзотерическое учение, а художественную реальность: для нее же характерны оппозиции, идеализированные противоположные миры, авторские взлеты и падения. И скреплено все это не только и не столько научной логикой, но художественным гением, иллюзией художественной правды, подтверждением художественной реальности. Но художественная реальность, особенно эзотерическая - это мир души самого автора - Даниила Андреева», - пишет Розин [8, 141].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Космизм, или универсализм, исходил из представления о человеке как существе, обладающем универсальностью внутреннего содержания, открытостью людям, истории, бытию, вселенной, Богу. Космизм - это философия жизни, смерти и бессмертия человека и вселенной, земного и неземного в их неразрывном единстве. Это философия поисков и обретений высшего смысла бытия вообще, это философия надежды и спасения. 

Понятие «русский космизм» обозначает самостоятельное явление культуры, в рамках которого осознаётся многоплановое взаимопроникающее единство человека, человеческого общества, Земли и Космоса, обусловленное общими закономерностями, присущими им в естественно-научном, а, следовательно, в онтологическом, этическом и эстетическом планах. В этой связи вся природа рассматривается как субъект этических отношений, а не просто как объект практической деятельности и эстетического внимания. Истинность, непротиворечивость познания природы, таким образом, теоретически предполагается в единстве практически-рационального и эмоционального (этико-эстетического) способов её освоения. При этом, любое негативное в эмоциональном плане действие рассматривается как целенаправленно разрушающее естественную среду обитания человека, признаётся равная важность экологии окружающей среды и экологии души. Неотъемлемый элемент философии русского космизма составляет акцентуация на необходимости умножения блага в природе по её же лучшим образцам, путём подражания ей (в том числе и в таком её качестве, как бессмертие).

Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации. 

Ценность научных идей русских космистов состоит не только в изучении взаимодействий человечества и космоса, но, главным образом, в формировании антропокосмического мировоззрения, определяющего особое отношение к природе Земли и самого человека. Прагматическое отношение к природе оборачивается потерей равновесия между материальными и духовными ценностями.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть общие родовые черты космического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в России за последнее столетие. Прежде всего это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия - от «регуляции природы» до ноосферы. У религиозных космистов высшая цель движения носит название Царствия Божьего, Царствия небесного. Утверждается и несовершенство, «промежуточность» нынешней, еще кризисной, требующей дальнейшего роста природы человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. И в религиозной ветви русского космизма, в центральной его теме богочеловечества, торжествует идея творческого призвания человека. Возникает новый взгляд на человека как не только на исторического социального деятеля, биологический или экзистенциальный субъект, но и на существо эволюционирующее, творчески самопревосходящее, космическое.

Информация о работе Контрольная работа по «Философии»