Контрольная работа по «Философия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 38.41 Кб (Скачать)

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»


 

 

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Экономики

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Философия»

Вариант № V

 

Выполнил:

Кода Наталья Ивановна

ФИО полностью, заполняется студентом

Группа:

Э-13-ВС(И)

если номер группы неизвестен, просто, например, М(Ф, ЭУ и т.д.)-10-С(И),

 заполняется студентом

Контактная информация:

nata.koda.90@mail.ru

e-mail, моб.телефон , заполняется студентом

Отметка о регистрации:

 

дата, подпись специалиста (заполняется специалистом кафедры)

Проверил:

Вотинцева Н.Н.

ФИО преподавателя

Дата:

 

Оценка:

 

Примечания:

 
 
 
 

 

 

 

 

Пермь 2014

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Именно с этих позиций рассмотрим христианство.

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V - ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I - V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V - XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).

К изучению развития общества и государства существуют 2 основных подхода – цивилизационный и формационный. Первый основывается на том, что критерием типологии является достигнутый уровень цивилизации разными странами. Формационный подход к изучению общества предполагает, что на протяжении истории в своем развитии человечество проходит определенные стадии (формации), отличающиеся друг от друга базисом и надстройкой. Яркими представителями второго подхода являются К.Маркс и Ф.Энгельс.

 

1. Условия формирования и главные особенности

средневековой философии

 

Средневековая философия — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии

Философия средневековья имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Средневековая философия хронологически охватывает период с V по XV в. н. э., который можно условно разделить на три этапа:

Первый этап

1-й этап - V-IX вв. - становление  средневековой философии, связан  прежде всего с работами Аврелия  Августина (354-430);

Второй этап

2-й этап - X-XIII вв. - расцвет  средневековой религиозной философии, окончательное оформление получил  в трудах Фомы Аквинского (1225-1274);

Третий этап

3-й этап - XIV-XV вв. - упадок  средневековой философии, характеризуется  преобладанием схоластики, отсутствием  творческого начала, спорами номиналистов и реалистов.

Для средневековой философии характерны:

    • существование только религиозной философии из-за неразрывной связи ее с религией; отсюда высшим знанием считалась теология, а философия занимала более низкую ступень в иерархии наук;
    • теоцентризм; первопричиной всего существующего был провозглашен Бог, и философия занималась изучением проблем, связанных с Богом: что есть Бог, как он проявляет себя в окружающем мире, можно ли его познать рациональным путем и т. д.;
    • креационизм (лат. creatio - создание, творение), т. е. сотворенность Вселенной Богом, и провиденциализм (лат. providentia - провидение), т. е. истолкование исторического процесса как осуществление замысла Бога, выступали основными философскими принципами;
    • преобладание мистицизма и иррационализма; основным способом познания окружающего мира являлась не мыслительная деятельность человека, а вера и божественное откровение, выраженное прежде всего в Священном Писании в символической форме. Считалось, что все возможное знание об окружающем мире зашифровано в Библии и трудах «отцов церкви», поэтому нужно лишь правильно расшифровать эту информацию.

 Средневековье обнаружило  огромные возможности неопредмеченного  мышления, предполагавшего, с одной  стороны, доказательство, основанное  на примерах, а с другой - требовавшего  комментария библейских текстов, который есть речевая встреча  смыслов Божественного откровения  и человеческого постижения. В  речевом диалоге, принявшем форму  диспута, была создана возможность  формирования такой диалектики, понятия которой одновременно - двуосмысленно - направлялись на сакральное  и мирское, образуя особый способ  познания. Идея двуосмысленности, или  эквивокации становится одной  из важнейших философских идей. Само философствование осуществляется  в момент чтения авторитетного  текста или в момент его  комментирования, т.е. оно всегда  в настоящем, где вечное прикасается  к временному. Философия через  комментарий обнаруживала в себе  теологическую сущность, понимая  удвоение сущего как общего  для мира людей и как Божественного  всеобщего. Потому наряду с унаследованными  от античности понятиями (бытие, сущность, или субстанция, количество, качество, отношение) огромное значение  приобретают идеи ничто, присущности, интуиции, эквивокации, статуса вещи, интенции, субъект-субстанции, персоны, сингулярности, концепта, трансляции.

 

 

2. Формационный подход к объяснению общества

 

Формация – сложившийся исторически тип общества, основу которого составляет определенный способ материального производства. Фундаментом всех общественных отношений, исходя из изложенного, являются производственные.

Формационный подход включает в себя такие понятия как надстройка и базис. Последний означает совокупность отношений в сфере экономики, складывающихся при производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ. При этом характер производственных отношений не зависит от сознания и воли, на него оказывает влияние достигнутый уровень и потребности материальных либо производственных сил этих отношений.

Под надстройкой понимают совокупность правовых, религиозных, политических и других взглядов и отношений. Структуру надстройки составляют социальные отношения в обществе, определенные формы семьи, быта и образа жизни.

Смысл формационной концепции заключается в том, что в результате развития сил производства, создаются им соответствующие производственные отношения, которые сменяют существующие и определяют возникновение новой формации.

Для каждой из них характерны определенные основные формы собственности и господствующие как в политике, так и в экономике ведущие классы. Аграрной цивилизации соответствуют стадии первобытного, рабовладельческого, феодального общества. Капиталистической – индустриальная цивилизация. Высшей формацией считалась коммунистическая, которая с марксистской точки зрения строится на лучшем, экономически более развитом базисе.

С точки зрения Маркса, объективной силой, движущей прогресс общества, является диалектика производительных сил и производственных отношений, которые, вступая в противоречие, взаимодействуют и порождают новый тип базиса, который в свою очередь трансформирует надстроечную часть формации: производительные силы прогрессируют с течением времени под влиянием прогресса науки и техники.

Самим К.Марксом выделялось три формации – первичная, вторичная и третичная. Первичной являлась первобытная (архаичная), вторичной – экономическая, в которую включались античный, азиатский, феодальный и капиталистический (буржуазный) способы производства, третичной – коммунистическая. То есть согласно этой теории, формация являлась определенной ступенью исторического прогресса, каждая из которых поступательно и закономерно приближала общество к коммунизму.

Формационный подход развития подразумевает постоянную, неуклонную и прогрессивную трансформацию общества от низших типов к высшим в связи с изменениями и развитием производственных отношений. Центральным моментом теории является то, что смена формаций происходит через борьбу классов и социальную революцию, разрешающую политическими средствами противоречия, возникающие между базисом и надстройкой.

Формационный подход к типологии государства также основывается на марксистском учении о сменах общественно-экономических формаций. Исторические типы государства (выделяется рабовладельческий, феодальный, затем капиталистический, социалистический) соответствую каждой из них.

Формационный подход имеет ряд недостатков:

    • преувеличена роль экономики в общественной жизни;
    • недооценена роль духовных и иных надстроечных факторов;
    • предопределенность развития исторических процессов;
    • историческое развитие происходит однолинейно;
    • привязанность к материалистическому воззрению.

 

Заключение

 

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

- теоцентризм (главной причиной  всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских  исследований являлся Бог);

- изучению самого по  себе космоса, природы, явлений окружающего  мира уделялось мало внимания, так как они считались творением  Бога;

- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе - в Библии);

- сглаживается противоречие  между материализмом и идеализмом;

- человек выделялся из  природы и объявлялся творением  Бога, стоящим над природой (подчеркивалась  божественная сущность человека);

- провозглашался принцип  свободы воли человека в рамках  божественного предопределения;

- выдвигалась идея о  воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем  при богоугодном поведении;

- мир считался познаваемым  через понятие Бога, которое может  быть осуществлено через веру  в Бога.

Формационный подход рассматривает историю человечества, как имеющую определенную качественную цель, достижение которой совпадает с возникновением окончательного и совершенного типа общества, именуемой Марксом коммунизм.

Согласно данному подходу, процесс развития общества представляет собою трансформацию общественной структуры путем перехода от одной общественно-экономической формации (ОЭФ) к другой.

Эссе "Парадокс развития"

 

Развитие - процесс охватывающий весь взаимосвязанный мир как целое, развитие - бесконечное движение от низшего к высшему: понятия высшего и низшего выступают в качестве двух важнейших категорий развития. Порядок развития: высшее можно представить как совокупность содержания, заимствованного из низшего и некоторого нового, возникшего содержания, приращения сложности. Современная наука доказала, что развитие существует. Но когда человек углубляется в сущность развития, то неизбежно возникает представление, что развитие невозможно (парадокс).

Информация о работе Контрольная работа по «Философия»