Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 17:43, контрольная работа
Краткое описание
Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии
Философские идеи в средние
века чаще всего были облачены в религиозные
одежды. Строго говоря, религия не является
философией. Религия - это богопослушание,
сверхъестественная связь человека с
богом. Для религии характерны чудеса,
безудержная вера в догматы. В философии
то и другое ставится под сомнение. В то
же время нельзя не видеть и определенное
сходство религии и философии. Как мы видели
на примере анализа воззрений Платона
и Аристотеля, тема бога не является чуждой
для философии. Поиски единого очень часто
приводят к теме бога. В религиозных воззрениях,
равно как и в любых других воззрениях,
всегда содержатся философские идеи. Именно
с этих позиций рассмотрим христианство.
Средневековой теологической
философией называется ведущее философское
направление, распространенное в Европе
в V - ХVI вв., которое признавало Бога в качестве
высшего существующего начала, а весь
окружающий мир - Его творения. Теологическая
философия начала зарождаться еще в Римской
империи в I - V вв. н.э. на основе раннего
христианства, ересей и античной философии
и достигла высшего расцвета в V - XIII вв.
н.э. (в период между распадом Западной
Римской империи (476 г.) и началом эпохи
Возрождения).
К изучению развития общества
и государства существуют 2 основных подхода
– цивилизационный и формационный. Первый
основывается на том, что критерием типологии
является достигнутый уровень цивилизации
разными странами. Формационный подход
к изучению общества предполагает, что
на протяжении истории в своем развитии
человечество проходит определенные стадии
(формации), отличающиеся друг от друга
базисом и надстройкой. Яркими представителями
второго подхода являются К.Маркс и Ф.Энгельс.
1.
Условия формирования и главные особенности
средневековой
философии
Средневековая философия —
исторический этап развития западной
философии, охватывающий период с V по
XIV века. Характеризуется теоцентричностью
взглядов и приверженностью идеям креационизма.
Возникновение средневековой
философии очень часто связывают с падением
Западной Римской империи (476 год н.э), однако
такая датировка является не совсем корректной.
В это время еще господствует греческая
философия, и с ее точки зрения началом
всего является природа. В средневековой
философии, напротив, реальностью, определяющей
все сущее есть Бог. Поэтому переход от
одного мышления к другому не мог произойти
мгновенно: завоевание Рима не могло сразу
изменить ни социальных отношений (ведь
греческая философия принадлежит эпохе
античного рабовладельчества, а средневековая
философия относится к эпохе феодализма),
ни внутреннего миропредставления людей,
ни религиозных убеждений, построенных
веками. Формирование нового типа общества
длится весьма продолжительно. В I-IV веках
н.э конкурируют между собой философские
учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников,
и в это же время формируются очаги новой
веры и мысли, которые в последствии составят
основу средневековой философии
Философия средневековья имела
два основных источника своего формирования.
Первый из них - древнегреческая философия,
прежде всего в ее платоновской и аристотелевской
традициях. Второй источник - Священное
писание, повернувший эту философию в
русло христианства.
Идеалистическая ориентация
большинства философских систем средневековья
диктовалась основными догматами христианства,
среди которых наибольшее значение имели
такие, как догмат о личностной форме бога-творца,
и догмат о творении богом мира "из ничего".
В условиях такого жестокого религиозного
диктата, поддерживаемого государственной
властью, философия была объявлена "служанкой
религии", в рамках которой все философские
вопросы решались с позиции теоцентризма,
креационизма, провиденциализма.
Средневековая философия хронологически
охватывает период с V по XV в. н. э., который
можно условно разделить на три этапа:
Первый этап
1-й этап - V-IX вв. - становление
средневековой философии, связан
прежде всего с работами Аврелия
Августина (354-430);
Второй этап
2-й этап - X-XIII вв. - расцвет
средневековой религиозной философии,
окончательное оформление получил
в трудах Фомы Аквинского (1225-1274);
Третий этап
3-й этап - XIV-XV вв. - упадок
средневековой философии, характеризуется
преобладанием схоластики, отсутствием
творческого начала, спорами номиналистов
и реалистов.
Для средневековой философии
характерны:
существование только религиозной
философии из-за неразрывной связи ее
с религией; отсюда высшим знанием считалась
теология, а философия занимала более
низкую ступень в иерархии наук;
теоцентризм; первопричиной
всего существующего был провозглашен
Бог, и философия занималась изучением
проблем, связанных с Богом: что есть Бог,
как он проявляет себя в окружающем мире,
можно ли его познать рациональным путем
и т. д.;
креационизм (лат. creatio - создание,
творение), т. е. сотворенность Вселенной
Богом, и провиденциализм (лат. providentia -
провидение), т. е. истолкование исторического
процесса как осуществление замысла Бога,
выступали основными философскими принципами;
преобладание мистицизма и
иррационализма; основным способом познания
окружающего мира являлась не мыслительная
деятельность человека, а вера и божественное
откровение, выраженное прежде всего в
Священном Писании в символической форме.
Считалось, что все возможное знание об
окружающем мире зашифровано в Библии
и трудах «отцов церкви», поэтому нужно
лишь правильно расшифровать эту информацию.
Средневековье обнаружило
огромные возможности неопредмеченного
мышления, предполагавшего, с одной
стороны, доказательство, основанное
на примерах, а с другой - требовавшего
комментария библейских текстов,
который есть речевая встреча
смыслов Божественного откровения
и человеческого постижения. В
речевом диалоге, принявшем форму
диспута, была создана возможность
формирования такой диалектики,
понятия которой одновременно - двуосмысленно
- направлялись на сакральное
и мирское, образуя особый способ
познания. Идея двуосмысленности, или
эквивокации становится одной
из важнейших философских идей.
Само философствование осуществляется
в момент чтения авторитетного
текста или в момент его
комментирования, т.е. оно всегда
в настоящем, где вечное прикасается
к временному. Философия через
комментарий обнаруживала в себе
теологическую сущность, понимая
удвоение сущего как общего
для мира людей и как Божественного
всеобщего. Потому наряду с унаследованными
от античности понятиями (бытие,
сущность, или субстанция, количество,
качество, отношение) огромное значение
приобретают идеи ничто, присущности,
интуиции, эквивокации, статуса вещи,
интенции, субъект-субстанции, персоны,
сингулярности, концепта, трансляции.
2. Формационный подход к объяснению общества
Формация – сложившийся исторически
тип общества, основу которого составляет
определенный способ материального производства.
Фундаментом всех общественных отношений,
исходя из изложенного, являются производственные.
Формационный подход включает
в себя такие понятия как надстройка и
базис. Последний означает совокупность
отношений в сфере экономики, складывающихся
при производстве, обмене, распределении
и потреблении материальных благ. При
этом характер производственных отношений
не зависит от сознания и воли, на него
оказывает влияние достигнутый уровень
и потребности материальных либо производственных
сил этих отношений.
Под надстройкой понимают совокупность
правовых, религиозных, политических и
других взглядов и отношений. Структуру
надстройки составляют социальные отношения
в обществе, определенные формы семьи,
быта и образа жизни.
Смысл формационной концепции
заключается в том, что в результате развития
сил производства, создаются им соответствующие
производственные отношения, которые
сменяют существующие и определяют возникновение
новой формации.
Для каждой из них характерны
определенные основные формы собственности
и господствующие как в политике, так и
в экономике ведущие классы. Аграрной
цивилизации соответствуют стадии первобытного,
рабовладельческого, феодального общества.
Капиталистической – индустриальная
цивилизация. Высшей формацией считалась
коммунистическая, которая с марксистской
точки зрения строится на лучшем, экономически
более развитом базисе.
С точки зрения Маркса, объективной
силой, движущей прогресс общества, является
диалектика производительных сил и производственных
отношений, которые, вступая в противоречие,
взаимодействуют и порождают новый тип
базиса, который в свою очередь трансформирует
надстроечную часть формации: производительные
силы прогрессируют с течением времени
под влиянием прогресса науки и техники.
Самим К.Марксом выделялось
три формации – первичная, вторичная и
третичная. Первичной являлась первобытная
(архаичная), вторичной – экономическая,
в которую включались античный, азиатский,
феодальный и капиталистический (буржуазный)
способы производства, третичной – коммунистическая.
То есть согласно этой теории, формация
являлась определенной ступенью исторического
прогресса, каждая из которых поступательно
и закономерно приближала общество к коммунизму.
Формационный подход развития
подразумевает постоянную, неуклонную
и прогрессивную трансформацию общества
от низших типов к высшим в связи с изменениями
и развитием производственных отношений.
Центральным моментом теории является
то, что смена формаций происходит через
борьбу классов и социальную революцию,
разрешающую политическими средствами
противоречия, возникающие между базисом
и надстройкой.
Формационный подход к типологии
государства также основывается на марксистском
учении о сменах общественно-экономических
формаций. Исторические типы государства
(выделяется рабовладельческий, феодальный,
затем капиталистический, социалистический)
соответствую каждой из них.
Формационный подход имеет
ряд недостатков:
преувеличена роль экономики
в общественной жизни;
недооценена роль духовных и иных надстроечных факторов;
предопределенность развития
исторических процессов;
историческое развитие происходит
однолинейно;
привязанность к материалистическому
воззрению.
Заключение
Средневековая теологическая
философия отличалась замкнутостью на
самой себе, традиционностью, повернутостью
в прошлое, оторванностью от реального
мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью,
учительством.
Можно выделить следующие основные
черты средневековой теологической философии:
- теоцентризм (главной причиной
всего сущего, высшей реальностью,
основным предметом философских
исследований являлся Бог);
- изучению самого по
себе космоса, природы, явлений окружающего
мира уделялось мало внимания,
так как они считались творением
Бога;
- господствовали догматы
(истины, не нуждающиеся в доказательствах)
о творении (всего Богом) и откровении
(Бога о Самом Себе - в Библии);
- сглаживается противоречие
между материализмом и идеализмом;
- человек выделялся из
природы и объявлялся творением
Бога, стоящим над природой (подчеркивалась
божественная сущность человека);
- провозглашался принцип
свободы воли человека в рамках
божественного предопределения;
- выдвигалась идея о
воскрешении человека из мертвых
(как души, так и тела) в будущем
при богоугодном поведении;
- мир считался познаваемым
через понятие Бога, которое может
быть осуществлено через веру
в Бога.
Формационный подход рассматривает
историю человечества, как имеющую определенную
качественную цель, достижение которой
совпадает с возникновением окончательного
и совершенного типа общества, именуемой
Марксом коммунизм.
Согласно данному подходу, процесс
развития общества представляет собою
трансформацию общественной структуры
путем перехода от одной общественно-экономической
формации (ОЭФ) к другой.
Эссе
"Парадокс развития"
Развитие - процесс охватывающий
весь взаимосвязанный мир как целое, развитие
- бесконечное движение от низшего к высшему:
понятия высшего и низшего выступают в
качестве двух важнейших категорий развития.
Порядок развития: высшее можно представить
как совокупность содержания, заимствованного
из низшего и некоторого нового, возникшего
содержания, приращения сложности. Современная
наука доказала, что развитие существует.
Но когда человек углубляется в сущность
развития, то неизбежно возникает представление,
что развитие невозможно (парадокс).