Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:24, контрольная работа
Европейскую философию 17 века принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы, в борьбе между силой власти, права и денег.
Вопрос 1. Рационалистическая метафизика ХVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Вопрос 2. Основные принципы, законы и категории диалектики как философской теории развития.
Введение
Европейскую философию 17 века принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы, в борьбе между силой власти, права и денег.[1]
Разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма связано с прогрессом в экономике, технике, преобразованиями в социальной сфере и политике. В эпоху Нового времени блестящие европейские учёные и мыслители в свете новых представлений осмысливали различные проблемы, волновавшие умы современников- это проблемы смысла истории, власти, свободы личности, проблема Бога и мира. Человеческий опыт был провозглашён главным источником знания о природе (Ф.Бэкон), человек был признан главным орудием познания мира (Р.Декарт). Мир был объявлен познаваемым с помощью тех средств, которые были доступны человеческому разуму. Наука стала считаться той силой, которая способна изменить природу и человека, а научное знание стало восприниматься как коллективное общественное достояние.[28]
XVII век иногда называют
"веком гениев", имея в виду
плеяду прекрасных учёных и
философов (Галилей, Кеплер, Декарт,
Паскаль, Лейбниц, Ньютон и
др.), естественнонаучные и
Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией XVIIв., в которой гносеологическая проблематика заняла центральное место. Меняется сознание людей, происходит дискуссия о научном познании, которое включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Они связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику. Изучение процесса познания философами Нового времени является отправной точкой дискуссии о методе познания и критериях истинности знания.
В силу всего перечисленного,
философия Нового времени не является
тематически и содержательно
однородной, она представлена различными
национальными школами и
Успешное освоение природы
в рамках капиталистического способа
производства было немыслимо без
развития наук о природе, а претворение
в жизнь новых социально-
Рационалистическая метафизика 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
Рационализм - направление, признающее разум
основой познания и поведения людей. Начал
складывать в результате развития математики
и естествознания. Исходит из идеи естественного
порядка. Утверждает определяющую роль
разума не только в познании, но и в деятельности
людей. Рационализм пытается решить вопрос:
как знание, полученное в процессе познавательной
деятельности человека, приобретает объективный,
всеобщий и закономерный характер. Утверждает,
что научное знание достижимо по средством
разума, который выступает его источником
и критерием истинности.
^ Ренэ Декарт (1596-1650).
Декарт излагает
основы своей метафизика как учения о
наиболее общих принципа бытия и знания.
Декарт обосновал метод “картезианского
сомнения”: сомневаться во всем, в
чем можно усомниться. Одно в чем можно
не сомневаться - сам факт существования.
- “Мыслю, следовательно
существую”. Это выражение отражает
существо теории познания. Этот принцип
делает мысль более достоверной, чем материю,
и свое сознание - более достоверным чем
сознание других.
В основе познания лежит интеллектуальная
интуиция, которая начинается с сомнения.
Положение “Мыслю, следовательно существую”
- первопричина исходной интеллектуальной
интуиции, из которой выводятся все знания
о мире. Далее на основе дедукции разум
выводит из интуитивных воззрений необходимые
следствия.
Центральное понятие картезианской метафизики
- субстанция. Прежде всего Д. разделял
Бог и сотворенный им мир.. Субстанцией
является только Бог. При этом сотворенный
мир делится на два рода субстанций - духовные
и материальные. Т.о. Д. допускал три субстанции
- Бога, дух и материю.
Духовная субстанция обладает врожденными
идеями, присущими ей, а не приобретенными
в опыте. Эти идей - воплощение естественного
света разума. К врожденным идеям прежде
всего относится идея Бога как существа
всесовершенного, а также математические
и др. научные идеи. Духовные субстанции
неделимы. Сущность духовного начала -
умозрение.
Материальная субстанция делима до бесконечности.
Материальная субстанция отождествляется
с природой, главный ее атрибут - протяженность.
Все в природе подчинено механическим
законам, которые могут быть исследованы
с помощью математической наука - механики.
Из природы Д. изгоняет понятие цели.
Материальные и духовные начала равны.
Метафизика Д. - это дуализм субстанций
(духовной и материальной). На ней основывается
два учения - материалистическая физика,
как учение о протяженной субстанции и
идеалистическая психология, как идея
о субстанции мыслящей. Связующее звено
между ними - БОГ, который внес в природу
движение и обеспечил действие ее законов.
Д. был одним из основателей классической
механики. Именно им создано представление
о природе, как о гигантском механизме,
приводимом в движение божественным “первотолчком”.
Так метод Д. (универсальная математика)
соединялся с его метафизикой (учением
о субстанциях).
Д. расщепляет всю действительность на
объект и субъект. Субъект - носитель познаватель
действия, объект - то, на что направлено
действие. Субъектом является мыслящая
субстанция - “Я”.
Рационализм Д. основывается на том, что
он попытался применить ко всем наукам
особенности математического метода познания.
^ Б. Спиноза (1632-1677).
Рационализм С. проявляется в представленной
им трактовке процесса познания. Чувственное
представление - низший род знания. Достоверное
знание возможно на стадии рассудка или
разума - второй вид познания. Деятельность
рассудка связана с оперированием общими
понятиями, кот. отражают объективные
свойства самих вещей (прежде всего - математические
понятия). На их формирование опыт не оказывает
влияния, они априорны. Вершиной достоверного
знания является интуиция, которая связана
с дедуктивным способом познания. Интуиция
- форма целостного знания, постигающего
всю мировую связь причин и следствий.
Творческая суть человеческого духа проявляется
тогда, когда она действует из собственных
глубин. Именно тогда он рождает верховную
идею - идею актуальной бесконечности.
Эта идея кладет начало всем другим идеям
и составляет самый глубокий фундамент
достоверного знания.
Эта идея тождественна идее Бога, который
есть последняя основа бытия и истинности.
С этой точки зрения существование Бога
более необходимо, чем существование самого
многообразного мира. Все в мире управляется
абсолютной необходимостью. человеческая
воля неспособна что-либо изменить, т.к.
душа - не субстанция, т.е. не самостоятельна.
Создал моническое учение о единой субстанции,
которую называл богом или природой. С.
определяет субстанцию как причину самой
себя, самосущетсвующей и самопознающей.
Именуя ее богом или природой, подчеркивает,
что это иной бог, чем в теологии. Он не
есть личность и не творец природы. Это
- безличная сущность, бытие как начало
и причина всего сущего. Бог - субстанция
мира, первая причина всех вещей и самого
себя. Характеристики Бога - единственности,
цельность, вневременности т простота.
Бог - субстанция порождающая или производящая
природу. Но взаимоотношения между этими
двумя природами исключают понятие творения,
а только порождение.
В основе мира - одна субстанция, которая
содержит в себе решающие свойства, способные
объяснить все многообразие мира и возможности
его познания. Для объяснения этих процессов
С. использует понятия Атрибуты и Модусы. Атрибуты - определяющие
свойства субстанции, их может быть бесконечное
количество. С. выделяет два - протяженность
(материальность, суть вещи) и мышление. Модус- единичное
проявление субстанции. В качестве наиболее
общих модусов протяженность выступают
- движение и покой. Мышление: познавательная
сторона всех явлений природы существует
не менее объективно, чем эти самые предметы
и явления. Происходит отождествление
связей материальных , идеальных, логический
и вещественных.
^ Г. Лейбниц (1646-1716).
Развивает учении о бытии в форме учения
о субстанции. Полагал, что из протяжения
могут быть выведены не физические свойства
тел, а геометрические. Необходимо в субстанции
предполагать такие свойства, из которых
могут быть выведены основные физические
характеристики тел. Вещи обладают собственным
действием Þ вещи - силы. Любая вещь - субстанция Þ число субстанций бесконечно.
Каждая субстанция - единица бытия - монада.
Противопоставил учению Спинозы о единой
субстанции концепцию множественности
субстанций, которых он назвал монадами.
Монада - нечто простое, неделимое, но не
материя, т.к. материя делима до бесконечности.
Монады наделены влечением и восприятием,
что делает их подобными человеческой
душе. Т.е. Л. пришел к отрицанию материи
и замене ее бесконечным собранием душ.
Бесчисленное множество монад отражает
не связано между собой причиной и следствием,
они “не имеют окон”. И, хотя каждая монада
отражает Вселенную, но это происходит
не потому, что Вселенная воздействует
на нее, а потому, что Бог дал ей такую природу.
Все существует в гармонии и создается
видимость взаимодействия. Как субстанции
монады независимы друг от друга, они не
изолированы, в каждой монаде отражается
вся совокупность монад. Сущность монады
- деятельность, а не протяженность. Эту
деятельность нельзя объяснить с помощью
механической причины, она выражается
в смене внутренних состояний. Л. называл
их душами - когда у них чувство, духами
- когда у них есть разум. Низшие монады
- минералы, затем растения, животные, человек,
высшие - бог. Вся природа одушевлена.
Материя не может быть субстанцией, т.к.
она - протяженна, делима.
Л. ввел понятие предусмотренной гармонии.
Мир - живой и одушевленный, в каждом веществе
- бесконечное множество живых существ
- монад. Монада - и душа и тело. Душа - цель
тела, но цель внутренняя, то , к чему стремиться
тело. По отношению к этой внутренней цели
- тело - средство души. Отношения между
душой и телом - отношения “предустановленной
гармонии”.
Учение о монадах отразилось на теории
о познании. “Перцепция” - бессознательное
состояние монады. “Апперцепция” - сознание
собственного состояния, рефлексия. Проявление
рефлексии означает переход к познанию
Эта способность свойственна не всем монадам,
а только душам. Для познания необходимы
чувства. Всеобщность и необходимость
- достояние ума, а не ощущений. В уме нет
ничего, чего бы не было ранее в ощущениях,
кроме самого ума. Врожденные идеи, существующие
в уме, - задатки знания.
Учение о двух видах истины - истины факта
и метафизические истины (вечные). Вечные
истины отыскиваются с помощью разума,
не нуждаются в оправдании при помощи
опыта. Истины факта открываются только
посредством опыта., не могут быть доказаны
на основе только логических выводов.
1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
• законы диалектики;
• категории;
• принципы.
Главная проблема диалектики — что такое развитие?
Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.
Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
• охватывают все сферы окружающей действительности;
• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
• единства и борьбы противоположностей;
• переход количества в качество;
• отрицания отрицания.
3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Единство и борьба
противоположных начал —
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
4. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).
Мера — единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
• резко, одномоментно;
• незаметно, эволюционно.
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры: