Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:21, контрольная работа
Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками стоит множество вопросов: Что такое материя? Как развивались представления о ней? Как соотнести с понятием материи бесконечное множество конкретных предметов, вещей? Какими свойствами она обладает? Вечна ли и бесконечна материя? Что является причиной ее изменения?
Введение
1. Сущность понятия «материя»: сопоставления с понятиями «бытие», «субстанция», «материал», «вещество», «физическое поле», «физический вакуум»
2. Учение о первоначалах (первоэлементах, первостихиях) мира в античной философии
3. Атомистические представления о строении материи и открытия физики 2-ой половины 19 века - 1-ой трети 20 века. Философское осмысление новых открытий физики
4. Современная наука о строении материи. Физика о 4-х типах взаимодействия и попытки создания единой фундаментальной теории поля
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
1. Сущность понятия «материя»: сопоставления с понятиями «бытие», «субстанция», «материал», «вещество», «физическое поле», «физический вакуум»
2. Учение о первоначалах (первоэлементах, первостихиях) мира в античной философии
3. Атомистические
представления о строении
4. Современная наука о строении материи. Физика о 4-х типах взаимодействия и попытки создания единой фундаментальной теории поля
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема определения
сущности материи весьма сложна. Сложность
заключается в высокой степени
абстрактности самого понятия материи,
а также в многообразии различных
материальных объектов, форм материи,
ее свойств и
Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.
Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные предметы окружающего нас мира имеют один общий, если так можно выразиться, знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи. Это общее есть независимость всего многообразия предметов от сознания людей. В то же время это общее в бытии различных материальных образований является предпосылкой единства мира. Однако заметить общее в самых различных предметах, явлениях, процессах - задача далеко не простая. Для этого нужна определенная система сложившихся знаний и развитая способность к абстрагирующей деятельности человеческого разума. Поскольку знания есть продукт приобретенный, причем накапливаемый постепенно, в течение длительного времени, то многие суждения людей о природе и обществе первоначально носили весьма неотчетливый, приближенный, а порой и просто неверный характер. В полной мере это относится и к определению категории материи.
1. Сущность понятия «материя»: сопоставления с понятиями «бытие», «субстанция», «материал», «вещество», «физическое поле», «физический вакуум»
Материя есть философская категория для обозначения всей объективной реальности, с помощью которой решается основной вопрос философии. Важнейший признак и свойство материи - быть объективной реальностью.
Вопрос о сущности понятия "материя" затрагивает основы любого развитого мировоззрения.
Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях ( Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.
Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости ( Бекон, Локк ). Наибольшее развитие такое физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18 в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17 - 18 в. Трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя". В условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия озабоченность человека об основаниях существования мифа снималась в категории "материя". С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженность, непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция - атрибутами движения, пространства времени, и наконец способностью вызывать ощущения ( Гольбах ).
Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов - разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия "поля" описывало новое состояние материи отличное от вещества.
Идея неделимого атома, первокирпичика - рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира было названо "кризисом в физике". Рушиться наука, поскольку "материя исчезает" считали ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, рушиться не наука, а старый предел понимания мира. Картина мира усложнилась, следовательно наука испытывает кризис, а с него и материалистическая философия.
Выход нашелся в
образе квантово-механической картины
мира в естествознании и диалектико-
Материя стала трактоваться
как всякая объективная реальность
как данная человеку в его ощущениях,
которые копируются, фотографируются,
отображаются нашими ощущениями, существуя
независимо от них. В этом определении
признак существования отдается
исключительно самим конкретно-
В этом случае атрибутами ( неотъемлемыми свойствами материи являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения ).
В настоящее время
в физике формируется принципиально
новое направление научных
Таким образом, материя:
Есть конкретное вещество (земля, вода, воздух, огонь). Фалес, Гераклит и др. (концепция созерцательного материализма);
Есть субстанция, состоящая из отдельных частиц - атомов или корпускул. Атомы абсолютно прочны, неделимы, непроницаемы, характеризуются наличием массы и веса. И. Ньютон (концепция дискретного строения материи);
существует в двух видах - вещество и поле. Они строго разделены и их превращение друг в друга невозможно. Главным является поле, а значит, основным свойством материи является непрерывность в противовес дискретности. Д.Максвелл (концепция континуального непрерывного строения материи);
как физическая реальность едина и нет пропасти между веществом и полем. Поле, подобно веществу, обладает корпускулярными свойствами, а частицы вещества, подобно полю, - волновыми, т.е. каждый элемент материи обладает свойствами волны и частицы. М.Планк (1858-1947 гг.) В. Гейзенберг (1901-1976 гг.) Э. Шредингер (1887-1961 гг.) Н.Бор
2. Учение о первоначалах (первоэлементах, первостихиях) мира в античной философии
Самый беглый анализ представлений древних ученых о материи показывает, что все они по духу своему были материалистическими, но общим их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к какому-то конкретному виду вещества или ряду веществ.
Во-вторых, признание
материи в качестве строительного
материала, некоей первичной неизменной
субстанции автоматически исключало
выход за пределы имеющихся о
ней представлений. Тем самым
каким-либо конкретным видом вещества
с присущими ему свойствами ограничивалось
дальнейшее познание, проникновение
в сущность материи. Все же большой
заслугой древних материалистов
было изгнание представлений о боге-творце
и признание взаимосвязи
Заметный след в развитии учения о материи оставили мыслители Древней Греции Левкипп и особенно Демокрит - родоначальники атомистического учения об окружающем мире. Они впервые высказали мысль о том, что все предметы состоят из мельчайших неделимых частиц - атомов. Первичная субстанция - атомы движутся в пустоте, и их различные сочетания суть те или иные материальные образования. Уничтожение вещей, по Демокриту, означает лишь их разложение на атомы. В самом понятии атома содержится нечто общее, присущее различным телам.
Вместе с тем, хотя
атомистическое учение и устанавливало
общую природу бытия
При всей ограниченности
взглядов на сущность материи философов
материалистов древнего мира, они
были правы в том, что признавали
неразрывность материи и
3. Атомистические представления о строении материи и открытия физики 2-ой половины 19 века - 1-ой трети 20 века. Философское осмысление новых открытий физики.
К концу прошлого века естествознание, и в частности физика, достигло достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты общие и, казалось, незыблемые принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон сохранения и превращения энергии, установлен Дарвиным эволюционный путь развития живой природы, Менделеевым создана периодическая система элементов. Основой бытия всех людей, предметов признавались атомы - мельчайшие, с точки зрения того времени, неделимые частицы вещества. Понятие материи отождествлялось, таким образом, с понятием вещества, масса характеризовалась как мера количества вещества или мера количества материи. Материя рассматривалась вне связи с пространством и временем. Благодаря работам Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения электромагнитного поля и электромагнитная природа света. При этом распространение электромагнитных волн связывалось с механическими колебаниями гипотетической среды - эфира. Физики с удовлетворением отмечали: наконец-то, картина мира создана, окружающие нас явления укладываются в предначертанные им рамки.
Оценивая в целом представления классической физики XIX в. о строении и свойствах материи, отметим, что они страдали теми же недостатками, что и учения древних. Точка зрения на материю как на первичную, неизменную субстанцию и отождествление ее при этом с веществом содержали в себе предпосылки возможности критических ситуаций в физике. И это не замедлило сказаться.
На благополучном,
казалось, фоне "стройной теории"
вдруг последовала целая серия
необъяснимых в рамках классической
физики научных открытий. В 1896 г. были
открыты рентгеновские лучи. В 1896
г. Беккерель случайно обнаружил
радиоактивность урана, в этом же
году супруги Кюри открывают радий.
Томсоном в 1897 г. открыт электрон, а
в 19О1 г. Кауфманом показана изменчивость
массы электрона при его
Многие физики того
периода, мыслящие метафизически, не смогли
понять сути этих открытий. Вера в незыблемость
основных принципов классической физики
привела их к скатыванию с материалистических
позиций в сторону идеализма.
Логика их рассуждений была такова.
Атом - мельчайшая частица вещества.
Атом обладает свойствами неделимости,
непроницаемости, постоянства массы,
нейтральности в отношении