Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 03:09, контрольная работа
Новую эпоху - эпоху Возрождения - вызвали к жизни социально-экономические изменения, которые сопровождались переменами в умонастроениях. Это было связано с процессом секуляризации, то есть постепенным освобождением различных областей культурной и общественной жизни из-под влияния религии и церкви.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения……………………3
2. Основные философские направления эпохи Возрождения……………….4
3. Контрольные вопросы по теме………………………………………………8
4. Задание на распознавание понятий………………………………………….18
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА
1. Специфика философского осмысления общества. Общество и природа…18
2. Формационный и цивилизационный принципы объяснения общественного развития………………………………………………………………………….20
3. Контрольные вопросы по теме……………………………………………..22
4. Задание на распознавание понятий…………………………………………26
III. Список используемой литературы……………………………………..27
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1»
Кафедра информационного обеспечения и моделирования агроэкономических систем
Контрольная работа
По дисциплине: «Философия»
Выполнил: студент гр. М-про-(3)-2013
ДЭ/ 13053
Проверил:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характерные черты
2. Основные философские
направления эпохи Возрождения…
3. Контрольные вопросы по теме………………………………………………8
4. Задание на распознавание понятий………………………………………….18
1. Специфика философского осмысления общества. Общество и природа…18
2. Формационный и цивилизационный
принципы объяснения общественного развития…………………………………………………………
3. Контрольные вопросы по теме……………………………………………..22
4. Задание на распознавание понятий…………………………………………26
III. Список используемой литературы……………………………………..27
Новую эпоху - эпоху Возрождения - вызвали к жизни социально-экономические изменения, которые сопровождались переменами в умонастроениях. Это было связано с процессом секуляризации, то есть постепенным освобождением различных областей культурной и общественной жизни из-под влияния религии и церкви.
Произошел сдвиг в сторону антропоцентризма, что означало понимание человека как творческой личности, а творчества - как первостепенного достоинства человека. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство. Разносторонность - идеал возрожденческого человека, хотя этот идеал оказался исторически ограниченным, так как гармоничное, всестороннее развитие было доступно лишь немногим, но не всем.
В этот период возникает новая культура, получившая название гуманизма, которая ориентировалась на свободомыслие и светский индивиду ализм.
Определяющим элементом культуры эпохи Возрождения (наряду с разносторонностью) было признание интересов и прав человека, личности, ранее игнорировавшиеся господствовавшими феодальными порядками и религиозной моралью аскетизма. Уже в эту эпоху обнаружилось, что характерная черта буржуазной культуры - индивидуализм.
Для характеристики материалистического мировоззрения в изучаемую эпоху большое значение имело появление натурфилософии - учения о природе, свободного от подчинения теологическим умозрениям.
Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, то есть, не отрицая напрямую существования Бога, она отождествляла его с природой.
Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками.
Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека и т.д. Один из главных моментов нового взгляда на общество - понимание общества как суммы независимых друг от друга индивидов.
2. Основные философские направления эпохи Возрождения
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являются: гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское, реформационное, политическое, утопическо-социалистическое.
Гуманистическое направление (XIV-XV вв. - Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла) в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви.
Неоплатоническое направление (сер. XV-XVI вв.), было представлено Н. Кузанским, Дж, Пико делла Мирандолой, Парацельсом и другими, которые развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма.
Для мыслителя-гуманиста Пико делла Мирандола {1463—1494) основной была идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Пико делла Мирандола исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о “срединном” положении человека между миром земным, материальным, и божественным. Человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным скульптором: человек сам творит свою судьбу. Религиозные его воззрения являли собой пантеизм, который позже получил свое развитие у Б. Спинозы.
Пантеистические воззрения этого мыслителя сближали его с Николаем Кузанским - теолога (он был кардиналом при папе Пие II), философа, крупного ученого, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии.
Кузанец (назван так по месту рождения — Куза на Мозеле), принадлежавший к ордену августинцев, утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение. В этом Кузанец был прямым предшественником Н. Коперника. Он буквально произвел революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Кузанец развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума (“человек есть его ум”) как бы уподоблялся Богу. Мысли Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге по своему содержанию и форме утонченно - диалектичны. Также диалектична и его идея о соотношении части и целого — отдельное свидетельствует о предсуществовании целого. Он рассуждал и о границах применения закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.
К натурфилософскому направлению (XVI - нач. XVII вв.), принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие, пытавшиеся развенчать ряд положений учения церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.
Воззрения Джордано Бруно (1548—1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся “Богом в вещах”. Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет “монада монад”, или Бог, Как целое она Проявляется во всем единичном по принципу “все во всем”. Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении “героического энтузиазма”, безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, с Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др. 17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади ветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения.
Джордано Бруно как личность вызывает восхищение. Когда инквизиция начала преследовать Бруно, он так сформулировал свой принцип: “Меня мало интересует то обстоятельство, что мои идеи могут противоречить взгляду многих лиц, раз они согласуются с разумом и опытом” На заседаниях суда инквизиции он был невозмутимо спокоен. Только один раз он нарушил молчание: выслушав приговор, сказал: “Мне кажется, что вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю”. Думая, что страх заставит его отречься от своих убеждений, ему дали неделю срока, но неделя прошла, а Бруно остался непреклонен.
Реформационное направление (XVI-XVJI вв.) стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между церковью и верующими. Его представители - Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.
Политическое направление Ренессанса было обусловлено тем, что эпоха Возрождения явилась временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических установлений феодализма, отсюда - напряженный интерес к осмыслению социально-политической практики. Его представители - М. Монтень, И. Альтузий, Н. Макиавелли.
Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал “естественное состояние” человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи нашли свое яркое выражение в воззрениях Ж.Ж. Руссо. Вообще Монтень пользовался исключительным влиянием среди своих соотечественников в эпоху Просвещения.
Утопическо - социалистическое направление XV-XV1I вв. (представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнивании, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
В заключение следует отметить многообразие проблем, подходов, решаемых мыслителями Возрождения. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма - Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую - Кузанский, Бруно. Из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира. При этом предполагалось, что целое - Вселенная - отражается в любой части индивидуально, в том числе в человеке, высшем совершенстве природы. Философы стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как процесс, подчиненный причинно - следственным закономерностям.
Мыслители эпохи Возрождения явили собой образец мужества в борьбе против реакционной идеологии отживавшего феодального общества.
3.Контрольные вопросы по теме
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являются:
Двойственность положения человека - важнейшая черта средневековой мысли. В средневековом мышлении человек выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от милости Бога.
Определяющим элементом культуры эпохи Возрождения (наряду с разносторонностью) было признание интересов и прав человека, личности, ранее игнорировавшиеся господствовавшими феодальными порядками и религиозной моралью аскетизма. Уже в эту эпоху обнаружилось, что характерная черта буржуазной культуры – индивидуализм.
Пантеизм – это религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мира.
В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога - творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.
Атеи́зм в широком смысле — отрицание веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование как минимум одного бога. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. По отношению к религии атеизм — мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное.