Контрольная работа по «Философия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 03:09, контрольная работа

Краткое описание

Новую эпоху - эпоху Возрождения - вызвали к жизни социально-экономические изменения, которые сопровождались переменами в умонастроениях. Это было связано с процессом секуляризации, то есть постепенным освобождением различных областей культурной и общественной жизни из-под влияния религии и церкви.

Оглавление

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения……………………3
2. Основные философские направления эпохи Возрождения……………….4
3. Контрольные вопросы по теме………………………………………………8
4. Задание на распознавание понятий………………………………………….18

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА



1. Специфика философского осмысления общества. Общество и природа…18

2. Формационный и цивилизационный принципы объяснения общественного развития………………………………………………………………………….20
3. Контрольные вопросы по теме……………………………………………..22
4. Задание на распознавание понятий…………………………………………26

III. Список используемой литературы……………………………………..27

Файлы: 1 файл

Философия Грешников.docx

— 61.06 Кб (Скачать)

 

 

 

4. Задание на распознавание понятий

    1. Философия, оказавшая наибольшее влияние на философию эпохи Возрождения – античная философия.
  1. Сфера культуры, играющая приоритетную роль в эпоху Возрождения – искусство
  2. Мировоззренческая позиция, отождествляющая Бога и природу - натурфилософия
  3. Принцип мировоззрения эпохи Возрождения, утверждающий ценность человека – гуманизм.
  4. Философское мировоззрение, ставящее человека в центр Вселенной – антропоцентризм.
  5. Учение, согласно которому Земля есть центр Вселенной – геоцентризм.
  6. Философская позиция, подвергающая сомнению возможность познания мира – скептицизм.
  7. Идеал человека эпохи Возрождения - разносторонность.

 

    1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА

 

1. Специфика философского  осмысления общества. Общество и  природа.

 

Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих социальных наук: истории, экономической теории, социологии, политологии и др. Спецификой философского осмысления общества выступает понимание общества как целостности в ее историческом развитии. Социальная философия анализирует проблемы генезиса общества, смысла и цели существования общества, закономерностей его развития.

Одной из основных проблем философского понимания общества является его соотношение с природой. Здесь следует обратить внимание на два момента: отличие общества от природы и их взаимосвязь.

Общество отличается от природы как совокупности естественных условий существования человека следующим:

  1. в центре существования и развития общества стоит человек, наделенный сознанием и волей, тогда как в природе действуют бессознательные силы;
  2. природа развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. В обществе также действуют объективные законы, однако условия для их осуществления зависят от человеческого фактора.

Общество и природа неразрывно связаны, причем эта связь носит взаимный характер. С одной стороны, природа через географическую среду (климат, флору и фауну, рельеф местности, наличие полезных ископаемых) оказывала и оказывает влияние на общественное развитие. Это проявлялось во влиянии географического фактора на место появления первых цивилизаций, на первоначальное общественное разделение труда, в воздействии географического фактора на специфику национального характера и т.д. Особенно существенно это влияние сказывалось на ранних этапах развития цивилизации.

С другой стороны, с момента становления человеческого общества оно оказывало и оказывает постоянное воздействие на природу. Особенно это проявилось с появлением индустриальной цивилизации, где негативное воздействие человеческой деятельности на природу достигло критической черты и привело к экологическому кризису.

Глубинной причиной экологического кризиса является господство в существующей культуре потребительской установки по отношению к природе. Поэтому требуется принципиальное изменение в мировоззрении человека современной цивилизации. Это изменение должно выражать принцип коэволюции - согласование общественного развития, общественных потребностей с возможностями природной среды.

Таким образом, общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В обществе принято выделять четыре основные сферы:

    1. экономическую (отношения в процессе материального производства, связанные с производством материальных благ);
    2. социальную (взаимодействие различных социальных общностей и групп);
    3. политическую (деятельность государства, политических партий, связанную с отношением к власти);
    4. духовную (сфера науки, философии, искусства, морали, религии, образования).

2.  Формационный и цивилизационный принципы объяснения общественного развития.

Мыслители всех времен и народов пытались понять направленность исторического процесса. К середине XX века сложились две основные парадигмы, объясняющие общественное развитие: стадиально-линейная (формационный и стадиально - технологический подходы) и цивилизационная.

Формационный подход к объяснению общественного развития был разработан немецким философом К. Марксом в середине XIX века. В рамках этого подхода общественное развитие рассматривалось как закономерная линейная смена общественно-экономических формаций (начиная с первобытнообщинной и заканчивая капиталистической). Основу общественно-экономической формации составляет способ производства. Таким образом, по Марксу, экономическая сфера занимает главенствующее место в общественной жизни и оказывает определяющее влияние на другие сферы жизни общества (социальную, политическую, духовную). Введение Марксом для изучения общества понятия «общественно-экономическая формация» позволило выразить целостность определенного типа общественной жизни, т.е. рассмотреть определенное общество как систему, в которой все части взаимосвязаны, понять общественное развитие как закономерный процесс, рассмотреть историю как единый процесс.

Однако формационный подход не смог объяснить явление нелинейности в общественном развитии, когда из первобытнообщинной формации в разное историческое время, в разных культурных регионах получили развитие три общественно- экономические формации: рабовладельческая, формация, основанная на азиатском способе производства (в этой формации главным собственником является государство), феодальная. Впоследствии из феодальной формации появилась капиталистическая.

Отсюда можно сделать вывод, что формационный подход оказался ограниченным в своих возможностях объяснить историю, поскольку он делает акцент лишь на одном аспекте исторической жизни - экономическом.

Таким же ограниченным в своих возможностях объяснить историю оказывается и стадиально-технологический подход, появившийся в XX веке. Согласно этому подходу, решающей силой общественного развития выступает технология, которая определяет все изменения в культурной жизни.

Сторонники цивилизационного подхода (основные представители Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) рассматривали исторический процесс как многообразие различных цивилизаций, которые проходят в своем развитии последовательно определенные этапы, начиная от возникновения и заканчивая исчезновением. Критическая направленность цивилизационного подхода по отношению к формационному проявилась в отношении двух основных идей: идеи единства истории и идеи поступательного прогрессивного развития человечества. Достоинством цивилизационного подхода является учет своеобразия, самобытности истории того или иного культурного региона.

3.Контрольные вопросы:

 

    1. В чем отличие общества от природы?

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Общество отличается от природы как совокупности естественных условий существования человека следующим:

    1. в центре существования и развития общества стоит человек, наделенный сознанием и волей, тогда как в природе действуют бессознательные силы;
  1. природа развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. В обществе также действуют объективные законы, однако условия для их осуществления зависят от человеческого фактора.
    1. В чем выражается взаимосвязь общества и природы?

 

Общество и природа неразрывно связаны, причем эта связь носит взаимный характер. С одной стороны, природа через географическую среду (климат, флору и фауну, рельеф местности, наличие полезных ископаемых) оказывала и оказывает влияние на общественное развитие. Это проявлялось во влиянии географического фактора на место появления первых цивилизаций, на первоначальное общественное разделение труда, в воздействии географического фактора на специфику национального характера и т.д. Особенно существенно это влияние сказывалось на ранних этапах развития цивилизации.

С другой стороны, с момента становления человеческого общества оно оказывало и оказывает постоянное воздействие на природу. Особенно это проявилось с появлением индустриальной цивилизации, где негативное воздействие человеческой деятельности на природу достигло критической черты и привело к экологическому кризису.

    1. Каковы причины экологического кризиса и пути выхода из него?

Глубинной причиной экологического кризиса является господство в существующей культуре потребительской установки по отношению к природе. Поэтому требуется принципиальное изменение в мировоззрении человека современной цивилизации. Это изменение должно выражать принцип коэволюции - согласование общественного развития, общественных потребностей с возможностями природной среды.

 

    1. Охарактеризуйте основные сферы общественной жизни.

 

В обществе принято выделять четыре основные сферы:

    1. экономическую (отношения в процессе материального производства, связанные с производством материальных благ);
    2. социальную (взаимодействие различных социальных общностей и групп);
    3. политическую (деятельность государства, политических партий, связанную с отношением к власти);
    4. духовную (сфера науки, философии, искусства, морали, религии, образования).

 

    1. Что дало для изучения общества введение понятия «общественно-экономическая формация»?

Основу общественно-экономической формации составляет способ производства. Таким образом, по Марксу, экономическая сфера занимает главенствующее место в общественной жизни и оказывает определяющее влияние на другие сферы жизни общества (социальную, политическую, духовную). Введение Марксом для изучения общества понятия «общественно-экономическая формация» позволило выразить целостность определенного типа общественной жизни, т.е. рассмотреть определенное общество как систему, в которой все части взаимосвязаны, понять общественное развитие как закономерный процесс, рассмотреть историю как единый процесс.

    1. Почему формационный подход оказался ограниченным в объяснении истории?

Формационный подход не смог объяснить явление нелинейности в общественном развитии, когда из первобытнообщинной формации в разное историческое время, в разных культурных регионах получили развитие три общественно- экономические формации: рабовладельческая, формация, основанная на азиатском способе производства (в этой формации главным собственником является государство), феодальная. Впоследствии из феодальной формации появилась капиталистическая.

Отсюда можно сделать вывод, что формационный подход оказался ограниченным в своих возможностях объяснить историю, поскольку он делает акцент лишь на одном аспекте исторической жизни - экономическом.

    1. Охарактеризуйте стадиально-технологический подход.

Стадиально-технологический подход, появившийся в XX веке. Согласно этому подходу, решающей силой общественного развития выступает технология, которая определяет все изменения в культурной жизни.

    1. В чем специфика цивилизационного подхода?

Сторонники цивилизационного подхода (основные представители Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) рассматривали исторический процесс как многообразие различных цивилизаций, которые проходят в своем развитии последовательно определенные этапы, начиная от возникновения и заканчивая исчезновением. Критическая направленность цивилизационного подхода по отношению к формационному проявилась в отношении двух основных идей: идеи единства истории и идеи поступательного прогрессивного развития человечества. Достоинством цивилизационного подхода является учет своеобразия, самобытности истории того или иного культурного региона.

 

 

 

4.Задание на распознавание понятий

 

  1. Раздел философии, изучающий предельные основания и основные ценности общественной жизни – аксиология.
  2. Фактор, через который природа оказывает влияние на общественное развитие - географическая среда.
  3. Термин, употребляемый В.И. Вернадским для обозначения разумного характера преобразованной человеком природы – ноосфера.
  4. Философская позиция, рассматривающая общество как естественное продолжение закономерностей природы – натурализм.
  5. Принцип, содержанием которого является согласование общественного развития и возможностей природы – коэволюции.
  6. Сфера общества, содержанием которой является взаимодействие различных социальных общностей – социальная.
  7. Принцип объяснения общественного развития, согласно которому история развивается поступательно и прогрессивно – формационный принцип общественного развития.
  8. Основа общественно-экономической формации составляет способ производства.
  9. Понятие, которое выражает единство материальной и духовной сторон общественной жизни – понятие социального детерминизма

Информация о работе Контрольная работа по «Философия»