Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 03:09, контрольная работа
Новую эпоху - эпоху Возрождения - вызвали к жизни социально-экономические изменения, которые сопровождались переменами в умонастроениях. Это было связано с процессом секуляризации, то есть постепенным освобождением различных областей культурной и общественной жизни из-под влияния религии и церкви.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения……………………3
2. Основные философские направления эпохи Возрождения……………….4
3. Контрольные вопросы по теме………………………………………………8
4. Задание на распознавание понятий………………………………………….18
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЩЕСТВА
1. Специфика философского осмысления общества. Общество и природа…18
2. Формационный и цивилизационный принципы объяснения общественного развития………………………………………………………………………….20
3. Контрольные вопросы по теме……………………………………………..22
4. Задание на распознавание понятий…………………………………………26
III. Список используемой литературы……………………………………..27
4. Задание на распознавание понятий
1. Специфика философского осмысления общества. Общество и природа.
Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих социальных наук: истории, экономической теории, социологии, политологии и др. Спецификой философского осмысления общества выступает понимание общества как целостности в ее историческом развитии. Социальная философия анализирует проблемы генезиса общества, смысла и цели существования общества, закономерностей его развития.
Одной из основных проблем философского понимания общества является его соотношение с природой. Здесь следует обратить внимание на два момента: отличие общества от природы и их взаимосвязь.
Общество отличается от природы как совокупности естественных условий существования человека следующим:
Общество и природа неразрывно связаны, причем эта связь носит взаимный характер. С одной стороны, природа через географическую среду (климат, флору и фауну, рельеф местности, наличие полезных ископаемых) оказывала и оказывает влияние на общественное развитие. Это проявлялось во влиянии географического фактора на место появления первых цивилизаций, на первоначальное общественное разделение труда, в воздействии географического фактора на специфику национального характера и т.д. Особенно существенно это влияние сказывалось на ранних этапах развития цивилизации.
С другой стороны, с момента становления человеческого общества оно оказывало и оказывает постоянное воздействие на природу. Особенно это проявилось с появлением индустриальной цивилизации, где негативное воздействие человеческой деятельности на природу достигло критической черты и привело к экологическому кризису.
Глубинной причиной экологического кризиса является господство в существующей культуре потребительской установки по отношению к природе. Поэтому требуется принципиальное изменение в мировоззрении человека современной цивилизации. Это изменение должно выражать принцип коэволюции - согласование общественного развития, общественных потребностей с возможностями природной среды.
Таким образом, общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В обществе принято выделять четыре основные сферы:
2. Формационный и цивилизационный принципы объяснения общественного развития.
Мыслители всех времен и народов пытались понять направленность исторического процесса. К середине XX века сложились две основные парадигмы, объясняющие общественное развитие: стадиально-линейная (формационный и стадиально - технологический подходы) и цивилизационная.
Формационный подход к объяснению общественного развития был разработан немецким философом К. Марксом в середине XIX века. В рамках этого подхода общественное развитие рассматривалось как закономерная линейная смена общественно-экономических формаций (начиная с первобытнообщинной и заканчивая капиталистической). Основу общественно-экономической формации составляет способ производства. Таким образом, по Марксу, экономическая сфера занимает главенствующее место в общественной жизни и оказывает определяющее влияние на другие сферы жизни общества (социальную, политическую, духовную). Введение Марксом для изучения общества понятия «общественно-экономическая формация» позволило выразить целостность определенного типа общественной жизни, т.е. рассмотреть определенное общество как систему, в которой все части взаимосвязаны, понять общественное развитие как закономерный процесс, рассмотреть историю как единый процесс.
Однако формационный подход не смог объяснить явление нелинейности в общественном развитии, когда из первобытнообщинной формации в разное историческое время, в разных культурных регионах получили развитие три общественно- экономические формации: рабовладельческая, формация, основанная на азиатском способе производства (в этой формации главным собственником является государство), феодальная. Впоследствии из феодальной формации появилась капиталистическая.
Отсюда можно сделать вывод, что формационный подход оказался ограниченным в своих возможностях объяснить историю, поскольку он делает акцент лишь на одном аспекте исторической жизни - экономическом.
Таким же ограниченным в своих возможностях объяснить историю оказывается и стадиально-технологический подход, появившийся в XX веке. Согласно этому подходу, решающей силой общественного развития выступает технология, которая определяет все изменения в культурной жизни.
Сторонники цивилизационного подхода (основные представители Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) рассматривали исторический процесс как многообразие различных цивилизаций, которые проходят в своем развитии последовательно определенные этапы, начиная от возникновения и заканчивая исчезновением. Критическая направленность цивилизационного подхода по отношению к формационному проявилась в отношении двух основных идей: идеи единства истории и идеи поступательного прогрессивного развития человечества. Достоинством цивилизационного подхода является учет своеобразия, самобытности истории того или иного культурного региона.
3.Контрольные вопросы:
Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.
Общество отличается от природы как совокупности естественных условий существования человека следующим:
Общество и природа неразрывно связаны, причем эта связь носит взаимный характер. С одной стороны, природа через географическую среду (климат, флору и фауну, рельеф местности, наличие полезных ископаемых) оказывала и оказывает влияние на общественное развитие. Это проявлялось во влиянии географического фактора на место появления первых цивилизаций, на первоначальное общественное разделение труда, в воздействии географического фактора на специфику национального характера и т.д. Особенно существенно это влияние сказывалось на ранних этапах развития цивилизации.
С другой стороны, с момента становления человеческого общества оно оказывало и оказывает постоянное воздействие на природу. Особенно это проявилось с появлением индустриальной цивилизации, где негативное воздействие человеческой деятельности на природу достигло критической черты и привело к экологическому кризису.
Глубинной причиной экологического кризиса является господство в существующей культуре потребительской установки по отношению к природе. Поэтому требуется принципиальное изменение в мировоззрении человека современной цивилизации. Это изменение должно выражать принцип коэволюции - согласование общественного развития, общественных потребностей с возможностями природной среды.
В обществе принято выделять четыре основные сферы:
Основу общественно-экономической формации составляет способ производства. Таким образом, по Марксу, экономическая сфера занимает главенствующее место в общественной жизни и оказывает определяющее влияние на другие сферы жизни общества (социальную, политическую, духовную). Введение Марксом для изучения общества понятия «общественно-экономическая формация» позволило выразить целостность определенного типа общественной жизни, т.е. рассмотреть определенное общество как систему, в которой все части взаимосвязаны, понять общественное развитие как закономерный процесс, рассмотреть историю как единый процесс.
Формационный подход не смог объяснить явление нелинейности в общественном развитии, когда из первобытнообщинной формации в разное историческое время, в разных культурных регионах получили развитие три общественно- экономические формации: рабовладельческая, формация, основанная на азиатском способе производства (в этой формации главным собственником является государство), феодальная. Впоследствии из феодальной формации появилась капиталистическая.
Отсюда можно сделать вывод, что формационный подход оказался ограниченным в своих возможностях объяснить историю, поскольку он делает акцент лишь на одном аспекте исторической жизни - экономическом.
Стадиально-технологический подход, появившийся в XX веке. Согласно этому подходу, решающей силой общественного развития выступает технология, которая определяет все изменения в культурной жизни.
Сторонники цивилизационного подхода (основные представители Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) рассматривали исторический процесс как многообразие различных цивилизаций, которые проходят в своем развитии последовательно определенные этапы, начиная от возникновения и заканчивая исчезновением. Критическая направленность цивилизационного подхода по отношению к формационному проявилась в отношении двух основных идей: идеи единства истории и идеи поступательного прогрессивного развития человечества. Достоинством цивилизационного подхода является учет своеобразия, самобытности истории того или иного культурного региона.
4.Задание на распознавание понятий