Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 22:58, контрольная работа
1.Какова позиция Фрейда по отношению к религии в работе «Будущее одной иллюзии». Согласны ли вы с точки зрения автора?
«Будущее одной иллюзии» является одной из поздних работ Фрейда, опубликованных после 1920 года, которые относят к последнему периоду в развитии им своего учения. В этот период он несколько отходит от объяснения всех аспектов психики проявлениями сексуальных инстинктов, дополнив его идеями о влечении к смерти, разрушению.
Задание № 1.
1.Какова позиция Фрейда по отношению к религии в работе «Будущее одной иллюзии». Согласны ли вы с точки зрения автора?
«Будущее одной иллюзии» является одной из поздних работ Фрейда, опубликованных после 1920 года, которые относят к последнему периоду в развитии им своего учения. В этот период он несколько отходит от объяснения всех аспектов психики проявлениями сексуальных инстинктов, дополнив его идеями о влечении к смерти, разрушению.
В начале книги автор касается общих проблем социума и цивилизации, причин возникновения правил и догм. Автор выделяет две стороны цивилизации (в терминологии автора — культуры): с одной стороны, познания и навыки, позволяющие людям преодолевать разрушительные силы природы и создавать материальные блага для удовлетворения своих потребностей, и с другой стороны, правила и запреты, нужные для систематизации человеческих взаимоотношений, в особенности при распределении материальных благ. Автор утверждает, что каждому человеку присущи разрушительные и антиобщественные тенденции, которые становятся определяющими для поведения многих людей. Например, большинство людей не обладают врождённой тягой к труду, и неспособны ограничить свои желания, согласившись с доводами разума. По этой причине институты цивилизации могут поддерживаться только с определённой долей принуждения.
Культура, согласно Фрейду, навязывается возражающему большинству меньшинством, использующим различные средства принуждения. Автор считает, что в основе цивилизации лежит принуждение к труду и отказ от первичных позывов. Это, в свою очередь, обязательно вызывает недовольство тех, кто страдает от этого. Поэтому, в каждой культуре обязательно должны присутствовать средства защиты культуры: способы принуждения и способы примирения человека с культурными ограничениями.
Вторая половина книги посвящена критике религии. Полемизируя с воображаемым оппонентом, автор подводит читателя к выводу о целесообразности постепенного отказа от религии в человеческом обществе.
То, что религиозные верования не могут быть подтверждены объективным образом, их противоречие опыту и логике, увеличение роли рациональности в человеческой культуре, по мнению Фрейда, приведут к утрате религией своего значения. В результате отхода от религиозной морали широких масс могут наступить деструктивные последствия, однако нахождение других оснований морали и пересмотр роли религии в культуре поможет их избежать. Автор показывает разумность оснований культурных ограничений для существования социума, и противопоставляет их религиозной морали, по мнению автора, неустойчивой, в силу грядущей потери влияния. Сравнивая религию с подростковым неврозом, Фрейд полагает, что она должна быть преодолена в процессе общечеловеческого развития.
Религия играет важную роль в культуре как средство защиты от опасности индивидуального невроза. Благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выроботки своего персонального невроза.
Фрейд, однако, допускает, что относительно будущего религии он может ошибаться, так как его выводы во многом основаны на предположениях.
Фрейд был убежденным атеистом. К религии он подходит, занимая сциентическую позицию. Фрейд полагает, кроме создания идеалов, во всём остальном научное мировоззрение может успешно соперничать с религией. Он считает необходимым заменить религиозное воспитание на развивающее интеллект и основанное на научном мировоззрении.
В «Будущем одной иллюзии» Фрейд в основном критически отзывается о религии, характеризуя её, как социальную иллюзию, и даже как особую форму коллективного невроза[2], которая является, «по-видимому, самым главным из психических изобретений цивилизации». Он приходит к выводу, что все религиозные верования являются «иллюзиями, неподверженными доказательствам».
Я полностью разделяю взгляд З.Фрейда на религию, но не уверена, что все люди когда-нибудь смогут взглянуть на мир с открытыми глазами, рационально мыслить, отказаться от иллюзий. Существует такое мнение, что религия-это мировоззрение людей на определенной стадии развития интеллекта, личности, стадии не сильного интеллектуального развития. Поэтому ниша для религиозных воззрений – умы определенной части людей, всегда будет востребована и заполнена.
2. какие причины возникновения религии называет З.Фрейд?
Взгляды Фрейда на вопрос о причинах и путях возникновения религии изменялись с течением его жизни. Ход его рассуждений аналогичен психоаналитическому объяснению исторического развития. По Фрейду, религия возникает из беспомощности человека перед противостоящими силами природы и внутренними инстинктивными силами. Религия появляется на ранней ступени развития человечества, когда человек еще не может применить разум, чтобы справиться с этими внешними и внутренними силами, и должен подавлять их или управлять ими, прибегая к помощи "контраффектов" и других эмоций, функция которых - в подавлении и контроле над тем, с чем разум не справляется.
В итоге мы можем выделить основные причины причины возникновения религии:
- главнейшая роль в
становлении религии
- исходит из потребности,
из необходимости защитить
- из стремления исправить
болезненно ощущаемые
3. Почему, по мысли З.Фрейда, вера-это иллюзия, а не заблуждение?
Религиозные представления не являются подытоживанием опыта или конечным результатом мысли, это иллюзия, реализация самых древних, самых сильных, самых настойчивых желаний человечества. Характерной чертой иллюзии является ее происхождение из человеческого желания, она близка в этом аспекте к бредовым идеям в психиатрии. В бредовой идеи мы выделяем как существенные черты противоречия реальности, иллюзия же необязательно должна быть ложной, то есть нереализуемой и противоречащей реальности. Мы называем веру иллюзией, когда к ее мотивации примешано исполнение желания, и отвлекаемся при этом от ее отношения к действительности, точно так же как и сама иллюзия отказывается от своего подтверждения. У религиозных влечений нет доказательств, никого нельзя заставить считать, их истинными, верить в них. Под влиянием рационального начала человек со временем расстанется с религией, обреете «чувство реальности».
4. Почему, согласно З.Фрейду,
религия-это повторение
Религия, согласно Фрейду, - это повторение детского опыта. Человек защищается от угрожающих ему сил так же, как в детстве; он учится справляться с собственной уязвимостью, полагаясь на отца, восхищаясь им и страшась его.
Сознательность что та же беспомощность продолжается в течение жизни, вызывает веру в существовании какого-то, теперь уже более могущественного отца. Никогда до конца не определенные конфликты детского возраста, коренящиеся в отцовском комплексе, снимаются с индивидуальной психики и получают свое разрешение в принимаемом всеми смысле. Религию можно было бы считатьобщечеловеческим навязчивом неврозе, который, подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в Эдиповом комплексе, в амбвивалентном отношении к отцу. Когда Бог стал единственным, отношением к нему смогло обрести интимность и напряженность детского отношения к отцу. Коль сколько для божественного отца люди сделали так много, им хотелось получить взамен и вознагрождение, по крайней мере стать для него единственным любимым ребенком, избранным народом. Мотив тоски по отцу идентичен потребности в защитеот последствий человеческой немощи; способ, каким ребенок преодолевает свою детскую беспомощность, наделяет характерными чертамиреакцию взрослого на свою, поневоле признаваемую им беспомощность, а такой реакцией и является формирование религии. Религия играет важную роль в культуре как средство защиты от опасности индивидуального невроза.
Задание №2. Мировые религии.
1.Что, на ваш взгляд, объединяет
ислам и христианство? В чем
вы видите существенное
Общее у христиан и мусульман: монотеизм (однобожие), авраамистические корни, общие святые места, много общих пророков и праведников (например, Авраам, Моисей, Давид, Иисус), вера в милосердие господне. Ценности: единство человечества, мир, братство и свобода и т.п.
Это всемирные религии в том смысле, что они не знают национальных границ и готовы свой дар подарить человеку любой национальности, любого социального статуса. Включают различные конфессии. И в исламе и в хритиастве присутствует большая доля религиозной неграмотности, отсюда развитие некоторых фанатических уклонов.
В вопросе вероучения разные, но в области социальной работы, этики и межличностных отношений много общего, в том числе общероссийская история.
Отличия:
Ислам:
-Священный мусульманский закон-шариат.
-Разрешена полигамия.
- Обязательная молитва 5 раз в день.
- обязательное поломнечество в Мекку (хадж).
- концепция священной войны (джихада).
Христианство:
- Вера в искупительную
жертву, принесенную раз и навсегда
за грехи всех людей
- Догмат о триединстве Бога.
- Наличие монастырей.
- Церковь- необходимый инструмент спасения, только она может восстановить утраченную способность людей стремится к Богу.
- Наличие трех степеней иерархии: епископство, пресвитерство, диакононство.
Существенное различие мне видеться в том, что ислам-более понятная для рационального понимания религия, в нем каждое конкретное действие, то есть своя система, из которой если выйдешь то и понесешь наказание, в христианстве же все завистит от самого человека, от его желания «спастись».
Задание №3.
Новые религиозные движения.
Специфические черты НРД.
Наиболее специфические черты, определяющие общественное лицо современных НРД, темпы их распространения и взаимоотношений с социумом, являются следствием глобальной ситуации второй половины ХХ столетия.
Особый социальный состав – первое поколение верующих. Молодые люди в возрасте от 17 до 27 лет, которым «нечего терять» и все еще интересно, в отличие от среднего обывателя. Социально-экономический статус - в основном, обеспеченные люди, которые в жизни ищут чего-то большего, нежели материальный достаток.
Большинство НРД объединяют своих адептов вокруг идеи спасения не только и столько собственного, сколько коллективного. Для этого последователи активно занимаются проповедью и распространением учения. Спасение, о котором говорят НРД, достигается более интенсивным погружением в в религиозный опыт. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где, зачастую человек соприкасается с религией несколько раз в год, а вся религиозная практика сводиться обрядами при рождении, венчании и кончине.
По уровню закрытости можно выделить эзотерические, оккультные и клановые группы.
Эзотерическая группа – последователи вероучения (часто эклектического), исповедующие путь сверхъестественного просветления, приобщения к тайнам мира (Общество Рерихов, ивановцы, теософия).
Оккультная группа – субъекты, детерминированные гностическими установками на преобразование окружающего мира и человека через сверхъестественные практики (шаманизм, магию).
Клановая группа – наиболее закрытая организация, в которой индивидуализм и отрванность от толпы есть принцип жизни. Это группы с тайным членством и закрытой вербовкой. Цели организации, ее управления не известны тем, что внизу.
Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства.
Псевдохристианская синкретическая секта. Основана в 1954 г. преподобным Сан Мюн Муном.
В основе вероучения секты лежит откровение, якобы полученное Муном и изложенное им в книге "Божественный принцип". В вероучении смешаны понятия христианской догматики, искаженные толкования ветхозаветных мифов, восточные культовые термины и части других религиозных учений. Тринитарианская доктрина отвергается.
Основное место в религиозной практике секты занимает церемония "благословения". Она включает в себя "церемонию святого вина" и "священное бракосочетание", и понимается как рождение в новую жизнь через очищение от первородного греха и одновременно как вступление в "благословенный" брак."Благословение" проводится одновременно для многих пар, превращаясь в массовое зрелище. Бракосочетанию предшествует помолвка. Как правило, муниты доверяют выбор своего будущего супруга самому Муну или его доверенным лицам.
Суть винной церемонии состоит в очищении "замутненной крови" от сатанинского влияния и для этого используется "вино, которое содержит двадцать один род веществ и также кровь Отца и Матери" (для приготовления священного напитка используется кровь самого Муна и его жены). При этом человек, принимающий такое вино, по сути внутренне отказывается от поколений своих предков, отрицает свое родство с ним, предпочитая им Муна.