Контрольная работа по «Философии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Под космизмом в широком смысле слова понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих...

Оглавление

Введение 3
1. Религиозный космизм как феномен русской философии (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев)
Сущность и основные принципы философии космизма 6
«Философия общего дела» Н.Ф. Федорова 8
Философия космического всеединства В.С. Соловьева 13
Свобода и творчество в философии Н.А. Бердяева. 17
Художественно-эстетический космизм (Н.К. Рерих, Д.Андреев) 15
2.1 Учение о Живой Этике 20
2.2. Даниил Андреев и учение о «Розе мира» 24
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 72.70 Кб (Скачать)

       Орловский  государственный институт культуры  и искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по учебной дисциплине

«Философия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              студентки 1 курса

   направления 071900 Библиотечно–   информационная   деятельность

    профиля: Менеджмент библиотечно-информационной деятельности.

                                                                             Кругловой Анны Юрьевны

                                               преподаватель:     

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Липецк, 2014

                                          Оглавление.

Введение 3

1. Религиозный космизм как феномен русской философии (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев)

    1. Сущность и основные принципы философии космизма 6
    2. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова 8
    3. Философия космического всеединства В.С. Соловьева 13
    4. Свобода и творчество в философии Н.А. Бердяева. 17
  1. Художественно-эстетический космизм (Н.К. Рерих, Д.Андреев) 15 

2.1 Учение о Живой Этике 20

2.2. Даниил Андреев и учение о «Розе мира» 24

Заключение  29

Список использованной литературы 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Введение. 

Космизм — это философское течение, в котором весь космос рассматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной философии, а именно к платонизму. Попытки применить теорию эволюции к космосу в целом имели место в конце XIX в. и на Западе, но как самостоятельное философское направление космизм получил развитие именно в России.

Под космизмом в широком смысле слова понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. В нем оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих... 

Само существование русского космизма как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты. Зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. 

Обзор литературы. Философия русского космизма становится объектом всестороннего изучения в историко-философской науке начиная с 80-х годов XX века. Но уже в конце 60-х годов, в связи с выходом человечества в космос, нарастает интерес в научном сообществе к произведениям ученых и мыслителей - космистов. Однако этот интерес не поощрялся идеологическими структурами ввиду явного несовпадения многих идей космистов с марксистско-ленинским мировоззрением. Подготовленный в 60-е годы V том сочинений К.Э. Циолковского, который, в отличие от четырех предыдущих, был специально посвящен философским проблемам, так и не вышел в свет. Позже весьма ограниченными тиражами и с большими купюрами начинают публиковаться работы К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского. В 1982 году появляется издание произведений Н.Ф. Федорова, подготовленное С.Г. Семеновой. На сегодняшний день философское наследие русских космистов в целом доступно большому кругу исследователей, но остаются и работы, которые еще ждут комментирования и публикации. 

Активное исследование философии русских космистов начинается со второй половины 80-х годов XX в. Тогда же Ф.И. Гиренок вводит термин «философия русского космизма». Большая часть работ, появившихся в этот период, посвящена анализу отдельных учений отдельных мыслителей. Несколько позже выходят в свет две антологии текстов космистов и начинают появляться чрезвычайно многочисленные статьи, в некоторых из которых предпринимается попытка построения концепции русского космизма. Следует назвать работы С.Г. Семеновой, В.В. Казютинского, В.Н. Дуденкова, О.Д. Куракиной, А.Г. Гачевой и других. В 90-е годы по философии русского космизма проводятся многочисленные конференции, выпускаются сборники статей. Раздел о русском космизме включен во многие учебники по истории философии, появляются и специальные учебные пособия.

Актуальность темы исследования. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Интерес к космической проблематике возрастает в связи с переломным моментом в практической жизнедеятельности человечества в условиях Земли. Обострение глобальных проблем современности, экологический и антропологический кризисы во многом объясняются до сих пор доминирующим антропоцентристским (геоцентристским) мировоззрением. Обращение к космическому мировоззрению является одним из путей преодоления данной ситуации. И здесь особое значение приобретают научные идеи русского космизма.

В исследовательской литературе сложилось узкое и широкое понимание термина «русский космизм»: узкое предполагает круг вопросов, затрагивающих философские проблемы космонавтики, широкое понимание включает в пределы русского космизма все проявления космической темы в культуре – не только в философии, но и в литературе, музыке, живописи, мифологических и религиозных верованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Религиозный космизм как феномен русской философии (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев)

1.1. Сущность и основные принципы  философии космизма.

Стремление установить связи человека с природой, обществом, историей, всем Универсумом выражается в русской философской традиции в масштабе ее обобщений, в попытке рассматривать бытие человека не только в социальном или только в природном плане, а в контексте бытия в целом. Эту особенность русской философии можно определить как космичность. 

С.Г. Семеновой были предложены основные мировоззренческие принципы философии русского космизма: единство человека и природы, синтез науки, религии, философии и искусства, активный характер эволюции [10, 4]. 

Русский космизм осознал и убедительно доказал неразрывную связь человека и космоса, общества и окружающей природной среды. Природа и человек в русском космизме — равновеликие ценности, — отсюда философский принцип антропокосмизма.

Человек способен, преодолев пространство и время земной ограниченности, достигнуть истинного бессмертия. Идея и принцип воскрешения в широком смысле означает и способность природы к самовосстановлению и раскрытие и использование жизнетворчества человека.

Природно-исторический процесс объективно служит делу объединения разрозненного человечества, превращая народы в единую семью, а человека — в гражданина мира. Однако это должно происходить на основе сохранения индивидуальности и уникальности культуры и, следовательно, социальной специфики различных народов.

Философия русского космизма провозглашает новую этику, основывающуюся на «Воле Вселенной», на мировосприятии живого, а не умирающего (знающего о своей неминуемой гибели) человечества. Это — глобальная этика, основанная на человеческой и сверхчеловеческой любви. Философия русского космизма актуализирует потребность в новом глобальном сознании, новом типе мышления, характеризующемся открытостью осознанием сущностно-смысловых компонентов мира, чуткостью к противоречиям и т.д. Необходимо целостное восприятие мира, складывающееся вне зависимости от полноты знания его объективных связей и взаимодействий. Для полного описания мира нужно использовать бесконечное число связей. Не зная их объективно, человек может знать их целостно.

Существует множество вариантом философских подходов в рамках русского космизма. Исследователь русского космизма Б.В. Емельянов к числу наиболее проработанных подходов относит теорию космических эр и космического бессмертия человечества К.З. Циолковского; концепцию автотрофности человечества и эволюции биосферы в ноосферу, биогеохимию, космохимию В.И. Вернадского; идеею богочеловечества B.C. Соловьева; принцип регуляции природы и «патрофикацию» Н.Ф. Федорова; «пневматосферу» как особую часть биосферы, связанную с космосом П.А. Флоренского; теорию о влиянии Солнца на жизнь биосферы, астрогеологию, гелиобиологию, космическую медицину А.Л. Чижевского; космическую эволюцию сознания, концепцию единой планетарной культуры Н.К. Рериха; космоантропологию Н.А. Морозова; теософский антропокосмизмом Е.П. Блаватской, П.Д. Успенского. При этом, все многообразие подходов он разделяет на три основные направления: 1) Культурно-философское (художественно-поэтическое). 2) Философское. 3) Естественнонаучное (сциентистское) [3]. 

Исходя из этого, можно составить структурную модель русского космизма:

1. Религиозно-философское  направление: Н.Ф. Федоров и его прямые последователи и ученики А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, В.Н. Муравьев. Представители русской религиозной философии: В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. Эзотерические мыслители: Е.П. Блаватская, П.Д. Успенский, А. Безант.

2. Естественнонаучное  направление: А.В. Сухово- Кобылин, П.А. Кропоткин, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.А. Умов, А.Л. Чижевский, А.А. Богданов, Н.Г. Холодный.

3. Художественно-эстетическое  направление: Е.И. и Н.К. Рерихи, Д.Л. Андреев, а также указанные выше поэты, музыканты и художники.

В рамках данной работы мы рассмотрим наиболее ярких представителей религиозного и художественно-эстетического космизма.

 

 

 

 

 

1.2. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова.

Основоположником русского космизма по праву считается Николай Федорович Федоров (1829—1903).

Учение Федорова получило название «философия общего дела». К главной идее своего учения, которую потом развивал на протяжении всей своей жизни, Федоров пришел уже в 1851 г. «Суть ее состоит в том, - пишет Г.В. Гриненко. - что в основе эволюционного развития природы, космоса заложено стремление к порождению разума. И в разумных существах (людях) природа достигает осознания самой себя, приходит к самоуправлению. После этого одной из основных задач становится восстановление всего того, что ранее было разрушено из-за прежней слепоты и неразумности. Это восстановление разрушенного и сознательная регуляция дальнейших природных процессов, а значит, и целенаправленное преобразование космоса есть задача, стоящая перед человечеством, то «общее дело», которое оно призвано совершить» [2, 625].

В своём основном философском труде, который так и называется - «Философия общего дела», - Н.Ф.Фёдоров провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой («внесение в неё воли и разума»), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней «эксплуатирующей, а не восстанавливающей» природу цивилизации. «Мы виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию» [13, 139]. 

Бездействие человека содействует приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума: стать орудием «внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос». Как раз эту задачу и ставит разработанный в «Философии общего дела» проект «регуляции природы». Он включает некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор применяется, а также и более глобальные проекты «регуляции природы»: об управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами. 

Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед бездной небытия. Созерцательное отношение к космосу, уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. «Борьба с разъединяющим пространством» для мыслителя - «первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем»[13, 323]. 

Две глобальные победы человечества: - над пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем преображённой, бессмертной, обоженой жизни может быть не только вся Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях. Суть идеи «регуляции природы» не только в конкретных проектах, многие из которых уже осуществляются или могут быть осуществлены - она более радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека. 

Информация о работе Контрольная работа по «Философии»