Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:46, контрольная работа
Мировоззрение как культурный и социальный феномен имеет свои исторические образы в мифе, религии, науке и философии, кроме того, выделяют обыденно - практическое мировоззрение.
Миф - особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф (повествование, сказание) - был первой попыткой обобщить и объяснить мир. В мифологии отсутствуют разграничения мира и человека, мысли и эмоции, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного.
1. Какие основные исторические типы мировоззрения вы знаете?...............3
2. Назовите основные разделы философского знания и дайте их определения……………………………………………………………………………………………………4
3. В чем заключается методологическая функция философии?......................7
4. Раскройте суть понятий «эволюционизм» и «креационизм» в свете проблемы происхождения человека……………………………………………………………..8
5. Какие варианты понимания проблемы бессмертия в философии вы знаете?.................................................................................................................10
6. Что такое общественно-историческая формация?.......................................11
7. Как трактуется проблема истины в философии?..........................................12
8. Существует ли прогресс в культуре?..............................................................14
9. Что, с точки зрения философии, хотел сказать Гете, когда написал «В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате её»?.......................................16
10. Какое философское направление, из перечисленных (эмпиризм, рационализм, интуитивизм), могло бы взять за девиз следующие слова: «Опытная наука-владычица умозрительных наук»? Обоснуйте свой ответ…17
Вариант 10.
1. Какие основные исторические типы мировоззрения вы знаете?...............3
2. Назовите основные разделы философского
знания и дайте их определения…………………………………………………
3. В чем заключается методологическая
функция философии?....................
4. Раскройте суть понятий «эволюционизм»
и «креационизм» в свете проблемы происхождения
человека…………………………………………………………
5. Какие варианты понимания проблемы
бессмертия в философии вы знаете?.......................
6. Что такое общественно-
7. Как трактуется проблема
8. Существует ли прогресс в
культуре?.....................
9. Что, с точки зрения философии,
10. Какое философское направление, из перечисленных (эмпиризм, рационализм, интуитивизм), могло бы взять за девиз следующие слова: «Опытная наука-владычица умозрительных наук»? Обоснуйте свой ответ…17
Список используемой литературы……………………………………………………
1. Какие основные исторические типы мировоззрения вы знаете?
Мировоззрение как культурный и социальный феномен имеет свои исторические образы в мифе, религии, науке и философии, кроме того, выделяют обыденно - практическое мировоззрение.
Миф - особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф (повествование, сказание) - был первой попыткой обобщить и объяснить мир. В мифологии отсутствуют разграничения мира и человека, мысли и эмоции, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. Основные типы мифов: космологические, антропологические, астральные, солярные, тотемические, героические, эсхатологические. Выделяются аспекты мифа: синхронный и диахронный. К основным функциям мифа следует отнести: - выработка коллективного представления о мире, - связь поколений, закрепление единой системы ценностей, поиск единства мира и человека.
Религия - форма мировоззрения, в основе которой лежит вера в существование трансцендентных сил, и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека. Основными элементами религии являются культовая система и вероучение. Религия как форма мировоззрения носит духовно-практический характер. Религия - сложное явление, в рамках которого формируются нравственно-этические идеалы и представления, которые помогали развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей.
Наука - логически не противоречивая система знаний человека, об объективных процессах природы и общества, дающая возможность преобразования действительности. Наука - это форма человеческой деятельности результатом, которой являются факты, гипотезы, законы и методы исследований. Характерной чертой научного знания является его проверяемость. Все науки подразделяются на знание: эмпирическое и теоретическое.
Философия - исследует отношения человека к окружающему миру через призму существующих в обществе ценностей, в которой важную роль играет социальный, эмоциональный, этический, психологический элементы мыслителя. У каждого мыслителя эти элементы различны, поэтому философия представляет собой невероятное многообразие различных школ и учений. Философия стремится постигнуть самые существенные вещи, явления в человеческой жизни. Для философского знания не существует ссылок на очевидность тех или иных положений, все положения должны быть теоретически аргументированы.
2. Назовите основные разделы философского знания и дайте их определения.
Философия, как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию. В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику, эпистемологию, этику, эстетику и метафизику, онтологию. Однако между этими дисциплинами не проведено чётких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более чем к одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной. Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания). Нижеследующая классификация включает основные дисциплины:
Логика - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
Эпистемология - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению эпистемологии и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции «субъект-объект», то для эпистемологии базовой является оппозиция «объект – знание». Основные эпистемологические проблемы: как устроено знание, какие бывают типы знаний, каковы общие законы «жизни».
Этика - философия морали, объектом изучения которой является нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.
Эстетика - философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм реальности. В широком смысле - это универсалии строения произведения искусства, процесса художественного творчества и восприятия, универсалии художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), универсалии эстетического восприятия природы.
Метафизика - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под метафизикой чаще всего понимается подлинная философия. Термин «Метафизика» впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно-научных сочинений мыслителя. На протяжении истории философии, метафизика либо отвергалась как ложное учение, выходящее за рамки опыта, либо возвеличивалась как высшее достижение человеческого разума.
Онтология - учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Иногда онтологию отождествляют с метафизикой, но чаще рассматривают как ее основополагающую часть, как метафизику бытия.
3. В чем заключается
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем
она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приёмов и операций. От теории познания, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания. Существует несколько классификаций методологического знания. Одним из распространённых является деление методологии на содержательную и формальную. Первая включает в себя следующие проблемы: структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; характеристика схем объяснения, принятых в науке; условия и критерии научности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структурой научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, и т. д. В связи с разработкой этого круга проблем, возник вопрос о логической структуре научного знания. Началось развитие методологии как самостоятельной области знания.
4. Раскройте суть понятий «
Креационизм (творение) - теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом. В настоящее время креационизм представляет собой широкий спектр концепций - от сугубо богословских и философских до претендующих на научность. Тем не менее общим для этой совокупности концепций является то, что они отвергаются большинством учёных как ненаучные: выводы из посылок креационизма не имеют предсказательной силы, так как не могут быть проверены экспериментом.
Эволюционизм - система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарльза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. Хотя единой и общепризнанной теории биологической эволюции до сих пор не создано, имеется огромное число подтверждающих это научных фактов.
В вопросе о происхождении человеческого рода существует множество различных точек зрения. Они различаются тем, какая роль в них отводится научным и библейским свидетельствам и данным. Одна из этих точек зрения - натуралистический эволюционизм. Это попытка объяснить появление человека, а также и других форм жизни, не обращаясь к помощи сверхъестественных факторов. Имманентные процессы в природе произвели человека и все прочее, что существует в мире. Никакая божественная личность участия в этом не принимала ни в начале процесса, ни в ходе его.
Согласно натуралистическому пониманию эволюции, для создания жизни нужны лишь находящиеся в движении атомы. Сочетание этих факторов - атомов, движения, времени, случая - и сформировало все, что мы сейчас имеем. Эти факторы - просто данность, они постулируются как элементы, производящие результат. Хотя натуралистическое понимание эволюции и не является обязательно наилучшим объяснением научных данных, оно, по крайней мере, несомненно, с ними совместимо. В биологии, антропологии или палеонтологии нет ничего, что полностью противоречило бы этой точке зрения.
На противоположном конце спектра мнений находится то, что иногда называют прямым креационизмом: Бог своим прямым, непосредственным действием, практически мгновенно произвел все сущее. Другим принципом, на котором строится эта точка зрения, является идея прямого, непосредственного божественного действия. Бог создал мир и все, что в нем есть, без использования каких-либо косвенных средств или биологических механизмов. Он сотворил его прямым действием и непосредственным вмешательством. В каждом случае, на каждой стадии Бог не пользовался какими-то уже существовавшими материалами. Новые виды возникали не как модификации уже существующих, а были, так сказать, новыми точками отсчета, они просто творились Богом. Каждый вид полностью отличался от других. В частности, Бог создал человека во всей его полноте и цельности посредством единственного и неповторимого творческого акта. Трудности у креационизма возникают при сопоставлении с научными данными: если к этим данным относиться серьезно, следует признать, что они свидетельствуют о значительных сроках развития и о наличии переходных форм между видами.
5. Какие варианты понимания
Бессмертие - понятие, обозначающее преодоление
смертности и забвения человека и человеческого
рода. В обыденной жизни, в религиозной,
философской и научной литературе употребляется
в различных смыслах. Можно выделить следующие,
наиболее часто употребляемые, смыслы
и соответствующие им виды бессмертия: