Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение как культурный и социальный феномен имеет свои исторические образы в мифе, религии, науке и философии, кроме того, выделяют обыденно - практическое мировоззрение.
Миф - особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф (повествование, сказание) - был первой попыткой обобщить и объяснить мир. В мифологии отсутствуют разграничения мира и человека, мысли и эмоции, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного.

Оглавление

1. Какие основные исторические типы мировоззрения вы знаете?...............3
2. Назовите основные разделы философского знания и дайте их определения……………………………………………………………………………………………………4
3. В чем заключается методологическая функция философии?......................7
4. Раскройте суть понятий «эволюционизм» и «креационизм» в свете проблемы происхождения человека……………………………………………………………..8
5. Какие варианты понимания проблемы бессмертия в философии вы знаете?.................................................................................................................10
6. Что такое общественно-историческая формация?.......................................11
7. Как трактуется проблема истины в философии?..........................................12
8. Существует ли прогресс в культуре?..............................................................14
9. Что, с точки зрения философии, хотел сказать Гете, когда написал «В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате её»?.......................................16
10. Какое философское направление, из перечисленных (эмпиризм, рационализм, интуитивизм), могло бы взять за девиз следующие слова: «Опытная наука-владычица умозрительных наук»? Обоснуйте свой ответ…17

Файлы: 1 файл

Контрольная Философия.docx

— 45.04 Кб (Скачать)

      Вера человека в бессмертие и стремление к нему, играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, невзирая на знание неизбежности своей смерти. Решение проблемы бессмертия тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти.

 

6. Что такое общественно-историческая  формация?

     Формация это - тип, строение чего-либо, соответствующее определенной ступени, стадии развития. Система взглядов, убеждений, характерная для какого-либо периода общественной жизни. Определенная стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая данной стадии его развития и определяемая способом производства исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

Историей  называется общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании.

Начало понимания  социальной жизни связано с представлениями  о том, что настоящее подготовлено прошлым. Впоследствии путь исторического  сознания привел к убеждению, что  для понимания настоящего необходимо знать не только прошлое, но и будущее. Человечество стало понимать, что  прошлое рождает настоящее, настоящее  готовит будущее, не «заглядывая» в  которое невозможно во всей полноте осмыслить не только настоящее, но и прошлое. Социально-философская мысль возникла как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве, но постепенно начала выделять в качестве специфического предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций).  Древние философы старались как-то разгадать и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности: – согласно Платону, общество возникает из-за того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей;

– согласно Аристотелю, человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное  стремление к совместной жизни. Изначальное  неравенство способностей – исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций и места  людей в обществе;

– согласно Лукрецию, причиной выхода человека из животного состояния является развитие материальной культуры: пользование  шкурами убитых зверей, постройка  жилищ и главным образом добывание  огня. В Средние века история человечества, как правило, определялась божественным провидением:

– история  предопределена Богом;

– все пороки – результат грехопадения людей;

– общество основано на неравенстве, с которым  люди должны смириться.

 

7. Как трактуется проблема истины  в философии?

     В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разных видов оценки является оценка знания с точки зрения истинности или ложности. Отправной точкой гносеологии был и остается вопрос: «Что такое истина?». Слово «истина» может употребляться не только для оценки знания, но и для характеристики вещей и явлений: истинная дружба, красота, гений. Здесь «истинное» - значит «настоящее, подлинное». Но в гносеологическом смысле истинными могут быть не вещи и явления, а лишь знания о них. Гносеологическое понятие истины характеризует отношение знания к некоторому предмету познания, к фрагменту реальности. Знание истинно, если оно соответствует своему предмету.

     Истина - соответствие знаний действительности, неискаженное отражение каких-либо объектов в нашем уме, противоположность лжи, верность, подлинность. Истина объективна - то есть содержание истинного знания зависит не от субъекта, не от его желаний и убеждений, а от самой действительности. Истина остается истиной, как бы мы к ней не относились. Истинное знание отражает то, что есть на самом деле. Наши ощущения, представления, понятия, поскольку они возникли благодаря воздействию материальных предметов на наши органы чувств, не являются лишь плодом фантазии, они имеют в своем содержании такие стороны, моменты, которые отражают реальные предметы, явления материального мира.

     Людям свойственно заблуждаться и ошибаться. В их знаниях всегда имеется некоторый элемент субъективности, который обуславливается:

– особенностями  восприятия действительности органами чувств;

– свойственными  человеку стереотипами;

– индивидуальными  интересами, симпатиями, настроением.

Люди часто  склонны принимать желаемое за действительное.  Эмоции, влечения, побуждения могут ослепить человека настолько, что он утрачивает способность объективно судить о вещах. Агностицизм выпячивает эту субъективную сторону познания, подвергая сомнению саму возможность постижения истины человеком. Однако если бы в человеческих знаниях не было истины, люди попросту не смогли бы ориентироваться в окружающем мире. Людям удается жить, действовать и добиваться успеха в делах именно потому, что их знания в общем и целом соответствуют действительности, дают правильное, истинное представление о ней.

 

8. Существует ли прогресс в  культуре?

     Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития любой личности. Но сам по себе он еще не обеспечивает улучшения человеческой нравственности, ведь человеческое сознание обладает относительной независимостью от бытия и собственной внутренней активностью. Социально-экономический прогресс только создает условия для совершенствования человеческой личности, но в нем же возникают условия и для ее деградации: в современном мире немало такого, что способно искалечить человеческую душу. Условия жизни общества не определяют однозначно наш внутренний мир, ценностные ориентации и идеалы. Выбор пути собственного развития остается за каждым. Социально-экономический прогресс не может вести к осуществлению лучших человеческих идеалов, если не сопровождается духовным прогрессом общества, духовным совершенствованием людей. Это совершенствование должно быть результатом их сознательного внутреннего стремления жить в соответствии с высшими нравственными, гуманистическими идеалами. Без такого стремления никакой проект общественного устройства не способен обеспечить лучшего будущего человечества. В каждом обществе создается своеобразная, уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла образоваться в другом месте и в другое время. Разнообразие и уникальность процессов, происходящих в общественном сознании разных народов в различные исторические эпохи, не позволяет установить какие-то единые критерии духовного прогресса, по которым можно было бы напрямую сравнивать и оценивать уровень достижений во всех странах и на всех этапах истории. Каждая исторически определенная культура имеет свои достижения, которыми не обладает никакая другая. Любые явления культуры - продукт своего времени, и не учитывая этого, невозможно понять их значение в духовной культуре человечества.

     Но если рассматривать процесс духовного развития человечества в целом, на протяжении всей его истории, можно заметить общие тенденции. Они проявляются по-разному в разные периоды истории у разных народов. Однако, в конечном счете они определяют духовный прогресс общества, в основе которого прогресс в культуре: накопление культурных ценностей, которыми располагает человечество. Основное направление этого роста - развитие знаний, которое ускоряется с изобретением письменности и информационной технологии. В перспективе индустрия знаний станет главной сферой человеческой деятельности. Знание, информация - основа духовного богатства, создаваемого людьми в ходе истории. Особенную роль играет искусство, в котором сочетаются все функции и философия, в которой осмысливаются ценности и идеалы общественного бытия. Создавая культурные ценности, через рост культуры, увеличивая духовное богатство человечества, люди создают условия для своего духовного совершенствования.

 

 

 

9. Что, с точки зрения философии,  хотел сказать Гете, когда написал  «В жизни дело идет о жизни,  а не о каком-то результате  её»?

     Проблема смысла жизни получила в философии весьма разнообразную интерпретацию, обусловленную мировоззренческими установками философов. Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три главных:

1) смысл жизни  изначально присущ жизни в  её глубинных основаниях;

2) смысл жизни  находится за пределами жизни; 

3) смысл жизни  созидается самим субъектом.

      Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как действительное соучастие в богочеловеческой жизни. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его.

     В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к светлому будущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предполагает цель, а цель придаёт смысл человеческой жизни. Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждого человека, каждую эпоху в средство и орудие для окончательной цели - совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества.

     В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более из потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определённого смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаём ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

     Поиск и обретение человеком смысла своей жизни предполагает, с одной стороны в качестве необходимого условия свободу деятельности человека, а с другой - восприятие им объективно и субъективно социально и личностно значимых целей как нравственных ценностей. Поэтому и смысл жизни человека может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей её сути, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства для их осуществления.

     Возможно, смысл высказывания Гёте в том, что смысл жизни изначально присущ жизни в её глубинных основаниях. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как действительное соучастие в богочеловеческой жизни.

 

10. Какое философское направление  из перечисленных (эмпиризм, рационализм,  интуитивизм) могло бы взять  за девиз следующие слова: «Опытная  наука-владычица умозрительных наук»?  Обоснуйте свой ответ.

     Интуитивизм - течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания. Возникает на рубеже 19-20 вв. и представляет собой, своеобразную реакцию на распространение рассудочного мышления и сциентизм. Для интуитивизма характерно противопоставление интуиции и интеллекта.

     Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Научное знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности.

  Эмпиризм - одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового. Эмпиризм мог бы взять за девиз слова английского ученого Роджера Бэкона: «Опытная наука-владычица умозрительных наук».

     Роджер Бэкон первым употребил понятие «опытная наука». Он указывал, что «без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере. Бэкон считал, что доказательства без опыта не имеют никакой ценности, ибо, что бы мы ни доказали, наибольшую убежденность человек получит лишь тогда, когда результат этого доказательства увидит на собственном опыте. Опыт Бэкон понимал, прежде всего, как постигаемый нашими органами чувств. В своих философских построениях Бэкон опирался на Аристотеля, восстанавливая истинный смысл его учения. Говорил о душе как о единстве формы и материи. Ощущение (прежде всего зрительное) рассматривается им как основа познания, ибо посредством зрения человек устанавливает различие между предметами, а это составляет суть всех знаний о мире.

 

Список  используемой литературы

1. Философия: учебное пособие  для высших учебных заведений.  Под редакцией В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Электронный ресурс: Философия: Электронное учебно-методическое пособие. - СПб., СПбАУЭ , Н.И.Безлепкин, В.А.Микляев, 2008.

3. Интернет-ресурс «Философия. Курс лекций»  http://filo-edu.ru/index.html

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"