Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:52, контрольная работа
Возрождение – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы. Границы этого периода в разных странах различны и не совпадают по времени, но отличаются сходными особенностями. Полного развития культура Возрождения достигла в творчестве выдающихся художников и мыслителей. Разительный переворот в изобразительном искусстве произошел благодаря этим титанам духа, многосторонне образованным, ученым людям. Человек Возрождения был достаточно противоречив: интерес к медицине сочетался с освоением магии, человек строил машины и вызывал духов. Но вера человека в свои силы была открыта и пережита тогда во всей полноте.
Введение
1. Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
2. Основные натурфилософские системы Ренессанса.
3. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
4. Социально-политические идеалы эпохи Ренессанса.
Заключение
Список основных терминов
Список использованной литературы
Сам Коперник, утверждая, что
земля и планеты вращаются
вокруг солнца, не предвидел всех последствий
своего открытия, думая, что за поверхностью,
которую описывает самая
1. Земля имеет лишь
приблизительно шарообразную
2. И солнце вращается вокруг своей оси.
3. Нутация оси объяснена
правильно. "При необозримо разнообразном
взаимном отталкивании и
4. Неподвижные звезды суть также солнца.
5. Вокруг этих звезд
вращаются, описывая
6. Кометы представляют лишь особый род планет. На этом основании и так как кометы или редко, или даже никогда не делаются видимыми, то и число планет, вращающихся вокруг нашего солнца" точно не установлено.
7. Миры и даже системы
их постоянно изменяются и,
как таковые, они имеют начало
и конец; вечной пребудет лишь
лежащая в основе их
3. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
Ответ:
С XV в. начинается переходная в истории
Западной Европы эпоха Возрождения,
которая создала свою блестящую
культуру. В области экономики
идет распад феодальных отношений и
развитие зачатков капиталистического
производства; развиваются богатейшие
города-республики в Италии. Одно за
другим следуют крупнейшие открытия:
первые печатные книги; огнестрельное
оружие; Колумб открывает Америку; Васко
да Гама, обогнув Африку, нашел морской
путь в Индию; Магеллан своим кругосветным
путешествием доказывает шарообразность
Земли; возникают география и
картография как научные
Но самое главное – была сломлена
диктатура церкви. Именно это явилось
важнейшим условием расцвета культуры
в эпоху Возрождения.
Светские интересы, полнокровная земная
жизнь человека были противопоставлены
феодальному аскетизму, «потустороннему»
призрачному миру. Петрарка, неутомимо
собиравший древние рукописи, призывает
«исцелить кровавые раны» своей родной
Италии, попираемой сапогом иностранных
солдат и раздираемой враждой феодальных
тиранов. Боккаччо в своем «Декамероне»
высмеивает развратное духовенство и
тунеядствующее дворянство, прославляя
пытливый разум, стремление к удовольствиям
и кипучую энергию горожан. Сатира «Похвала
Глупости» Эразма Роттердамского, роман
«Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, остроумные,
полные издевательства и насмешек «Письма
темных людей» Ульриха фон Гуттена выражают
гуманизм и неприемлемость старой средневековой
идеологии.
Огромное влияние на развитие идей
гуманизма оказали
Микеланджело Буонарроти в своих полотнах «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждал физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности.
Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений – человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.
Далее, гуманизм эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже простой перечень работ философов эпохи Возрождения дает представление об этом: «О преимуществе и превосходстве человека» – Фацио, «О наслаждении как истинном благе» – Лоренцо Валла, «О благородных нравах и свободных науках» – Верджерио, «О достоинстве» – Манетти, «Против лицемерия» (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо), «О благородстве законов и медицины» – Салютати, «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы» – Петрарка и т.д.
Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренессанса.
Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности – Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени – XV в. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия – XVI в.
Обращают на себя внимание философские воззрения итальянского гуманиста Лоренцо Валла (1407–1457). Он создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Лоренцо Валлы на темы этики – это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь – высшая ценность. а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.
Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско-томистской традиции, согласно которой человек считался причастным Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Все способности души распознаются в ощущениях: зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании. Валла – сенсуалист: он считает ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности.
Ощущения имеют основное значение
и в его этическом учении. Он
пытается осмыслить такие чувства,
как благодарность, расположение к
человеку, наслаждение, гнев, жадность,
страх, мстительность, жестокость и
др. Наслаждение определяется Валлой,
как «благо, к которому всюду стремятся
и которое заключается в
Лоренцо Валла подчеркивает различие между тем, как он понимает высшее благо, и тем, что под высшим благом понимает Августин. У Августина высшее благо – это блаженство, связанное с познанием высших абсолютных истин и самого Бога. У Валлы высшее благо – это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью. В работах Валлы мы встречаем такие понятия, как «личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе
Аскетическим добродетелям он противопоставляет светские добродетели: добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в том, чтобы мудро управлять. Попытка вывести нравственность из природы человека была очень важной для идеологии гуманизма. Исследователи считают, что в разработке проблем этики Лоренцо Валла занимает место между Эпикуром и Гассенди.
Если Лоренцо Валла – гуманист первого периода Возрождения, то Мишель Монтенъ (1533–1592) – второго периода.
М. Монтеня называют «последним гуманистом». Если мы перечислим названия глав его книги «Опыты», то поймем, что Монтень пишет нечто вроде «учебника жизни»: «Час переговоров – опасный час», «О наказании за трусость», «Выгода одного – ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши», «О бережливости древних», «О возрасте», «Различными средствами можно достичь одного и того же», «О родительской любви», «О славе», «О жестокости», «О самомнении», «О трех видах общения» и др. Первоначально «Опыты» задумывались как изложение извлеченных им из морально-философских сочинений античности (Плутарха, Сенеки) поучительных примеров, анекдотов, афоризмов. Однако он вскоре почувствовал, что они нуждаются в комментариях, причем довольно основательных, базирующихся на личном опыте.
Всю свою жизнь Монтень корректировал, дополнял «Опыты», поэтому они содержат разные точки зрения автора, известную противоречивость, которую Монтень и стремился устранить. Он искал истину.
Он выступал против теоцентристской концепции, которая идет от Фомы Аквинского: Бог – абсолютное бытие, а человек, как его творение – исключительное существо, которому дано, пользуясь средствами разума, бесконечно приближаться к этому бытию, проникать в «первопричину», в самую сущность вещей… Монтень не соглашается с таким антропоцентризмом; его антропоцентризм иной: он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой тюсторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа…»
Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины, в ответах на возникающие вопросы. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней и тем самым помогающие ответить на вопрос: «Как прожить человеку жизнь?» В отличие от скептиков Монтень не отказывается от истины, он исследует разнообразные точки зрения. Но для него истина одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полностью, либо не владеть вовсе. Сомнение Монтеня направлено на активизацию разума, а не на его отрицание.
Своими философскими рассуждениями
Монтень дал мощный заряд как позднему
Возрождению, так и философии Нового времени.
Его «Опыты» представляют несомненный
интерес и для современных людей.
Одним из первых социальных философов
эпохи Возрождения, отвергших теократическую
концепцию государства, согласно которой
государство зависит от церкви как якобы
высшей власти на Земле, был Никколо Макиавелли
(1469–1527). Ему принадлежит обоснование
необходимости светского государства:
он доказывал, что побудительными мотивами
деятельности людей является эгоизм, материальный
интерес. Люди, заявлял Макиавелли, скорее
забудут смерть отца, чем лишение имущества.
Именно в силу изначального зла человеческой
природы, стремления к обогащению любыми
способами возникает необходимость обуздания
этих человеческих инстинктов с помощью
особой силы, каковой и является государство.
В своих произведениях «Рассуждения на
первую декаду Тита Ливия», «Князь» флорентийский
философ приходит к убеждению, что именно
право, юридическое мировоззрение людей,
которое может воспитать только государство,
а не церковь, создаст необходимый порядок
в обществе.
Макиавелли заявляет, что церковь
расшатала устои
Макиавелли рассматривает и такие вопросы:
«Что лучше: внушать любовь или страх?»,
«Как государи должны держать слово?»,
«Каким образом избегать ненависти и презрения?»,
«Как надлежит поступать государю, чтобы
его почитали?», «Советники государей»,
«Как избежать льстецов?» и др. Очень современно
звучат многие советы Макиавелли. Так,
он утверждает, что «об уме правителя первым
делом судят по тому, каких людей он к себе
приближает»
Макиавелли также
Макиавелли подводит к выводу, что все
средства дозволены для достижения политических
целей, и хотя государь должен руководствоваться
общепринятыми нормами морали в поведении,
он может с ними не считаться в политике,
если это будет содействовать усилению
государственной власти. Князь, вступивший
на путь создания сильного государства,
должен руководствоваться политикой «кнута
и пряника», сочетая в себе качества льва
и лисицы. Подкупы, убийства, отравления,
вероломство – все это дозволено в политике,
направленной на укрепление государственной
власти.