Диалектика как философская концепция развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Диалектика (от гр.dialektike) означает искусство вести беседу, рассуждать. Диалектика – учение и философская дисциплина о противоречиях как источнике развития. Диалектика как наука – представляет собой сложную систему. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы и категории.

Оглавление

Понятие диалектики. Исторические формы диалектики……..3 - 5

Основные принципы и законы диалектики…………………….6 - 12

Альтернативы диалектики………………………………………..13 - 14

Список литературы ………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии Диалектика.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Тема  № 20 «Диалектика  как философская  концепция развития» 
 

ПЛАН 

  1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики……..3 - 5
 
  1. Основные  принципы и законы диалектики…………………….6 - 12
 
  1. Альтернативы  диалектики………………………………………..13 - 14
 
  1. Список  литературы ………………………………………………..15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики.

     Диалектика (от гр.dialektike) означает искусство вести беседу, рассуждать. Диалектика – учение и философская дисциплина о противоречиях как источнике развития. Диалектика как наука – представляет собой сложную систему. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы и категории.

     В современном понимании диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих  законах развития природы, общества и мышления.

     Центральной идеей диалектики является мысль  о единстве и борьбе противоположностей, противоречивости всего сущего.

     Диалектика  есть учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности, как они превращаются друг в друга.

     Диалектика  учит, почему ум человека не должен принимать  эти противоположности как мертвые, застывшие, а должен рассматривать  их как живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.

     Элементы  диалектики содержались в учениях философов Древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формыстихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

      Стихийная диалектика древних была выражена в философии Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

      Согласно  Гераклиту все течет и изменяется, все существует и в то же время  не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов рассуждений Гераклита: «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

      На  идеалистической основе стихийная  диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных  мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего – идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

      Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграли представители немецкой классической философии: Кант, Шеллинг, Гегель. Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигала в философской системе Гегеля.

      Под   диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него – это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественный превращения, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, мистического мирового разума в процессе рассуждения о самом себе.

      Материалистическая  диалектика современности. Высшей формой диалектики явилась ее марксистская модель. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля,  К.Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей.  Сам К.Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно»  (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.21).

      Для марксистской диалектики характерным  является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко эти принципы проявляются в учении об объективной и субъективной диалектике.

      Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

     Субъективная  диалектика – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

      Субъективность  диалектики мышления заключается главным  образом в том, что она существует лишь в голове человека (субъекта), в  формах человеческого мышления –  понятиях, суждениях, умозаключениях. Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная – первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой.

      Диалектика  рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Признание принципа развития – это важнейшая особенность диалектического материализма.

      Отражая развитие материального мира, изменяются и сознание людей, их идеи, теории, взгляды, желания. Изучение общей картины  развития и составляет одну из важнейших  задач материалистической диалектики, поскольку она является учение о всеобщих законах движения и изменения природы, человеческого общества и мышления.

      Процесс развития в материалистической диалектике рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к  сложному, как качественное изменение, процесс, предполагающий коренные качественные перевороты – революции. Источник развития диалектика видит  в противоречиях, присущих самим предметам и явлениям, т.е. во внутренних противоречиях.  

2. Основные принципы и законы диалектики.

     Принципы  отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом, задают начальные условия познанию, обуславливают его характер, лежат в основе законов диалектики, придают знанию системность и целостность. Наиболее авторитетны два принципа диалектики: принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия и принцип развития.

     Окружающие  нас процессы, предметы, объекты  находятся в сложной взаимосвязи, одни связи являются очевидными, о  существовании других можно судить лишь после длительных наблюдений и размышлений. Последнее объясняется тем, что связи зачастую  оказываются весьма сложными, опосредованными большим числом промежуточных звеньев. Данное обстоятельство получило свое адекватное выражение в основополагающем принципе – всеобщей взаимосвязи. Согласно этому принципу, связь явлений (под которой понимается такое отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом) имеет универсальный характер. Если бы в природе взаимодействие отсутствовало, то не было бы и движения. Движение – результат взаимодействия и одновременно всякое изменение.

     Принцип развития составляет основное содержание материалистической диалектики, являясь ее фундаментальной основой. В окружающей действительности все находится в непрерывном изменении, развитии; все возникает и на определенной ступени своего развития исчезает, превращаясь в иное.

     Основные  признаки развития: единство количественных и качественных изменений, их необратимость, направленность, закономерность, противоречивость, поступательность изменений в достаточно больших интервалах времени, спиралевидность формы.

     Среди диалектических принципов можно  выделить предпосылочные принципы (то есть подготавливающие оптимальное включение других принципов в противоречивую сущность предметов и процессов): принципы объективности, системности, историзма и диалектической противоречивости.

     Прежде  всего, постигая через явления сущность, субъект должен руководствоваться принципом объективности.

     Объективность является для всякого здравомыслящего человека аксиомой и первейшей установкой познания. Необходимо осознанно руководствоваться этой установкой, сознательно ориентироваться на объективность. Объективность истины по содержанию, обуславливающая ее конкретность, дает основание для формулировки императива конкретности.

     Принцип объективности дополняется принципом системности.

     Принцип системности требует разграничения  внешней и внутренней сторон материальных систем, сущности и ее проявлений, обнаружения  различных сторон предмета, их единства, раскрытия формы и содержания, элементов и структуры, случайного и необходимого. Этот принцип направляет мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостной системы.

     Принцип системности конкретизирует принцип  объективности, но вместе с тем направляет внимание на анализ, неотрывный от синтеза. Он требует от субъекта ставить в центр познания представление о целостности, которое призвано руководить познанием от начала и до конца исследования.

     Можно сказать, что принцип объективности с его требованиями активности и конкретности ведет через принцип системности к рассмотрению самой истории объекта, его бытия в прошлом. В этом плане принцип историзма расширяет и углубляет представления о познании данного предмета. Принцип историзма является мировоззренческим в том смысле, что имеет теоретическое основание: им служит теория развития. Историзм базируется на представлениях о сущности развития, о прогрессе, синтезировании, причинности.  

     Императивы  принципа историзма:

     1) требование качественной или сущностной ретроспективности;

     2) требование рассмотрения предпосылок  возникновения предмета;

     3) требование применять в ходе  познания предмета основные законы  диалектики;

     4) требование выделять этапы (стадии, периоды) развития предмета, устанавливать их естественную последовательность и выявлять диалектику общего и единичного в этом процессе;

     5) рассматривать объект «с точки  зрения» процесса развития закономерного,  то есть характеризующегося определенными  законами перехода от одного  исторического состояния объекта к другому его историческому состоянию;

     6) требование определять направление  и характер развития предмета;

     7) раскрывать основную тенденцию развития системы с целью предсказать ее будущее;

     8) изучать не только историю  объекта, но и историю отражающих ее понятий и положений.

     Принцип диалектической противоречивости познания. Познавательно-диалектические противоречия выступают источником развития знания. Они могут быть двух видов: философско-гносеологическими и логико-методологическими. Первые связаны с соотношением субъекта и объекта, вторые – с соотношением сторон познавательной деятельности. Этот принцип ориентируется на осуществление взаимосвязи разных сторон познания в целях отражения противоположности предметного противоречия сначала в их раздельности, а затем в синтезе.

     Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

     Под «абстрактным»  в философской литературе понимается всеобще выделенное обособленное, существующее «само по себе» в своей относительной независимости от всего другого,  –  любая сторона, аспект или часть действительного целого, любой определенный фрагмент действительности или ее отражения в сознании.

     Конкретное  выступает в 2-х формах: 1) в форме чувственно-конктретного, с которого начинается исследование, ведущее затем к образованию абстракций; 2) в форме мысленно-конкретного, завершающего исследование на основе синтезирования ранее выделенных абстракций.

Информация о работе Диалектика как философская концепция развития