Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:08, контрольная работа
Диалектика (от гр.dialektike) означает искусство вести беседу, рассуждать. Диалектика – учение и философская дисциплина о противоречиях как источнике развития. Диалектика как наука – представляет собой сложную систему. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы и категории.
Понятие диалектики. Исторические формы диалектики……..3 - 5
Основные принципы и законы диалектики…………………….6 - 12
Альтернативы диалектики………………………………………..13 - 14
Список литературы ………………………………………………..15
Тема
№ 20 «Диалектика
как философская
концепция развития»
ПЛАН
Диалектика (от гр.dialektike) означает искусство вести беседу, рассуждать. Диалектика – учение и философская дисциплина о противоречиях как источнике развития. Диалектика как наука – представляет собой сложную систему. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы и категории.
В
современном понимании диалекти
Центральной идеей диалектики является мысль о единстве и борьбе противоположностей, противоречивости всего сущего.
Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности, как они превращаются друг в друга.
Диалектика
учит, почему ум человека не должен принимать
эти противоположности как
Элементы диалектики содержались в учениях философов Древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы – стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Стихийная диалектика древних была выражена в философии Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.
Согласно
Гераклиту все течет и
На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего – идей, движения мысли от низших понятий к высшим.
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграли представители немецкой классической философии: Кант, Шеллинг, Гегель. Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигала в философской системе Гегеля.
Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него – это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественный превращения, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, мистического мирового разума в процессе рассуждения о самом себе.
Материалистическая диалектика современности. Высшей формой диалектики явилась ее марксистская модель. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, К.Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам К.Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.21).
Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко эти принципы проявляются в учении об объективной и субъективной диалектике.
Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная диалектика – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективность диалектики мышления заключается главным образом в том, что она существует лишь в голове человека (субъекта), в формах человеческого мышления – понятиях, суждениях, умозаключениях. Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная – первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой.
Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Признание принципа развития – это важнейшая особенность диалектического материализма.
Отражая развитие материального мира, изменяются и сознание людей, их идеи, теории, взгляды, желания. Изучение общей картины развития и составляет одну из важнейших задач материалистической диалектики, поскольку она является учение о всеобщих законах движения и изменения природы, человеческого общества и мышления.
Процесс
развития в материалистической диалектике
рассматривается как движение от
низшего к высшему, от простого к
сложному, как качественное изменение,
процесс, предполагающий коренные качественные
перевороты – революции. Источник развития
диалектика видит в противоречиях,
присущих самим предметам и явлениям,
т.е. во внутренних противоречиях.
2. Основные принципы и законы диалектики.
Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом, задают начальные условия познанию, обуславливают его характер, лежат в основе законов диалектики, придают знанию системность и целостность. Наиболее авторитетны два принципа диалектики: принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия и принцип развития.
Окружающие
нас процессы, предметы, объекты
находятся в сложной
Принцип развития составляет основное содержание материалистической диалектики, являясь ее фундаментальной основой. В окружающей действительности все находится в непрерывном изменении, развитии; все возникает и на определенной ступени своего развития исчезает, превращаясь в иное.
Основные признаки развития: единство количественных и качественных изменений, их необратимость, направленность, закономерность, противоречивость, поступательность изменений в достаточно больших интервалах времени, спиралевидность формы.
Среди диалектических принципов можно выделить предпосылочные принципы (то есть подготавливающие оптимальное включение других принципов в противоречивую сущность предметов и процессов): принципы объективности, системности, историзма и диалектической противоречивости.
Прежде всего, постигая через явления сущность, субъект должен руководствоваться принципом объективности.
Объективность является для всякого здравомыслящего человека аксиомой и первейшей установкой познания. Необходимо осознанно руководствоваться этой установкой, сознательно ориентироваться на объективность. Объективность истины по содержанию, обуславливающая ее конкретность, дает основание для формулировки императива конкретности.
Принцип
объективности дополняется прин
Принцип
системности требует
Принцип системности конкретизирует принцип объективности, но вместе с тем направляет внимание на анализ, неотрывный от синтеза. Он требует от субъекта ставить в центр познания представление о целостности, которое призвано руководить познанием от начала и до конца исследования.
Можно
сказать, что принцип объективности
с его требованиями активности и конкретности
ведет через принцип системности к рассмотрению
самой истории объекта, его бытия в прошлом.
В этом плане принцип
историзма расширяет и углубляет представления
о познании данного предмета. Принцип
историзма является мировоззренческим
в том смысле, что имеет теоретическое
основание: им служит теория развития.
Историзм базируется на представлениях
о сущности развития, о прогрессе, синтезировании,
причинности.
Императивы принципа историзма:
1) требование качественной или сущностной ретроспективности;
2)
требование рассмотрения
3)
требование применять в ходе
познания предмета основные
4)
требование выделять этапы (
5)
рассматривать объект «с точки
зрения» процесса развития
6)
требование определять
7) раскрывать основную тенденцию развития системы с целью предсказать ее будущее;
8)
изучать не только историю
объекта, но и историю
Принцип диалектической противоречивости познания. Познавательно-диалектические противоречия выступают источником развития знания. Они могут быть двух видов: философско-гносеологическими и логико-методологическими. Первые связаны с соотношением субъекта и объекта, вторые – с соотношением сторон познавательной деятельности. Этот принцип ориентируется на осуществление взаимосвязи разных сторон познания в целях отражения противоположности предметного противоречия сначала в их раздельности, а затем в синтезе.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
Под «абстрактным» в философской литературе понимается всеобще выделенное обособленное, существующее «само по себе» в своей относительной независимости от всего другого, – любая сторона, аспект или часть действительного целого, любой определенный фрагмент действительности или ее отражения в сознании.
Конкретное выступает в 2-х формах: 1) в форме чувственно-конктретного, с которого начинается исследование, ведущее затем к образованию абстракций; 2) в форме мысленно-конкретного, завершающего исследование на основе синтезирования ранее выделенных абстракций.
Информация о работе Диалектика как философская концепция развития