Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:35, реферат
В связи с этим, постмодернизм и постиндустриальное общество ознаменовало появление и развитие молодежных субкультур. Примером может служить субкультура хиппи, которая наиболее полно отражает явления изменения мировоззрения и мироощущения человека во второй половине 20 века.
Постмодернизм не только проявляется в искусстве, также постмодернизм представляет на сегодняшний день некое особое духовное состояние и мировоззрение, как некий образ жизни и культуры.
Введение 3
1. Постмодернистская философия 4
1.1 Возникновение и становление постмодернизма 4
1.2 Философия постмодернизма 6
2. Основные черты и особенности постмодернизма 9
3. Социально-психологический портрет человека и проблема постмодерна в культуре XX века 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
на тему:
«Философский постмодернизм о развитии общества»
Выполнила студентка_II_курса
Дата сдачи:__________________
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Введение 3
1. Постмодернистская философия 4
1.1 Возникновение и становление постмодернизма 4
1.2 Философия постмодернизма 6
2. Основные
черты и особенности
3. Социально-психологический портрет человека и проблема постмодерна в культуре XX века 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18
В своей работе я рассмотрю вопрос о философском постмодернизме в жизни и развитии общества. Целью данной работы является описание понятия постмодернизма, а также описание данного понятия в ключе вопроса развития общества.
Явление постмодернизма довольно молодое, так как история постмодернизма насчитывает около 25 лет. Впервые этот термин ввел в конце 70-х годов французский философ Жан-Франсуа Лиотар (“La condition postmodern”, 1979). Данное понятие, как одно из основных проблем современности, которая характеризуется противоборством различных способов мышления и жизненных форм.
Так как постмодернизм является прежде всего культурой информационного, так называемого постиндустриального общества, он еще и выходит за общепринятые рамки культуры, так как проявляется так или иначе во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику.
Для постиндутриального общества характерно бурное развитие сферы услуг, образование и наука. В общественной жизни большое влияние приобретает производство информации, ее потребление и распределение.
В связи с этим, постмодернизм и постиндустриальное общество ознаменовало появление и развитие молодежных субкультур. Примером может служить субкультура хиппи, которая наиболее полно отражает явления изменения мировоззрения и мироощущения человека во второй половине 20 века.
Постмодернизм не только проявляется в искусстве, также постмодернизм представляет на сегодняшний день некое особое духовное состояние и мировоззрение, как некий образ жизни и культуры.
Первые признаки постмодернизма возникли в конце 50-х гг. XX в. в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х гг. проявляются в остальных областях культуры и становятся весьма устойчивыми.
Как особый феномен постмодернизм вполне отчетливо заявил о себе в 70-е гг. XX в., хотя более точная дата его рождения нам не известна.
70-е годы можно назвать
годами самоутверждения
В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится интеллектуальной модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Как некогда нельзя было не быть модернистом и авангардистом, точно так же теперь стало трудно не быть постмодернистом.1
В каждой конкретной области жизни и культуры постмодернизм проявляет себя по-разному.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и средств массовой коммуникации и информации. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления – главным образом материального – выступает основным критерием деления на социальные слои. Это общество всеобщего компромисса. К нему все труднее применять понятие "народ", поскольку последний все больше превращается в аморфную массу "потребителей" и "клиентов". В еще большей степени это касается интеллигенции, которая уступила место интеллектуалам, представляющим собой просто лиц умственного труда. Число таких лиц возросло многократно, однако их социально-политическая и духовная роль в жизни общества стала почти незаметной. Главным стимулом для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен прийти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради этого постмодерный человек готов поступиться любыми принципами.
В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней – мода и реклама. Некоторые западные авторы считают моду определяющим ядром не только культуры, но и всей постмодерной жизни. Она действительно в значительной мере выполняет ту роль, которую раньше играли мифология, религия, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не признано ею, – не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффектности и привлекательности. Однако мода, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Эта ее особенность оставляет печать на всей постмодерной жизни, что делает ее все более неустойчивой, неуловимой.
Важную черту постмодерна составляет театрализация. Она также охватывает многие области жизни. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу. Театрализация пронизывает политическую жизнь. Политика при этом перестает быть местом активной и серьезной деятельности человека-гражданина, но все больше превращается в шумное зрелище, становится местом эмоциональной разрядки. Политические баталии постмодерна не ведут к революции, поскольку для этого у них нет должной глубины, необходимой остроты противоречий, достаточной энергии и страстности. В политике постмодерна уже не встает вопрос о жизни или смерти. Она все больше наполняется игровым началом, спортивным азартом, хотя ее роль в жизни общества не уменьшается и даже возрастает. В некотором смысле политика становится религией постмодерного человека.
Философия постмодернизма противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т. д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма. В целом мироощущение постмодерного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе.
Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, максим и сентенций. Он выступил с идеей радикальной переоценки ценностей и отказа от фундаментальных понятий классической философии, сделав это с позиций крайнего нигилизма, с утратой веры в разум, человека и гуманизм. В частности, он выразил сомнение в наличии некого "последнего основания", именуемого обычно бытием, добравшись до которого мысль будто бы приобретает прочную опору и достоверность. По мнению Ницше, такого бытия нет, а есть только его интерпретации и толкования. Он также отверг существование истин, назвав их "неопровержимыми заблуждениями". Ницше нарисовал конкретный образ постмодернистской философии, назвав ее "утренней" или "дополуденной". Она ему виделась как философствование или духовное состояние человека, выздоравливающего после тяжелой болезни, испытывающего умиротворение и наслаждение от факта продолжающейся жизни.
Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, "исчисляющее мышление", высшей формой и воплощением которого стала техника, которая не оставляет места для гуманизма. На горизонте гуманизма, как полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором "множатся вызванные техникой пустыни".
Можно сказать, что интеллектуалы
наилучшим образом воплощают
состояние постмодерна, поскольку
их положение в обществе изменилось
наиболее радикально. В эпоху модерна
интеллектуалы занимали ведущие
позиции в культуре, искусстве, идеологии
и политике. Постмодерн лишил их
прежних привилегий. Один западный
автор по этому поводу замечает:
раньше интеллектуалы вдохновляли
и вели народ на взятие Бастилии,
теперь они делают карьеру на их
управлении. Интеллектуалы уже не
претендуют на роль властителей дум,
довольствуясь исполнением
Такое положение во многом объясняется тем, что постмодернистское мировоззрение лишено вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология, в Средние века – религия, в эпоху модерна – сначала философия, а затем наука. Постмодернизм развенчал престиж и авторитет науки, но не предложил ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентации в мире.
Постмодерное общество теряет интерес к целям – не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью. Как отмечает французский философ П. Рикёр, в наши дни наблюдается "гипертрофия средств и атрофия целей".3 Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях, исчезновение будущего, которое оказалось как бы украденным. Все это ведет к усилению нигилизма и цинизма. Если И. Кант в свое время создал "Критику чистого разума", то его соотечественник П. Слотердайк в связи с двухсотлетним юбилеем кантонского труда издает "Критику цинического разума" (1983), считая, что нынешний цинизм вызван разочарованием в идеалах Просвещения. Цинизм постмодерна проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм и ценностей. Этика в постмодерном обществе уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.
Философия постмодерна прояснила те базовые понятия и те установки и ориентации, которые стали основополагающими в интеллектуальной деятельности, характерными для стиля мышления эпохи. Это: во-первых, отказ от истины, а, следовательно, от таких понятий, как «исток», «причина». Взамен вводится термин «след»; во-вторых, неприятие категории «сущность», ориентирующей исследователя на поиск глубин, корней явлений приводит к появлению понятия «поверхность» (резома); в-третьих, в дискурсе модерна имели большое значение понятия «метафизика» и «трансцендентное». Постмодерн противопоставляет «метафизике» «иронию», а «трансцендентному» – «имманентное»; в-пятых, если модерн стремился к «определенности», то постмодерн тяготел к «неопределенности»; в-шестых, на смену терминам «жанр», «граница текста» приходят «текст» или «интертекст», что дает мыслителю свободу творить, пренебрегая требованиями традиции; и, наконец, постмодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на «деконструкцию» и «деструкцию», т.е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще.
Многие черты, присущие постмодернистскому искусству и выражающие общую культурную парадигму современности рассмотрены в классификации предложенной американским литературоведом Ихабом Хассаном:
1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.
2. Фрагментарность и принцип монтажа.
3. "Деканонизация", борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.
4. "Все происходит на
поверхности" – без
5. Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала.
6. Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.
7. Смешение жанров, высокого
и низкого, стилевой
8. Театральность современной
культуры, работа на публику,
9. Имманентность – срастание
сознания со средствами
Несмотря на эклектизм
и схематичность данного
Впрочем, понятие постмодернизма в последнее время толкуется столь широко, что границы его стали крайне расплывчаты.
Информация о работе Философский постмодернизм о развитии общества