Характерные черты философии Ренессанса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Возрождения была ознаменована выдающимися достижениями во всех областях культуры и науки. Это была по истине «революционная» эпоха, которая связана с изменениями во всех сферах жизни человека — в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Это время пробуждения интереса к учениям античных мыслителей, ученых, философов.
Эпоха Возрождения интересна и актуальна для изучения, так как именно в эту эпоху происходит зарождение и развитие многих наук.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1.Исторические предпосылки эпохи Ренессанса…………………………….4
1.2. Развитие науки…………………………………………………………….6
1.3. Религия в эпоху Ренессанса………………………………………………9
2. Развитие философии в эпоху Ренессанса………………………………….10
2.1.Основные натурфилософские системы эпохи Возрождения (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Дж. Галилей) 12
3.Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения………………………..20
4. Социально – политические утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы…………….23
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Заказ 19016.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Характерные черты философии Ренессанса

План

Введение………………………………………………………………………..3

1.Исторические  предпосылки эпохи Ренессанса…………………………….4

1.2. Развитие науки…………………………………………………………….6

1.3. Религия в  эпоху Ренессанса………………………………………………9

2. Развитие философии в эпоху Ренессанса………………………………….10

2.1.Основные  натурфилософские системы эпохи  Возрождения (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Дж. Галилей)………………………………………12

3.Гуманизм и  антропоцентризм эпохи Возрождения………………………..20

4. Социально  – политические утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы…………….23

Заключение……………………………………………………………………..26

Список использованной литературы………………………………………….27

 

 

 

Введение

Эпоха Возрождения  была ознаменована выдающимися достижениями во всех областях культуры и науки. Это была по истине «революционная» эпоха, которая связана  с изменениями во всех сферах жизни человека — в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях.  Это время пробуждения интереса  к учениям античных мыслителей, ученых, философов.

Эпоха Возрождения  интересна и актуальна для  изучения, так как именно в эту  эпоху происходит зарождение и развитие многих наук. Это время когда жили  и творили такие выдающиеся люди как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Николай Коперник, Томас Мор, Макиавелли и многие другие.

 

  1. Исторические предпосылки эпохи Ренессанса

С XIV-XV веков  в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения (Ренессанса). Эпоха Возрождения – это время, когда происходит укрепление светской культуры и постепенное отделение от культуры церковно-религиозной; наука и философия постепенно отделяются от схоластики средневековья. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (я и, особенно,  Испания).

Главными социально-экономическими причинами ее появления были:

-  зарождение капитализма и качественно новых форм жизни общества, которые требовали эффективности производства и активности самого человека;

-  ремесленные цеховые объединения превращались в мануфактуры;

-  происходило расширение технической сферы, изобретательства – как показателя прогресса того времени;

-  капиталу требовались новые зоны распространения своего влияния. В связи с этим берет начало эра Великих морских открытий (открытие Америки, морского пути в Индию и т.д.), происходит выход из морской акватории в океан;

-  наступает период секуляризации (освобождение от тотальной власти церкви), культура все в большей мере начинает носить светский (не церковный) характер;

-  в центре внимания оказывается «человек действия», способный изменять окружающую действительность и самого себя;

-  все эти преобразования подготовили почву для буржуазных революций — периода захвата политической власти ставшей экономически мощной буржуазией.

Ренессанс - (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Эпоха Ренессанса была периодом возвеличивания человеческой личности. Собирание высших человеческих качеств, само человеческое достояние в смысле творчества являлось нескончаемым в то время. Человеческое бытие в своей специфике оказывается как бы непрерывным творением в ориентации на высшие гармонии и смыслы, образы и символы, высвечивающие горизонт его чувственно-практической деятельности и задающие способ организации его духовно-нравственной жизни.

Фундаментальное положение человека его жизненное предназначение в мире заключается в том, что он сам с собой просто так биологически не рождается, он рождается в своих гуманных качествах. Именно это условие человеческого существования было осознано в эпоху Возрождения.

 

1.2.Развитие науки

Развитие науки  в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем.  

Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Гелиоцентризм - (от греч. helios – солнце) – концепция, согласно которой Солнце является центром, вокруг которого обращаются планеты, в т. ч. и Земля. В Древней Греции это предположение высказал Аристарх Самосский (IV-III вв. до н. э.), но научное подтверждение гелиоцентризм получил впервые только в XVI в. в трудах Н. Коперника [2, с. 89]. В системе Коперника Солнцу отводилась роль центра, тела Вселенной. Около Солнца движутся планеты, за ними лежит сфера неподвижных звезд, замыкающая Вселенную. Открытия Кеплера, Ньютона способствовали развитию и уточнению гелиоцентризма. Было доказано, что планеты обращаются не по круговым, а по эллиптическим орбитам, а силой, связывающей планеты с Солнцем и обусловливающей характер их движения, является тяготение. Последующие достижения привели к выводу, что Солнце является центром Солнечной системы, а не всей Вселенной. 

Крупные изменения  произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли   исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

Успехи естественных наук постепенно привели к мысли о возможности научного, рационального познания мира, взамен религиозному познанию, которому следовало христианство средних веков. Развитие этих идей в дальнейшем позволило Френсису Бэкону и Рене Декарту сформировать основополагающие принципы науки нового времени.

 

1.3.Религия в эпоху Ренессанса

В эпоху Ренессанса традиционное религиозное видение мира не только понемногу сдает свои позиции, но в рядах теологов начинают проявляться определенные расхождения как в интерпретации Священного писания, то есть Библии, так и в отправлении религиозных культов. Вместе с тем, несмотря на эти изменения, религия продолжает оставаться самым влиятельным институтом в духовной жизни общества.

Заметный вклад в ослабление позиции богословской доктрины и  усиление позиции философии принадлежит религиозным движениям XV—XVII вв., прокатившимся по Европе.

Первое, по размаху и влиянию, реформационное движение, серьезно ослабившее позиции римско-католической церкви в Германии, возглавил немецкий священник Мартин Лютер. Суть теологических расхождений Лютера с высшими иерархами церкви заключалась в глубоком убеждении, что верующий достигает «спасения души» не в силу выполнения различных церковных ритуалов, а благодаря только вере, получаемой человеком непосредственно от Бога. Канонизировав это положение, Лютер сделал закономерный вывод о резком снижении статуса церковного клира и существенном ограничении его роли в духовной жизни верующих. Только личной верой в Бога люди могут приобрести спасение.

Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его основателя в самостоятельное религиозно-общественное движение на половине Германии, отрицает сословие духовенства как наделенное благодатью посредника между Богом и человеком. Духовная власть, согласно Лютеру, ничем не должна отличаться от светской и должна быть подчинена государственным интересам. А это серьезно расширяло сферу распространения научных, в том числе философских, знаний.

Другим разрушителем монолитности церковной догматики в эпоху Возрождения стал французский священник Жан Кальвин. В доктринальном плане, Кальвин, в противоположность догматам римско-католической церкви, утверждал, что Христос предопределил события так, что все люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой (а человек верит потому, что веру даровал ему Бог), ни своими земными делами человек не может что-либо изменить в своей судьбе после ухода из жизни. Избранным будет обеспечено спасение, а обреченным — вечные страдания.

По существу, своим постулатом Кальвин как бы освобождал человека от необходимости при жизни заботиться о своем послежизненном спасении. Вместе с тем его доктрина призывала и даже обязывала верующих отдавать все свои силы трудовой деятельности. Не вера, а результаты трудовой деятельности, проявлявшиеся в богатстве, служили как бы косвенным признаком принадлежности людей к той части, которую Христос относит к числу избранных.

Что касается осуществления  ритуальных церковных служений, то Кальвин еще больше их упростил. Кальвинисты стремились к тому, чтобы новая церковь определяла религиозные и общественные нравы людей, а светские власти в своей деятельности руководствовались церковными предписаниями.

Кроме лютеранства и кальвинизма  в этот период дали о себе знать и другие менее значительные церковные движения. Несмотря на некоторые различия, в целом все они вели к одному знаменателю - ослабляли позиции церкви во всех сферах общественной жизни: государственной, политической, научной, духовной и после многовекового преобладания церковной идеологии освобождали пространство для распространения светских человеческих знаний о мире.

 

2.Развитие философии в эпоху Ренессанса

Средневековье ставило в центр своего мировоззрения  и всей духовной жизни Бога, учение Средневековья было теоцентричным; а Возрождение вместо Бога в центр поставило человека, время Возрождения было антропоцентричным. Поэтому эпоху Возрождения называют также эпохой гуманизма.

Социально-политические и культурные условия  Возрождения  благоприятно повлияли на развитие философской мысли. В этом плане, прежде всего, следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета и начала развиваться по своим собственным законам.

В философской мысли того времени - особенно в ранний период - возродились и начали активно действовать почти все направления и оттенки античной философии. Можно говорить о освобожденном от религиозной схоластики аристотелизм (Петр Помпонацци, Забарелла) и неоплатонизм (Георг Плетона, Марсио Феччино, Мартин Лютер, Томас Мюнцер и другие [3, с. 118].

Философия эпохи Возрождения не ограничилась только возрождением и развитием (приспособлением к своей современности) античной философии. Наряду с этим и в органичной связи с этим Возрождение обогатило историю и содержание философии всего человечества разработкой новых и важных проблем мировоззрения.

Важнейшими среди них, не потерявшими острой актуальности и в современных условиях,  является постановка и разработка проблем гуманизма, натурфилософии, науки, идеального общества, скептицизма. 

Философия эпохи  Возрождения тесно связана с  естествознанием. В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В XV веке буржуазия  еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.

Философия Аристотеля постепенно угасала, т.к. отождествлялась со схоластикой средневековья. Угасание интереса к философии Аристотеля дало импульс к появлению скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал особенный специфический культурный климат во Франции.

Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был подготовлен второй период философии Возрождения - натурофилософский.

В XVI веке произошло возрождение философии медицины Гиппократа.

Продолжала  существовать натурофилософия магико-мистического типа. Лидером ее был Парацельс - выдающийся врач-практик, хирург и терапевт. Исходной его идеей было утверждение, что всякая реальность имеет свое правило, так называемое «архи жизнь» - активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к природе, и кто его познает, тот приобретет способ, как действовать на природу и преобразовывать ее. В сущности, все искусство врача, по Парацельсу, зависит от освоения этого способа.

Платонизм вошел в эпоху Возрождения с многовековыми наслоениями неоплатонизма, христианских мировоззрений. Грандиозный расцвет платонизма состоялся благодаря работам Николая Кузанского. Он был предшественником итальянской натурфилософии, первопроходцем современного мышления, которое начало складываться на рубеже средневековья и Ренессанса.

Информация о работе Характерные черты философии Ренессанса