Характерные черты философии Ренессанса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Возрождения была ознаменована выдающимися достижениями во всех областях культуры и науки. Это была по истине «революционная» эпоха, которая связана с изменениями во всех сферах жизни человека — в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Это время пробуждения интереса к учениям античных мыслителей, ученых, философов.
Эпоха Возрождения интересна и актуальна для изучения, так как именно в эту эпоху происходит зарождение и развитие многих наук.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1.Исторические предпосылки эпохи Ренессанса…………………………….4
1.2. Развитие науки…………………………………………………………….6
1.3. Религия в эпоху Ренессанса………………………………………………9
2. Развитие философии в эпоху Ренессанса………………………………….10
2.1.Основные натурфилософские системы эпохи Возрождения (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Дж. Галилей) 12
3.Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения………………………..20
4. Социально – политические утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы…………….23
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Заказ 19016.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

 

 

 

2.1. Основные натурфилософские  системы эпохи Ренессанса.

Натурфилософия - (от лат. nature природа) - совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с целью резюмирования и объединения общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы. 

Натурфилософия  стала одним из важнейших разделов философии, получивших развитие в эпоху  Возрождения. Натурфилософия постигает природу как единство и создаёт её целостный образ. Методическое отличие натурфилософии от естественных наук заключается в том, что учёные исходят в своих выводах из чувственного постижения природы, получаемых путём наблюдений (а позже и экспериментов), тогда как натурфилософы используют умозрительное изучение природы, исходящее из определённых мировоззренческих предпосылок.

В эпоху Возрождения  изучение природы стало занимать всё большее место в круге  интересов учёных и философов. В  природе теперь стали видеть самостоятельную  сущность, субстанцию, из которой произошло всё существующее. В определённой степени этому процессу способствовал распространённый в эпоху Ренессанса пантеизм, утверждавший тождественность Бога и природы. Это содействовало повышению статуса природы в системе мировоззрения. Природа наделялась теми чертами, которые прежде приписывались только Богу (вечностью, беспредельной творящей силой и пр.). 

Средневековье возвело в  догму воззрения античных философов  о шарообразности и ограниченности космоса, а также геоцентризм, нашедший обоснование в трудах Аристотеля и Клавдия Птолемея. Земля, согласно геоцентристскому учению, находилась в центре мира, а вокруг неё вращались все небесные тела, в том числе и Солнце.

Мир для философов  Возрождения представал в качестве гигантского одушевлённого целого, содержащего в себе все формы, а также начала жизни и разума. Мир, таким образом, уподоблялся биологическому (а часто и человеческому) организму и ему приписывались свойства, характерные для такового.

Достаточно  частыми в исследуемую эпоху  были аналогии между миром и живыми существами. Идея тождества макрокосма (мира) и микрокосма (живого существа) пронизывает не только философские, но, например, биологические и медицинские представления мыслителей той эпохи.

Макрокосм – (macrocosmos; греч. великий мир) - вселенная

Микрокосм(от греч. mikros kosmos — маленький мир) — человек как уменьшенная модель Вселенной, макрокосма. Термин «микрокосм» появился в западной философии во времена Сократа и Платона (в V в. до н. э.), а чаще всего он встречается в учении Демокрита. Парацельс отмечал, что «тело происходит из элементов, душа — из звезд, а дух — от Бога».

  Органицизм был тесно связан с гилозоизмом (от греч. hyle, здесь — вещество, материя и zoe — жизнь) как учением об одушевлённости всего мироздания, которое выражалось в частности в признании разлитой по всему универсуму мировой души [2, с. 167]. Подобные воззрения характерны для Марсилио Фичино и Джордано Бруно.

Обращая внимание на роли пантеистических воззрений в формировании образа природы в эпоху Ренессанса, следует отметить, что пантеизм в корне противоречил принятым в христианской догматике представлениям об изначальной разделённости Бога и мира, их трансцендентности друг другу. Пантеизм (pan –Все и   theos- Бог) – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. подразумевает вывод об имманентности Бога и мира, и их совпадении, что католической церковью объявлялось ересью.

Пантеизм Николая  Кузанского.

Интересным  и глубоким мыслителем раннего Возрождения, впервые поставившим проблему бесконечности мироздания, можно считать Николая Кузанского (1401 – 1464). Основной труд Николая Кузанского носит название «Об учёном незнании». Уже в самом заглавии можно заметить оппозицию Николая мнимому схоластическому всеведению и его близость к платонической традиции богословия. Основной проблемой, занимавшей Николая Кузанского, был вопрос о соотношении Бога и мира. В конечном итоге, этот вопрос решается Кузанцем с позиций пантеизма (отождествления Бога и мира), противоположных христианскому учению о сверхнатуральности Бога. Николай Кузанский утверждает, что Бог есть Единое. Но поскольку Единому ничто не противоположно, остаётся прийти к выводу, что Единое (т.е. Бог) есть всё. Бог практически не отличается от мира и совпадает с ним. Поскольку же мир совпадает с бесконечным Единым, Богом, бесконечен и мир. В Едином совпадают все противоположности. Так, Бог, по мысли Кузанского, является одновременно абсолютным максимумом (наибольшим) и абсолютным минимумом (наименьшим). Бог есть абсолютный максимум, поскольку ничто не может быть больше Бога. Бог в качестве абсолютного максимума является единственным началом, из которого всё берёт начало.

Тезис о совпадении в бесконечном противоположностей Николай Кузанский иллюстрирует на геометрических примерах. Таким образом, наш мир, совпадающий с Богом, становится бесконечным. Вселенная, как считал Николай Кузанский, не имеет нигде ограничивающей её окружности.

В понимании  человека воззрения Николая Кузанского также существенно отличаются от средневековых. Для него человек есть малый мир (микрокосм), который аналогичен вселенной (макрокосму). Творческая деятельность разума по своей сути божественна, так как творение изначально присуще миру как порождающей все явления природе. Высшим видом познания Николай Кузанский считал интуицию. Рассудочное же познание несовершенно, поскольку оно может постичь лишь конечное, ограниченное и не в состоянии адекватно понять бесконечный мир и Бога, в которых противопоставления приобретают относительный характер.  

Николай Коперник.

Совершить подлинный  переворот в представлении о  мироздании было суждено польскому  астроному Николаю Копернику (1473 – 1543). Он длительное время занимался  наблюдениями над небесными телами, вычисляя их положение на небосводе  в разное время года и суток. Николай Коперник предположил, что на самом деле не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Таким образом, Коперник стал основоположником гелиоцентрической системы мироздания. Своё открытие он долго не решался предавать огласке, опасаясь непонимания научных кругов и преследований со стороны церкви. Свою работу «Об обращениях небесных сфер», в которой и содержалось изложение гелиоцентрической системы мира, Коперник опубликовал лишь перед смертью в 1543 г., причём оговаривая, что это всего лишь удобная гипотеза.

Согласно Копернику, в центре мира находится Солнце, а все остальные планеты, включая  Землю, вращаются вокруг него. Таким  образом, Земля теряла своё привилегированное  положение и становилась рядовой  вращающейся вокруг Солнца планетой, наряду с прочими. Коперник доказал также, что все движения, замечаемые нами у Солнца на небосводе обусловлены движениями самой Земли. Этим Коперник поставил под сомнение достоверность открывающейся нашим чувствам картины мира[2].

Однако Коперник не смог до конца пересмотреть средневековые представления о мироздании. Он по-прежнему считал космос совпадающим с миром, имеющим шарообразную форму и ограниченным сферой неподвижных звёзд. И в рамках такого космоса Коперник лишь переставил местами Солнце и Землю. Однако и это произвело революцию в сознании современников Коперника. Церковь резко негативно восприняла открытие Коперника, поскольку утверждение о том, что Земля является рядовой планетой, подрывало веру в спасительность пришествия Христа, который почему-то пришёл именно на Землю, а не на какую-либо другую равнозначную Земле планету. 

Галилео Галилей.

Мыслителем, который  подвёл итог изучения природы в эпоху  Возрождения и проложил дорогу естествознанию Нового времени, был итальянский  учёный и философ Галилео Галилей (1564 – 1642). Им был написан «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемея и Коперника», в котором собеседники защищали соответственно геоцентрическую и гелиоцентрическую модели мира. Сам Галилей в этой работе не высказывался в пользу ни одной из них, однако даже возможность открытого изложения системы Коперника возмутила церковь. Над Галилеем был устроен суд, под угрозой пыток и сожжения всех своих трудов он вынужден был публично отречься от одобрения взглядов Коперника, но после отречения, согласно преданию, произнёс ставшие знаменитыми слова: «А всё-таки она вертится».

Впервые в философии  Нового времени Галилей предлагает механицистскую картину мира, согласно которой космос предстаёт не как  одушевлённое и даже разумное целое, а как некая бесконечная бездна, в которой носятся мельчайшие частицы, атомы, взаимодействуя друг с другом по законам механики, которым подчиняется всё в мироздании. В таком космосе уже нет места всеобщей одухотворённости, поскольку материя полностью механистична, и изучать её следует с помощью применения методов, взятых у самой точной науки – математики.

Галилей заявил, что «книга природы написана на языке  математики», следовательно, чтобы  прочитать эту книгу и понять её, нужно освоить математические методы познания природы. Именно математика и наиболее близкая к ней часть физики – механика, являются наиболее надёжным инструментом для построения физики как науки. Галилея считают основоположником математического естествознания. 

Но, кроме того, Галилей  заложил основы и опытного, экспериментального естествознания. В прежние времена, начиная с античности, учёные стремились обосновывать выдвигаемые ими тезисы, гипотезы, теории преимущественно умозрительным путём. Галилей же первым из учёных-физиков стал проводить эксперименты, открывать законы и доказывать истинность научных построений опытным путём.

Таким образом, Галилей порывает с умозрительным  натурфилософским методом исследования природы, характерным для Возрождения  и закладывает фундамент, основывающейся на научном эксперименте, естествознания Нового времени и механицистской философии XVII-XVIII вв.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548-1600) - великий итальянский ученый, философ, поэт, пламенный сторонник и пропагандист учения Коперника. В 1584 г. в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее значительным был труд «О бесконечности вселенной и мирах». Вдохновленный учением Коперника и глубокими общефилософскими идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского, Бруно создал свое, еще более смелое и прогрессивное о мироздании, во многом предугадав грядущие научные открытия. 

Пантеизм философии  Бруно - самый радикальный и последовательный из всех систем итальянской философии  природы. Бруно вступил в непримиримый конфликт с тогдашним христианским, католическим и протестантским миром, со схоластической философией и университетской наукой.

«Атомизм «  Бруно заключается в его учении о минимуме и максимуме. Физическим минимумом является атом, математическим минимумом — точка, минимумом метафизическим — монада. Образование монад неповторимо, но каждая монада как минимум отражает в себе также и весь универсум.

В своей методологии  Бруно пантеистически отождествляет  движение и материю движение и  материю, природу и мировую душу (бога)  в которых ставятся проблемы бесконечности мира, его динамического единства и вечности. Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего, субстанциональной возможностью всего развернутого, конкретного. В Едином заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм. Бруно выступает против схоластического подхода, утверждающего, что материя - это лишь некая «чистая» возможность, и против аристотелевского понимания материи как пассивной и выдвигает учение о материи как активном, творческом принципе.

Материя не может  существовать без формы, и, наоборот, форма является внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесенным извне, приданным.

Универсальной действующей причиной в природе  является универсальный разум - первая и главная сила мировой души; мировая душа — его универсальная форма». «Это и есть то нечто, что не меняется, что все наполняет, что освещает весь универсум и побуждает природу, чтобы она соответствующим способом образовывала свои виды». 

Следствием  концепции физического единства вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая возможность существования жизни и на других планетах «На этих мирах обитают живые существа, которые возделывают их, сами же эти миры – самые первые и наиболее божественные живые тела во Вселенной»  [1, с. 173]. Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи. 

Человеческая  деятельность должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой является он сам. Человек  должен познавать вселенную и  в соответствии с этим реализовать  самого себя. 

 

3.Гуманизм и антропоцентризм

«Гуманизм» (от латинского слова «homo» - человек; «humanus» -  человеческий, человечный) - термин, которые ввели в культуру деятели Возрождения. Они противопоставили гуманизм   -  теизму (от греческого слова «theos» - Бог, «theism» - религиозное мировоззрение, которое выше всего и в центре всего ставит Бога).

Христианское  религиозное мировоззрение, которое  исповедывала господствующая в период Средневековья христианская церковь, культивировал пренебрежительное  отношение к достоинству человека.

Существенным  отличием культуры Возрождения является гуманизм в его новоевропейском понимании. В античную эпоху гуманизм оценивался как качество воспитанного и образованного человека, возвышающего его над необразованным. В средневековую эпоху гуманизм понимался как качества греховной, порочной природы человека, ставившие его много ниже ангелов и Бога.

Информация о работе Характерные черты философии Ренессанса