Характерные черты философии Ренессанса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Возрождения была ознаменована выдающимися достижениями во всех областях культуры и науки. Это была по истине «революционная» эпоха, которая связана с изменениями во всех сферах жизни человека — в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Это время пробуждения интереса к учениям античных мыслителей, ученых, философов.
Эпоха Возрождения интересна и актуальна для изучения, так как именно в эту эпоху происходит зарождение и развитие многих наук.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1.Исторические предпосылки эпохи Ренессанса…………………………….4
1.2. Развитие науки…………………………………………………………….6
1.3. Религия в эпоху Ренессанса………………………………………………9
2. Развитие философии в эпоху Ренессанса………………………………….10
2.1.Основные натурфилософские системы эпохи Возрождения (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Дж. Галилей) 12
3.Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения………………………..20
4. Социально – политические утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы…………….23
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Заказ 19016.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Задача воспитания «нового человека» в эпоху  Возрождения осознается как главная  задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм») Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни (vita contemplativa), то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни (vita activa). Если прежде новаторство и эксперимент осуждались как грех и ересь, изменение природного мира представлялось недопустимым, то сейчас они стали поощряться; пассивность, монашеская созерцательность стали казаться преступлением; утвердилась идея, что Бог создал природу ради служения человеку, обнаружения его дарований. Отсюда нетерпимое отношение к бездеятельности и праздности.

Огромное влияние  на развитие идей гуманизма оказали  замечательные итальянские живописцы, скульпторы и архитекторы Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Свои творения — произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии Леонардо да Винчи посвящает человеку, его величию. Как автор «Тайной вечери», «Джоконды» и ряда других всемирно известных шедевров, он оказал могучее влияние на гуманистические принципы эстетики эпохи Возрождения.

Меняется тип философствования, он все дальше уходит от схоластики, приобретает натурфилософские (лат. «natura» - природа) черты. В этот период начинает развиваться пантеизм – система взглядов, отождествляющих Бога и природу: Бог растворен в природе, пронизывает все ее проявления.

Антропоцентризм (от  греч. антропос - человек  и лат. centrum — центр), антропоцентристская установка в философии продержалась до конца XVI в. Главное в Возрождении – это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.

Именно в  нем и происходит формирование автономной индивидуалистической личности, осознающей собственную ценность, всевластной, активно действующей и испытывающей потребность в свободе от каких либо ограничений. С этого момента человеческая личность, а не Бог и мир в целом,  становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира.  Эту черту культуры   эпохи Возрождения, тесно связанную с  антропоцентризмом называют индивидуализмом.

Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставление духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Место конфликта занимают поиски согласия. Это относится как к природе человека, так и к положению человека в окружающем мире — мире природы и общества.

Главный удар по антропоцентризму был нанесён гелиоцентрической  системой мира (Н. Коперник, Д. Бруно). Выяснилось, что человек живёт не на центральном небесном теле, а на рядовой планете, существующей в одном из множества миров. Кроме того, восторженное отношение представителей раннего Возрождения о бесконечности способностей человека оказались в трудах мыслителей позднего Ренессанса (М. Монтень) существенно поколеблены с позиций скептицизма[3, с. 201].

Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений — человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.  

 

4.Социально – политические утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы

В эпоху Возрождения  наблюдается повышенный интерес  к проблемам общества и государства, церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако основное внимание философы сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Английский гуманист и  политический деятель Томас Мор (1478-1535) в своей книге «Утопия» пытался разрешить конкретные задачи общественного переустройства.

В первом разделе анализируются конкретно-исторические условия английского общества в XVI веке. Во втором описывается идеал общественного устройства, существующего на вымышленном острове - Утопия (гр. U - нет; topos - место, т.е. место, которого нет). Главные принципы этого общества - отсутствие частной собственности и обязательный труд для всех. Томас Мор считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью.

Согласно Т. Мору в Утопии:

• не существует частной собственности;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

•все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

• в связи  с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

• от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

• самые грязные  работы выполняют рабы — военнопленные  и осужденные преступники;

• первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически — трудовой коллектив);

• все должностные  лица избираются — прямо или косвенно;

• мужчины и  женщины имеют равные права (как  и равные обязанности);

• жители верят  в Бога, существует полная веротерпимость[4, с. 193].

Другой, наиболее известный проект социального переустройства связан с именем Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Интерес к естествознанию сочетался у него с еще большей  заинтересованностью в социально-политических проблемах своего времени. За участие в борьбе против испанского ига провел в заключении около тридцати лет, где и написал свой главный труд – «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. В нем изложено устройство идеального общества, где господствует труд как обязанность и всеобщая моральная норма, активно используются различные технические приспособления, умножающие возможности соляриев.

В отличие от Т.Мора, стремился к революционной  перестройке общественных отношений. По Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует  частная собственность;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

• труд совмещается  с одновременным обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

• солярии все  делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей  и воспитывается в специальных  школах, где обучается наукам и  приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей  эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

 

Заключение

Особенности философии  эпохи Возрождения позволяют  рассматривать и саму эпоху Возрождения  как переходный период от феодальных отношений к буржуазным. В свою очередь, этот переходный период позволяет рассматривать философию Ренессанса как заключительный этап философии средневековья и как первый этап философии Нового времени.

На фундаменте философской мысли эпохи Ренессанса  выросла целая плеяда неповторимых и великих философов, среди которых: Френсис Бекон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Лейбниц, Джон Локк и Давид Юм.

 

Список использованной литературы

1. Бруно Дж. О  бесконечности Вселенной и мирах / Дж. Бруно // Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969- 1972. – Т.2. – 612 с.

2. Габрусь И.Ф.  Исторические образы философской  мысли. Учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов и аспирантов БГУИР. - Мн.: БГУИР, 2006. - 88 с. 

3. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. – 450с.

4. Мор Т. Утопия. М., 1978. – 226 с.

5. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. – 464 с.

 

 


Информация о работе Характерные черты философии Ренессанса