Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:52, контрольная работа

Краткое описание

Возрождение – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы. Границы этого периода в разных странах различны и не совпадают по времени, но отличаются сходными особенностями. Полного развития культура Возрождения достигла в творчестве выдающихся художников и мыслителей. Разительный переворот в изобразительном искусстве произошел благодаря этим титанам духа, многосторонне образованным, ученым людям. Человек Возрождения был достаточно противоречив: интерес к медицине сочетался с освоением магии, человек строил машины и вызывал духов. Но вера человека в свои силы была открыта и пережита тогда во всей полноте.

Оглавление

Введение
1. Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
2. Основные натурфилософские системы Ренессанса.
3. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
4. Социально-политические идеалы эпохи Ренессанса.
Заключение
Список основных терминов
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия 10.docx

— 69.65 Кб (Скачать)

План  работы

 

Тема: Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции

Введение

1. Социокультурные предпосылки  мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной.

2. Основные натурфилософские системы  Ренессанса.

3. Гуманизм и антропоцентризм  философии Возрождения. 

4. Социально-политические идеалы  эпохи Ренессанса.

Заключение

Список основных терминов

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

 

Возрождение – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран  Западной и Центральной Европы. Границы  этого периода в разных странах  различны и не совпадают по времени, но отличаются сходными особенностями. Полного развития культура Возрождения  достигла в творчестве выдающихся художников и мыслителей. Разительный переворот  в изобразительном искусстве  произошел благодаря этим титанам  духа, многосторонне образованным, ученым людям. Человек Возрождения  был достаточно противоречив: интерес  к медицине сочетался с освоением  магии, человек строил машины и вызывал  духов. Но вера человека в свои силы была открыта и пережита тогда  во всей полноте. Веком гениев называют 17-е столетие историки философии  и естественных наук. При этом они  имеют ввиду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию. Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения – возникновение натурфилософии, свободной от подчинения теологии. Объектом исследования выступают особенности этого периода. Данную тему нельзя назвать актуальной на сегодняшний момент т.к. обществу по разным причинам более интересны другие периоды и взгляды, например по последним данным "всемирной сети" наиболее частыми стали запросы о Восточных цивилизациях. Тема натурфилософии Возрождения недостаточно разработана различными авторами, поэтому найти материал достаточно сложно. Цель работы – выстроить линию развития натурфилософической мысли эпохи Возрождения, охарактеризовать и выявить особенности.

 

 

 

 

 

 

1. Социокультурные предпосылки  мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной.

Ответ:

Эпоха Ренессанса (Возрождения) –  это переломная эпоха, изменившая мировоззрение  человека.

Начинается развитие техники и  инженерного искусства, более широкое  применение математических расчетов, использование прикладных математических моделей, которое стимулировало  развитие математических исследований.

Зарождается новый тип мышления, связанный с процессом секуляризации, начинающимся в Европе в XV веке и выражающимся в приобретении самостоятельности, автономности по отношению к церкви и религии социально-политической, экономической, духовной жизни – философии, науки, искусства. Происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир, автономным, универсальным и самодостаточным становится индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром «земных вещей», под которым понимается практически ориентированное познание природы.

В этот исторический период в культуре складывается отношение к любой  деятельности, а не только к интеллектуальному  труду, как к ценности и источнику  общественного богатства.

Это создает новую систему ценностных ориентаций, которая начинает просматриваться  уже в культуре Возрождения. С  одной стороны, утверждается, в противовес средневековому мировоззрению, новая  система гуманистических идей, связанная  с концепцией человека как активно  противостоящего природе в качестве мыслящего и деятельного начала. С другой стороны, утверждается интерес  к познанию природы, которая рассматривается  как поле приложения человеческих сил. В эпоху Возрождения начинает складываться новое понимание связи  между природным, естественным и искусственным, создаваемым в человеческой деятельности. Традиционное христианское учение о сотворении мира Богом получает здесь особое истолкование. По отношению к божественному разуму, который создал мир, природа рассматривается как искусственное. Деятельность же человека истолковывается как своеобразное подобие в малых масштабах актов творения. И основой этой деятельности полагается подражание природе, распознавание в ней разумного начала (законов) и следование осмысленной гармонии природы в человеческих искусствах — науке, художественном творчестве, технических изобретениях. Ценность искусственного и естественного уравниваются, а разумное изменение природы в человеческой деятельности выступает не как нечто противоречащее ей, а как согласующееся с ее естественным устройством. Именно это новое отношение к природе было закреплено в категории “натура”, что послужило предпосылкой для выработки принципиально нового способа познания мира: возникает идея о возможности ставить природе теоретические вопросы и получать на них ответы путем активного преобразования природных объектов.

Новые смыслы категории “природа”  были связаны с формированием  новых смыслов категорий “пространство” и “время”, что также было необходимо для становления метода эксперимента. Средневековые представления о  пространстве как качественной системе  мест и о времени как последовательности качественно отличных друг от друга  временных моментов, наполненных  скрытым символическим смыслом, были препятствием на этом пути.

Как известно, физический эксперимент  предполагает его принципиальную воспроизводимость в разных точках пространства и в разные моменты времени. Понятно, что физические эксперименты, поставленные в Москве, могут быть повторены в Лондоне, Нью-Йорке и в любой другой точке пространства. Если бы такой воспроизводимости не существовало, то и физика как наука была бы невозможна. Это же касается и воспроизводимости экспериментов во времени. Если бы эксперимент, осуществленный в какой-либо момент времени, нельзя было бы принципиально повторить в другой момент времени, никакой опытной науки не существовало бы.

Но что означает это, казалось бы, очевидное требование воспроизводимости эксперимента? Оно означает, что все временные и пространственные точки должны быть одинаковы в физическом смысле, т.е. в них законы природы должны действовать одинаковым образом. Иначе говоря, пространство и время здесь полагаются однородными.

Однако в средневековой культуре человек вовсе не мыслил пространство и время как однородные, а полагал, что различные пространственные места и различные моменты  времени обладают разной природой, имеют разный смысл и значение.

Такое понимание пронизывало все  сферы средневековой культуры —  обыденное мышление, художественное восприятие мира, религиозно-теологические  и философские концепции, средневековую  физику и космологию и т.п. Оно  было естественным выражением системы  социальных отношений людей данной эпохи, образа их жизнедеятельности.

В частности, в науке этой эпохи  оно нашла свое выражение в  представлениях о качественном различии пространства земного и небесного. В мировоззренческих смыслах средневековой культуры небесное всегда отождествлялось со “святым” и “духовным”, а земное — с “телесным” и “греховным”. Считалось, что движения небесных и земных тел имеют принципиальное различие, поскольку эти тела принадлежат к принципиально разным пространственным сферам.

Радикальная трансформация всех этих представлений началась в эпоху  Возрождения. Она была обусловлена  многими социальными факторами, в том числе влиянием на общественное сознание великих географических открытий, усиливающейся миграцией населения  в эпоху первоначального накопления, когда разорившиеся крестьяне сгонялись  с земли, разрушением традиционных корпоративных связей и размыванием  средневекового уклада жизни, основанного  на жесткой социальной иерархии.

Показательно, что новые представления  о пространстве возникали и развивались  в эпоху Возрождения в самых  разных областях культуры: в философии (концепция бесконечности пространства Вселенной у Д. Бруно), в науке (система Коперника, которая рассматривала  Землю как планету, вращающуюся  вокруг Солнца, и тем самым уже  стирала резкую грань между земной и небесной сферами), в области  изобразительных искусств, где возникает  концепция живописи как “окна в мир” и где доминирующей формой пространственной организации изображаемого становится линейная перспектива однородного евклидова пространства.

Все эти представления, сформировавшиеся в культуре Ренессанса, утверждали идею однородности пространства и времени, и тем самым создавали предпосылки  для утверждения метода эксперимента и соединения теоретического (математического) описания природы с ее экспериментальным  изучением.

Они во многом подготовили переворот  в науке, осуществленный в эпоху  Галилея и Ньютона и завершившийся  созданием механики как первой естественнонаучной теории.

Остановимся на системе Коперника.

Идея об устройстве мира с расположением в его центре Солнца родилась еще в античном мире и в наиболее законченной форме была сформулирована Аристархом Самосским. Эта идея, в общем, никогда не забывалась, но рассматривалась вначале как абсурдная, противоречащая опыту наблюдений за видимым движением планет, Солнца и Луны, а потом, в эпоху религии, и как еретичная, поскольку церковью была принята аристотелево-птолемеевская модель устройства мира.

Великие географические открытия, развитие астрономии, с одной стороны, и  свободный дух эпохи Возрождения  — с другой, привели к революционному перевороту в воззрении на устройство мира. Геоцентрическая система устройства мира Птолемея с Землей в центре Вселенной, продержавшаяся в науке  более 13 веков, рухнула, и начало этому  крушению положила гелиоцентрическая  теория Николая Коперника (1473—1543).

Великий реформатор астрономии родился  в Торуни на Висле 19 февраля 1473 года в семье крупного купца. Воспитанием  Коперника занимался его дядя, поскольку Николай в девятилетнем возрасте лишился отца. Богатый и  влиятельный дядя, занимавший должность  каноника, дал Копернику прекрасное образование. Три года он учился в  Ягеллонском университете в Кракове, затем в течение десяти лет  совершенствовал свое образование  в Италии. Там он знакомится с  произведениями великих творцов  Возрождения, изучает живопись, астрономию, математику, философию, греческий язык. В Падуе он занимается юриспруденцией, изучает, наконец, то, что явилось  предметом его стажировки в Италии, — каноническое право. В 1503 году Н. Коперник получил диплом доктора права, в 1505 году вернулся на родину, стал каноником  Вармейской епархии и с тех  пор жил и работал в Вармии безвыездно.

К гелиоцентрической модели устройства мира Коперник пришел скорее от искусства, от чувства гармонии, чем от науки. Коперник, движимый интуитивными убеждениями  в простоте, разумности природы, осознавал  громоздкость, негармоничность системы  Птолемея.

Нагромождение эпициклов, сложность  расчетов, их надуманный характер —  все это порождало сомнения. Концептуальное изложение своей системы устройства Мира Коперник дал в 1515 г. в рукописном труде «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». С этим трудом были знакомы лишь близкие друзья Коперника. Накануне своего 60-летия он закончил знаменитый труд «О вращениях небесных сфер», в котором на основе выдвигаемых доказательств Коперник формулирует новую систему устройства Мира.

Коперник не решился сразу же опубликовать это сочинение, опасаясь непонимания со стороны большинства  ученых-схоластов, а также обвинений  со стороны церкви. Сочинение было издано только в 1543 г. в Нюрнберге. Публикации добился молодой профессор Виттенбергского  университета Ретикус, который с 1539 г. в течение двух лет изучал рукопись книги Коперника. Коперник уступил  настойчивости Ретикуса и согласился на публикацию книги, посвятив ее Папе Павлу III. Предисловие-посвящение написано в очень осторожных выражениях. Так, в частности, Коперник пишет:

«Если кто-нибудь из моих противников  противопоставит моему учению слова  Священного Писания, я отвергаю такие  нападения. Математические истины могут  обсуждаться только математиками». 
Первый биограф Коперника Гассенди утверждает, что автор увидел свою книгу, вышедшую из печати, лишь за несколько часов до своей смерти. 
По примеру Птолемея и Евклида Коперник разделил свое сочинение на отдельные «книги».

Коперник: «Математические истины могут обсуждаться только математиками».

• В первой книге приводятся аргументы Коперника о движении Земли и ее месте во Вселенной. Здесь же рассматривается вся Солнечная система в целом и излагается новое учение. Заканчивается первая книга 
трактатом по тригонометрии.

• Во второй книге содержатся элементы сферической астрономии и 
приводится каталог 1025 звезд.

• Третья книга трактует о видимом  движении Солнца. 
• В четвертой излагается теория движения Луны и ее затмений. 
• В пятой и шестой книгах рассматривается видимое движение планет и объясняется с точки зрения новой теории неправильность и запутанность описания этих движений.

Сущность гелиоцентрической системы  изложена, таким образом, в первой книге. Обоснование такой системы  имело, по. существу, эстетический характер, свойственный эпохе искусства. Устройство Мира по Копернику показано на рисунке. Коперник считал движение планет равномерным и круговым. И то и другое, как мы знаем, неверно, но соответствовало представлению Коперника о мировой гармонии, ибо другое допущение является «недостойным совершенства создания». 
Коперник так описывает устройство Мира:

Информация о работе Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции