Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 01:23, реферат
Идеи марксизма сыграли исключительно важную роль в европейской и мировой истории XIX - XX вв.
Марксизм считается продолжением и развитием: классической немецкой философии (Гегеля и Фейербаха), классической политэкономии (Смита и Рикардо) и социально-утопических проектов (от Мора и Кампанеллы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна), а также философским осмыслением естественнонаучных достижений середины XIX века (теории эволюции, закона сохранения энергии, органической клетки).
13. Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная на практику - изменение мира, эталон – классическое естествознание. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории (бытие определяет сознание, а в социальном бытии первичен материальный базис: производительные силы и производственные отношения). Человек, по сути, совокупность общественных отношений.
Марксизм и его место в философской традиции
Идеи марксизма сыграли исключительно важную роль в европейской и мировой истории XIX - XX вв.
Марксизм считается продолжением и развитием: классической немецкой философии (Гегеля и Фейербаха), классической политэкономии (Смита и Рикардо) и социально-утопических проектов (от Мора и Кампанеллы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна), а также философским осмыслением естественнонаучных достижений середины XIX века (теории эволюции, закона сохранения энергии, органической клетки).
Марксизм богат теоретическими обобщениями и выводами. Среди них авторы выделяют:
- материалистическую диалектику (учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении);
- материалистическое понимание истории (примат экономики в истории);
- объяснение истории как смены общественно-экономических формаций;
- понимание сущности человека как совокупности общественных отношений;
- анализ отчуждения человека от результатов своего труда, собственной творческой природы и других людей;
- введение понятия общественная практика.
Особого внимания удостаиваются: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории. Согласно последнему материальные потребности людей первичны. Поэтому общественное бытие (базис) определяет общественное сознание (надстройку). Главное в общественном бытии производительные силы (орудия труда, средства труда, способ производства материальных благ). Эти силы обуславливают производственные отношения, а потом и все остальные общественные отношения.
Характер общественных отношений в классовом обществе тоже классовый, от этого характера зависят взгляды людей, как личные, так и все формы общественного сознания (мировоззрение, философия, политика, правосознание, религия, искусство и т.п.).
Производство и воспроизводство материальной жизни по Марксу составляет основу жизни людей независимо от их воли и желания. Основной закон соответствие общественных отношений уровню развития производительных сил. Производительные силы динамичны, производственные отношения консервативны, но время от времени производительные силы «взрывают» (коренным образом преобразовывают) надстройку и «общественно-экономические формации» сменяют друг друга: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм (социализм).
После Маркса и Энгельса марксизм развивалась в следующих направлениях:
- отказ от догматизма (Бернштейн, Каутский);
- адаптация теории к практике (Плеханов, Ленин, Бухарин);
- развитие идей гуманизма (Грамши, Лукач, Маркузе, Сартр, Фромм);
- придание строгой научной формы (Альтюссер, Коэн).
Информация о работе Марксизм и его место в философской традиции