Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель данной работы – исследование места этики в системе философского знания. Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
предложить теоретическое осмысление значения этики для философии;
определить место и роль этики в комплексе современного гуманитарного, философско-культурологического знания;
рассмотреть основные философские проблемы этики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭТИКА КАК НАУКА О НРАВСТВЕННОСТИ (МОРАЛИ) 4
1.1. Понятие и сущность этики 4
1.2. Система категорий этики 7
ГЛАВА 2. ЭТИКА И ФИЛОСОФИЯ 16
2.1. Место этики в системе знания о морали 16
2.2. Философские проблемы этики 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ 28
КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕСТО ЭТИКИ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Санкт-Петербург
2006
СОДЕРЖАНИЕ
Этика – относительно самостоятельная область философского знания, ориентированная на комплексное исследование морали (нравственности), концептуальных моделей ее интерпретации и соответствующих им смысложизненных стратегий «должной» человеческой деятельности.
Этика – одна из древнейших наук, имеющая тысячелетнюю историю. Объектом изучения её, как философской науки, является мораль, нравственность, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Задачей этики является выяснение место морали в системе других общественных отношений, анализ её природы и внутренней структуры, изучение происхождения и историческое развитие нравственности, теоретическое обоснование той или иной её системы.
Этика – система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы. Этика всегда не только изучала мораль, но и моделировала ее идеальный облик, предписывая его в качестве должного. Другими словами, она претендовала на обоснование такого должного, с помощью которого можно было бы изменять сущее, созидать «хорошую» нравственность.
Кроме того, этика способна выступать в качестве формообразующего элемента, который содержит, т.е. скрепляет человеческое сообщество, несмотря на разнообразие и даже антагонизм ориентации составляющих это общество индивидов. Не сама по себе, конечно, просто как факт культуры, запечатленный в соответствующих текстах, а посредством «учеников» (пусть и немногочисленных), интериоризировавших ее идеи (прямо или опосредованно, через художественную литературу, например, и ожививших их своей конкретной жизнью.
Этика выделилась в относительно самостоятельную дисциплину в конце XVIII века. Причины столь позднего «созревания» этики обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Поэтому довольно многие науки так или иначе затрагивают различные проявления, стороны морали. Словом, знание о морали формируется в результате деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, богословов, социологов, историков, литературоведов и представителей некоторых других наук, которые непосредственно выходят на человека.
К теоретическим проблемы
этики относятся структурно-
В тоже время, основой этического знания является знание философское, из которого и вычленялась этика как наука. Этику иногда называют нравственной философией. Следовательно, прежде всего необходимо выявить ее отношение с философским знанием.
Цель данной работы – исследование места этики в системе философского знания. Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «etkos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх – природный аффект, память – свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость – свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».1
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – мн. число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в немецком языке «Sittlichkeit». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich) и от него уже – новое существительное «нравственность» (Sittlichkeit).2
В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль – то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.
В целом попытки закрепить за словами «этика», «мораль», «нравственность» различный содержательный смысл и соответственно придать им различный понятийно-терминологический статус не вышли за рамки академических опытов. В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Например, в живом русском языке то, что именуется этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными нормами или нравственными нормами. В языке, претендующем на научную строгость, существенный смысл придается главным образом разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не до конца выдерживается. Так, иногда этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения определенных моральных (нравственных) феноменов используют термин этика (профессиональная этика, этика бизнеса).
Что такое мораль? Данный вопрос является не только исходным, первым в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около двух с половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских интересов. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали, что имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Размышления о морали оказываются различными образами самой морали вовсе не случайно. Мораль – больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Она выступает одновременно как задача, которая требует для своего решения помимо всего прочего также и теоретического размышления. Мораль – не просто то, что есть. Она скорее есть то, что должно быть. Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением. Этика также обязана предложить свою собственную модель нравственности: философов-моралистов в данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания.
Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличьях: a) как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта; б) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому мы сведем общий анализ морали в две рубрики: моральное измерение личности и моральное измерение общества.
Категории этики – это наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Категории этики – это образования духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания. Они есть не что иное, как субъективное отражение нравственной стороны бытия, и представляют собой систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении. Вместе с тем следует сказать, что отражение моральных явлений осуществляется не только на теоретическом, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п. При этом и на том и на другом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. Например, есть категория долга, а есть и представление индивида о том, что такое долг.
Говоря о категориях
этики, следует сказать о том,
что они выполняют и некоторые
«служебные» функции самой
Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.
Во-первых, они отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект.
Во-вторых, категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Другими словами, их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный или же наоборот – непорядочный, бесчестный, беспринципный и пр.
В-третьих, они являются
средством регулирования
В-четвертых, авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех других нравственных образований принципов, норм, требований, правил и т.п., базируются на силе общественного мнения или самосознании личности.
Наконец, в-пятых, в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях морали в значительно большей степени, чем в категориях и понятиях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений.4
Категории этики, как уже говорилось выше, объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. Но оно, это содержание, может по-разному оцениваться людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни, от принадлежности к определенной социальной группе. Именно этим объясняется то обстоятельство, что нравственная оценка одного и того же жизненного события разными людьми часто бывает различной.
Категории этики так тесно связаны между собой, что они как бы аккумулируют в себе содержание друг друга. Дело обстоит таким образом, что содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Например, категория чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т. д. Категория мужества раскрывается с помощью категорий: великодушие, самоотверженность, выдержка, смелость, храбрость и др. Категория справедливости не может быть понята без таких категорий, как человеколюбие, правдивость, милосердие, почтительность, трудолюбие, беспристрастность, признательность и т.п.5
Информация о работе Место этики в системе философского знания