Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель данной работы – исследование места этики в системе философского знания. Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
предложить теоретическое осмысление значения этики для философии;
определить место и роль этики в комплексе современного гуманитарного, философско-культурологического знания;
рассмотреть основные философские проблемы этики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭТИКА КАК НАУКА О НРАВСТВЕННОСТИ (МОРАЛИ) 4
1.1. Понятие и сущность этики 4
1.2. Система категорий этики 7
ГЛАВА 2. ЭТИКА И ФИЛОСОФИЯ 16
2.1. Место этики в системе знания о морали 16
2.2. Философские проблемы этики 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ 28
Среди основных категорий этики принято выделять благо, добро и зло, справедливость, совесть и долг, смысл жизни, счастье.
Благо – общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений.
На бытовом уровне благом принято обозначать все то, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, приносит им удобство, или является средством для достижения определенных целей. Благом называют прежде всего предметы, без которых невозможна человеческая жизнь – пищу, одежду, жилище. Поскольку все необходимое для своего существования люди получают из природы, то понятие блага переносится на нее, точнее, на ту ее часть, которая является непосредственным источником потребления и служит сырьем, исходным материалом для получения продуктов потребления. Наличие необходимых благ – материальных и духовных – обязательное условие существования общества и каждого отдельного человека, условие их развития и совершенствования.
Материальные блага – это средство удовлетворения первичных потребностей. Духовные блага удовлетворяют потребности вторичного порядка.6
Категория блага – специфическая форма этического языка, с помощью которой обосновывается основополагающее значение материальных и духовных потребностей в системе нравственных отношений и морального сознания.
Категория блага позволяет определить критерий для разграничения добра и зла. Добро, если определить это понятие в самой общей форме – все то, что способствует благу; зло – все то, что подрывает и разрушает благо, противостоит ему. Добро и зло есть там, где имеется намерение, цель принести людям счастье или несчастье. Если целью моего действия является счастье другого человека, то это добро; если же моей целью является причинить кому-то несчастье, то это зло.
Добро и зло – понятия относительные, они носят конкретно-исторический характер. Представления о добре и зле так сильно менялись от страны к стране, от одной исторической эпохи к другой, что часто противоречили одно другому. Что для одних добро, для других зло. Значит ли это, что добро и зло только относительные понятия, и нет никакого абсолютного добра и абсолютного зла?
Абсолютное добро – это прежде всего вечные моральные истины, общечеловеческое в них. Часто говорят, что добро – это всего лишь меньшее зло. Действительно, в жизни сплошь и рядом приходится сталкиваться с ситуацией, когда из двух зол приходится выбирать меньшее. В любом конкретном случае подобного рода это и есть добро. В любом политическом или экономическом решении всегда есть как плюсы, так и минусы. Задача состоит в том, чтобы с возможно большей точностью определить заранее чего больше - плюсов или минусов. Нет худа без добра, но и добра без худа нет – так говорят в народе.
Злом являются процессы и явления природы, неблагоприятные для жизни и деятельности людей. Социальное зло выступает как негативное последствие антагонистических общественных отношений, направленных против прогрессивных потребностей развития личности и общества. Морально-психологическое зло проявляет себя как порождаемые недостаточной сознательностью или несознательностью, заблуждением или неведением вредные с точки блага и добра поступки, человеческие пороки, причиной которых является плохое воспитание, чуждое влияние. В социальных условиях жизни людей, окружающей их среде и полученном воспитании лежит главный источник зла.7
Справедливость – одно из проявлений добра, несправедливость – разновидность зла. Справедливость характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. Справедливость есть наша оценка определенных объективных свойств общественных отношений – производственных, политических, семейных и т.д., обусловленная нашими интересами. Поэтому такая оценка всегда субъективна. Все хотят справедливости, но каждый понимает ее по-своему.
Исторически сложилось так, что понятие справедливости в первобытном обществе понималось как равенство. У многих до настоящего времени эти два понятия не разделяются друг от друга. И действительно, между ними существует тесная связь, а зачастую и тождество. Равенство прав человека на труд, образование, медицинскую помощь, участие в политической жизни независимо от национальности, мировоззрения, пола, религиозности, равенство всех перед законом, равная плата за равный труд воспринимается подавляющим большинством людей как справедливость.
Высшая справедливость общественного развития заключается в том, чтобы обеспечить условия для всестороннего и гармонического развития каждой личности.8
Каждый нормальный человек может
развиваться всесторонне и
Категория долга отражает совокупность обязанностей человека по отношению к обществу, коллективу, семье, отдельным людям. В определении содержания долга этика исходит из того, что человек, живя в обществе, не может быть свободен от обязанностей по отношению к нему. Долг вырастает из общего интереса, который одновременно является и личным. Не всякий личный интерес является одновременно и общим, общественным, но всякий общий, общественный интерес есть в то же время и интерес личностей, индивидов, входящих в данную общность – семью, коллектив, государство. Было бы легко и просто следовать долгу, если бы он всегда совпадал с личным желанием людей. Долг требует от индивида самоограничения, а в отдельных ситуациях – самопожертвования. Гражданский, патриотический долг защиты Отечества от фашистских агрессоров потребовал от миллионов людей огромных жертв. Никто не хотел умирать, а приходилось, выполняя свой общественный долг.
Жизнь устроена так, что исполнение долга сплошь и рядом связано с риском и самопожертвованием. Гармония долга и личного интереса, т.е. личного и общественного в интересах людей остается мечтой, идеалом. Едва ли можно согласиться с громко звучащими в последнее десятилетие рассуждениями о безусловном примате интересов личности над интересами общественными, коллективными, семейными и пр. Мало того, что они наивны с точки зрения теоретической, они чрезвычайно опасны в случае их практического воплощения.
Если долг повелевает, принуждает человека к нравственным поступкам, то в совести преобладает оценочный аспект морального сознания. Совесть – внутренний регулятор поведения человека, его интимное переживание, его самосуд. Совесть (от «со» и «ведать» - «знать») свойственна только человеку, она контролирует поступки и поведение человека, воспринимая их как нравственные или безнравственные, добрые или злые, хорошие или плохие. Совесть судит человека за поступки, о которых никто, кроме самого человека, не знает и, возможно, не узнает никогда. Это одно из наиболее сильных нравственных чувств, свидетельствующих о высокой степени морального развития человека, его самосознания и ответственности.
Совесть, сконцентрировав в себе высокие нравственные качества, сама может быть квалифицирована как добро. Совесть конкретного человека во многом зависит от его индивидуальных качеств, способностей, степени и уровня развития его интеллекта. В совести отражаются условия жизни и принадлежность человека к определенной социальной группе, поэтому она не всегда и не у всех соответствует ее истинному содержанию.
Совесть человека нельзя отделить от его представлений о чести и достоинстве. Категории «честь» (отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны других) и «достоинство» (отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности) обозначают моральное явление, существующее в форме морального чувства и морального качества, а также как комплекс определенных требований, предъявляемых общественной моралью к личности.
Подлинное достоинство личности связано с ее общественной значимостью и полезностью, с тем, насколько в деятельности и отношениях человека реализуются конкретные принципы и требования добра. Нельзя говорить о чести и достоинстве вне его конкретных связей и отношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Достоинство личности должно быть правильно оценено как обществом, так и самим человеком. Переоценка собственной значимости обычно порождает тщеславие, погоню за внешними почестями, злоупотребление властью, высокомерие. Уважающий свое достоинство человек прежде всего уважает достоинство других людей и только через это уважение постигает собственную значимость.9
Чувство чести формируется в человеке по мере того, как он соотносит себя с той социальной группой людей, членом которой он является. Честь коллектива, социальной группы, класса трансформируется в личную или профессиональную честь. Профессиональная честь выступает как единство сознания общественной значимости профессии, любви к ней и профессиональной гордости, побуждающих к творчеству, мастерству. Профессиональная честь требует добросовестного и ответственного отношения к исполнению профессиональных обязанностей, предполагает предъявление повышенных требований к себе.
Стремление к добру отождествляется в моральном сознании со счастьем. Человек счастлив, когда он правильно осознает смысл своей жизни. Самый счастливый человек тот, кто принес счастье наибольшему числу людей. Если человек видит смысл своей жизни в том, чтобы нести людям добро, он обретает подлинно нравственное существование, совесть его чиста, и он счастлив.
Во все времена равнодушие и сознательное самоустранение от активной борьбы со злом приводит к тому, что зло становится более обширным, самоуверенным и сильным, и для счастья нормального человека остается все меньше и меньше оснований. Вот почему счастье бывает наиболее сильным, когда оно приобретается в борьбе со злом, преодолении трудностей и невзгод. Ощущение счастья присуще обывателю и мещанину, чьи интересы обычно не идут дальше материальных благ, богатства. Но подлинное счастье как воплощение добра испытывает только человек, живущий активной, деятельной жизнью, вдохновляемый высокими идеалами и целями жизни.
Этика выделилась в относительно самостоятельную дисциплину в конце XVIII века. Причины столь позднего «созревания» этики обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Поэтому довольно многие науки так или иначе затрагивают различные проявления, стороны морали. Словом, знание о морали формируется в результате деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, богословов, социологов, историков, литературоведов и представителей некоторых других наук, которые непосредственно выходят на человека.10
Не без основания утверждают, что все познается в сравнении. Разумеется, и для выявления специфики этики, особенностей ее предмета целесообразно сопоставить ее с другими отраслями духовной деятельности.
Этику, как мы уже отмечали, иногда
называют нравственной философией. Следовательно,
прежде всего необходимо выявить
ее отношение с философским
Иначе говоря, этика является наукой не только нормативной, предписывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и учением теоретическим, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека. Теоретическая глубина этики и позволяет ей делать убедительные рекомендации для человеческой личности. Как писал B.C. Соловьев, при всей важности метафизики и гносеологии «прямое значение для жизни и деятельности имеют не они, а нравственная философия, предмет которой – то, что действительно дано в духовной природе, и те руководственные, практические истины, которые из этих данных вытекают с логической необходимостью». Особенно наглядна взаимосвязь метафизических и нравственных вопросов в религиозном учении. Например, христианские богословы категории добра и зла, долга, совести и др. раскрывают исходя из основных догматов (прежде всего – из признания Бога творцом и промыслителем мира).11
В решении ряда своих вопросов этика взаимодействует не только с другими разделами философии, но и с психологией, особенно тогда, когда речь идет об анализе нравственных чувств, их роли в духовных исканиях людей. Традиционна связь этики с богословием и религиозной философией, которые специфически рассматривают практически все проблемы моральной теории. Происхождение морали невозможно объяснить без обращения к спектру исторических наук, к социологии, в известной мере и к биологии. Без обращения к педагогике и психологии невозможно детально разобраться в нравственном мире человеческой личности, выявить действительные мотивы тех или иных поступков, дать полезные рекомендации для воспитателей.
Итак, отмечая, что многие науки рассматривают те или иные стороны нравственной жизни, мы все же должны констатировать, что на долю этики (нравственной философии) выпадает задача, во-первых, выявить сущность морали и отсюда, во-вторых, координировать исследование морали самыми различными науками.
В этой связи стоит поставить вопрос о специфике самой этики. Известный мыслитель, лауреат Нобелевской премии А. Швейцер писал: «Этика и эстетика не являются науками». Думается, с ним согласятся многие богословы. Не только они. Среди философов довольно широко распространено мнение, что ценности не являются прерогативой науки. Так, видный английский философ, математик Б. Рассел (1872-1910) замечал: «Наука не решает вопрос о ценностях, но происходит это потому, что такого рода вопросы не решаются с помощью интеллекта».
Заявления подобного рода страдают известной категоричностью. Разум, конечно, играет немаловажную роль в осмыслении нравственности. Но в то же время следует признать, что в процессе проникновения в сущность морали большую роль играют и чувства, и вера – вера в торжество добра, справедливости, вера в существование самого мира высших ценностей и др. Иначе говоря, если и можно считать этику наукой, то наукой весьма специфической, заметно отличной от естественных, точных наук. Нравственный мир человеческой личности слишком противоречив, проникает не только в сферу разума, но и во все разделы психики, динамичен, чтобы его можно «сфотографировать» при помощи какой-то математической формулы. В осмыслении нравственной жизни важную роль может играть и чувство, и вера, художественный или религиозный образ.
Информация о работе Место этики в системе философского знания