Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:23, реферат

Краткое описание

Столкновение жизни и смерти - это источник творчества человека. В искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения - в трагедии. Как писал М.Волошин: «Источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течения жизни».

Оглавление

Вступление 3

I. Размышления о жизни и смерти в историческом контексте 4

Восточный подход к жизни человека 4

Человек в античной философии 8

Смысл жизни «по-христиански» 13

Cogito ergo sum 15

«Человек в себе» не познаваем 17

Бунт против разума 19

А стоит ли? 22

Путь «сердца» 26

II. Основные категории и их толкование 28

Жизнь 28

Смерть и ее феномены 31

Смерть - необходимость или неизбежность? 36

Тело-душа-дух 39

Бессмертие 41

III. В поисках смысла 48

Заключение 61

Список использованной литературы 63

Приложения 64

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 527.50 Кб (Скачать)


КиЕвский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  торгово-экономический університет

 

Кафедра философии и политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

 

 

«Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аспирант кафедры «Банковское дело»

 

Богомазов Михаил Владимирович

 

Специальность: 08.06.04

 

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Научный руководитель реферата:

 

Доцент, к.ф.н. Ильин Владимир Васильевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киев

 

КГТЭУ

 

1999

 

 

 

Содержание

 

 

 

Вступление                                                                                                                                    3

 

I.     Размышления о жизни и смерти в историческом контексте             4

 

Восточный подход к жизни человека                                                                                        4

 

Человек в античной философии                                                                                                  8

 

Смысл жизни «по-христиански»                                                                                               13

 

Cogito ergo sum                                                                                                                                15

 

«Человек в себе» не познаваем                                                                                                  17

 

Бунт против разума                                                                                                                        19

 

А стоит ли?                                                                                                                                        22

 

Путь «сердца»                                                                                                                                  26

 

II.    Основные категории и их толкование                                                              28

 

Жизнь                                                                                                                                                 28

 

Смерть и ее феномены                                                                                                                  31

 

Смерть - необходимость или неизбежность?                                                                        36

 

Тело-душа-дух                                                                                                                                  39

 

Бессмертие                                                                                                                                        41

 

III.      В поисках смысла                                                                                                         48

 

Заключение                                                                                                                                 61

 

Список использованной литературы                                                                                       63

 

Приложения                                                                                                                                     64

 

 

 

 

 

Вступление

«Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК»

 

Ницше.

 

 

 

Проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий  приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным?  И, наконец: что же царит в нашем мире - жизнь или смерть?

 

Проблема смысла жизни стала, по словам Г.Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории.

 

Трагизм человеческого существования заключается в том, что человек как бы “заброшен” (по выражению экзистенциалистов) в предметно-физический мир. Как жить в мире, осознавая бренность своего существования? Как познать бесконечное конечными средствами познания? Не впадает ли человек в постоянные ошибки, объясняя себе мир? Большинство людей чувствует свой разрыв с миром природы, социума, космоса, и это переживается ими как ощущение одиночества. Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляет от него, но ведет к самопознанию.  Это было сформулировано еще в античности, но и по сей день главной тайной человека является он сам.

 

Столкновение жизни и смерти - это источник творчества человека. В искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения - в трагедии. Как писал М.Волошин: «Источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течения жизни».

 

Вряд ли рациональные аргументы заставят человека когда-нибудь полюбить смерть, но философские размышления по этому поводу  могут помочь ему более мудро относиться к жизни.

 

Каждый должен для себя рано или поздно ответить на вопрос: «ЗАЧЕМ?». После этого, действительно, уже не так важно «КАК?», ибо смысл жизни найден. Он может быть в вере, в служении, в достижении цели, в преданности идеи, в любви – это уже не принципиально.

 

 

 

В своей работе я попытался как можно полнее рассмотреть проблему в историческом аспекте. Во второй части работы приведены основные философские категории, без которых рефлексия на подобную тему невозможна, а также их толкование, прошедшее через призму моего мировоззрения. Здесь же собран основной материал по философским аспектам смерти и бессмертия. Третья глава посвящена смыслу жизни, его разновидностям и проблеме поиска. В приложениях я поместил свои размышления на сходную тематику, которые посещали меня по мере становления.  

 

 

 

 

 

I.    Размышления о жизни и смерти в историческом контексте

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить

 

М.Волошин

 

 

Восточный подход к жизни человека

Джайнизм.

 

Жизнь – страдание, которое связывается с законом необходимости (кармой). Джайны учат о наличии в мироздании двух самостоятельных начал – «джива» (живое) и «аджива» (неживое). Тело – неживое, душа – жива. Человек перерождается из одного тела в другое и все время подвержен страданиям. Высшая цель – разъединение дживы и адживы. Их соединение – главная и основная карма – источник страданий. Но  закон кармы можно победить, если освободить джин (душу) от кармы путем «трех жемчужин» джайнов:

 

правильной веры;

 

правильного познания;

 

правильного поведения. 

 

Счастье и свобода человека -  в полном освобождении души от тела.

 

 

 

Буддизм.

 

Будду,  в  основном,  интересовала  человеческая  жизнь,  наполненная  страданиями  и разочарованиями. Поэтому его учение  было не метафизическим,  а,  скорее,  психотерапевтическим.  Он  указал    причину    страданий   и   способ   их   преодоления,  воспользовавшись  для  этой   цели   традиционными   индийскими  понятиями такими,  как  «майя», «карма»,  «нирвана» и т. д., и дав им  совершенно новое  психологическое  истолкование. «Благородные истины» буддизма направлены на то, чтобы постигнуть причины страданий и таким образом освободиться от них. По  мнению буддистов, страдание возникает в  том  случае,  если  мы  начинаем  сопротивляться  течению  жизни  и  стараемся удержать  некие устойчивые формы, которые, будь это вещи,  явления,  люди  или   мысли,   все   является   «майей».   Принцип  непостоянства  воплощается также в представлениях о  том,  что  не  существует  особого  эго,  особого  "я",  которое  было  бы субъектом наших  изменяющихся  впечатлений.   Путь освобождения восьмеричен:

 

-                        правильное понимание жизни (того, что она – есть страдания, от которых надо избавиться);

 

-                        решимость;

 

-                        правильная речь;

 

-                        действие (непричинение зла живому);

 

-                        правильный образ жизни;

 

-                        усилие (борьба с соблазном, дурными мыслями);

 

-                        внимание;

 

-                        сосредоточение (состоит из четырех ступеней, в конце которых  нирвана – полная невозмутимость и неуязвимость).

 

Буддизм проповедует отрешенность от всего, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, и даже уму:

 

«…Ни к чему не привязанный мыслью,

 

      Победивший себя, без желаний,

 

      Отрешенностью и недеяньем

 

      Человек совершенства достигнет»[1].

 

Таким образом, цель жизни согласно буддийской традиции – разорвать порочный круговорот «сансары», освободиться от уз «кармы», достичь «нирваны», стать просветленным. А смысл жизни, соответственно, в таком состоянии, когда уже не существуют представления об отдельном «я», и постоянным и единственным ощущением становится переживание единства всего сущего.

 

 

 

Индуизм

 

Рассмотрим наиболее философское течение индуизма – веданту. Мир состоит из безличностного мирового духа – «брахмана», - получить от которого откровение – наивысшая истина и наслаждение.  Индивидуальная человеческая душа хоть и бессмертна, но намного уступает мировому духу по степени совершенства вследствие слишком тесной связи с телом. Эта связь проявляется в подчинении человеческой души («атмана») закону необходимости («карме»). Привязанность «атмана» к телу вынуждает душу каждый раз после смерти переселяться в другое тело. Поток таких перевоплощений длится, пока человек полностью не освободится от земных страстей и жизненных проблем (от грехов, по христианству). Тогда наступает освобождение и «атман» сливается с «брахманом», т.е. наша душа сливается с мировым духом. До тех пор, пока мы  видим  в  мире многообразие предметов и явлений, находясь под чарами майи  и,  думая,  что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и  можем действовать свободно  и  независимо,  мы  сковываем  себя  кармой.  Для  того  чтобы  освободиться  от  уз  кармы,  нужно  осознать целостность и гармонию, царящие в природе,  включая  и  нас   самих,  и  действовать  в  соответствии  с  этим. Индуисты   видят  много  путей  к  освобождению.  Люди,  стоящие на различных ступенях духовного развития и исповедующие  индуизм, могут использовать для слияния с  Божественным  разные  понятия,  ритуалы и духовные дисциплины. Индуистов не беспокоит  то  обстоятельство,  что  эти   понятия   и   практики   иногда  противоречат друг другу, поскольку они знают, что Брахман лежит  вне  всех понятий и образов. Это объясняет высокую терпимость и  восприимчивость индуизма к различным влияниям.  Если рассматривать индуизм в целом, то он никогда не  стремился  заставить   своих   последователей   отказаться   от  чувственного  наслаждения, не отделяя тело от духа и видя в нем  неотъемлемую часть человеческой  природы.  Поэтому  индуист  не  старается  контролировать  желания тела при помощи сознательной  воли, но видит  свою  цель  в  осознании  себя  со  всем  своим  существом,  телом  и  духом. В индуизме даже появилось течение,  средневековый тантризм, в котором  путь  к  просветлению  лежит  через  глубокое  погружение  в переживания чувственной любви, в  которой "каждый воплощает в себе обоих".

 

 

 

Чарвака

А вот индийские материалисты смотрят на проблему человеческой жизни диаметрально противоположно. Материя – единственная реальность. Душа состоит из материальных элементов (земли, воды, огня, воздуха) и умирает вместе с телом. «Пока живешь – живи радостно, ибо смерти не избежит никто». Так появился гедонизм.  Согласно течению чарвака, единственный смысл жизни – в удовольствиях, доставляемых чувственными наслаждениями.  «В нашей власти использовать наибольшее число удовольствий и избежать неминуемо сопутствующих им страданий».

 

 

 

Конфуцианство

 

Человек как личность существует не для себя, а для общества. Пожалуй, этим и объясняется смысл человеческой жизни у представителей этого течения. Общественная субординация и образование – вот основа конфуцианства.

 

 

 

Даосизм.

 

Даосисты познают смысл жизни не через логические выкладки, а путем созерцательного странствия в дао-потоке. Не выглядывая из окна можно видеть естественное дао. «Чем дальше идешь, тем меньше познаешь». Все сущее, в т.ч. и человеческая жизнь, имеет единую первооснову – дао (путь, бог, разум, слово, логос, смысл - из-за особенностей китайского языка у этого слова много оттенков. Вспомним Библию «Сначала было Слово… и Слово было Богом». Логос как первопричину мы также встречаем у Гераклита.) Поэтому нет смысла распыляться на преходящие формы и многообразия, достаточно постигнуть дао, и все вопросы отпадут, в т.ч.  о смысле жизни. Мудрец стремится распознать дао  и   действовать  в  соответствии  с  ними.  Таким  образом,  он  становится "человеком с Дао", живущим в гармонии с  природой  и  преуспевающим   во   всех  своих  начинаниях. "Тому, кто подчиняется течению Дао, следуя  естественным процессам Неба и Земли, не  сложно управлять всем миром". Даосы  рассматривали  логическое мышление как составную  часть  искусственно  созданного   мира   человека,   наряду   с  общественным  этикетом  и  нормами  морали.  Они  совершенно не  интересовались  этим  миром,  сосредоточив  свое  внимание   на  созерцании  природы,  имевшем  целью обнаружить "свойства Дао".

 

Мне понравилась эта позиция, поэтому я хочу привести несколько выдержек из основной книги даосов «Дао дэ Цзин»[2], написанной Лао-Цзы в VI веке до н.э.:

 

·      «Кто свободен от страстей, видит чудесную тайну дао, а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме».

 

·          «Совершенномудрый, совершая дела,  предпочитает  недеяние;  осуществляя  учение,  не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, он не осуществляет их сам;  создавая,  не обладает…»

 

·          «Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладает человеколюбием  и  предоставляет  народу  возможность жить собственной жизнью».

Информация о работе Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия