Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:23, реферат
Столкновение жизни и смерти - это источник творчества человека. В искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения - в трагедии. Как писал М.Волошин: «Источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течения жизни».
Вступление 3
I. Размышления о жизни и смерти в историческом контексте 4
Восточный подход к жизни человека 4
Человек в античной философии 8
Смысл жизни «по-христиански» 13
Cogito ergo sum 15
«Человек в себе» не познаваем 17
Бунт против разума 19
А стоит ли? 22
Путь «сердца» 26
II. Основные категории и их толкование 28
Жизнь 28
Смерть и ее феномены 31
Смерть - необходимость или неизбежность? 36
Тело-душа-дух 39
Бессмертие 41
III. В поисках смысла 48
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 64
В начале XX в. философия жизни в лице Бергсона, Дильтея, Зиммеля, Кейзерлинга и Клагеса достигла вершины своего развития.
В теории интуитивизма Бергсона я нашел, пожалуй, максимальное созвучие со своими взглядами на жизнь. Интуиция у него трактуется как основной, ничем не ограниченный и ничем не определенный путь проникновения в тайны бытия. Интуиция появляется на основе инстинкта и интеллекта. Она не выступает первоочередным компонентом его теории, а появляется на одном из этапов развития личности.
В постижении всего сущего, и в первую очередь жизни, важнейшую роль играют интенсивность ощущений, длительность времени, свобода воли, память и ее соотношение со временем и, естественно, интуиция. С помощью последней человек сливается с уникальной природой вещей, границы субъектно-объектных отношений у Бергсона размыты.
В чем недостаток интеллекта и невозможность с его помощью постигнуть тот или иной смысл? Интеллект, по Бергсону, связан с рассудочным познанием, достигающим своих высших форм в математических науках. По его мнению, интеллект разлагает целостность мира на тела, тела – на элементы и т.д., а затем конструирует из них искусственные единства, в результате чего происходит утрата уникального и целостного.
Интересно понимание философом жизни. Он определяет ее как некий метафизически-космический процесс, как «жизненный порыв», как могучий поток творческого формирования, при этом по мере ослабления напряжения этого порыва жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю.
Для сторонников логики и мышления теория постижения смысла жизни через интуицию неприменима, т.к. они наверняка захотят его (смысл) сформулировать. Но это, скорее всего, невозможно, т.к. созерцаемое в чистой интуиции без всякого понятийного аппарата и логического осмысления по существу оказывается просто невыразимым.
На сходный позициях стоит другой представитель философии жизни – немецкий философ Дильтей, основоположник понимающей психологии. Задачу философии он видит в понимании жизни исходя из нее самой: «не понятийная деятельность образует основу наук о духе, но убеждение психического состояния в своей целостности и обнаружении таковой в переживании»[16]. Под «пониманием» подразумевается непосредственное постижение некоторой духовной целостности - в смысле целостного переживания. Понимание собственного внутреннего мира достигается путем интроспекции, т.е. самонаблюдения, рефлексии. Понимание чужого мира осуществляется путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования».
Познание возможно только на уровне «структурной связи жизненных единств»: «сама жизнь, жизненность, за которую я не могу проникнуть, содержит связи, в которых раскрывается всё познание и вся мысль. И здесь лежит решающий пункт всей возможности познания»[17].
А стоит ли?
«История любой жизни есть история поражения»
Ж.-П.Сартр
Уж кто основательно разработал тему «бессмысленности» жизни, так это экзистенциалисты, особенно открыто посмотрели «правде в лицо» атеистическое направление. Одиночество человека перед лицом Бога, признанное Кьёркегором, превратилось теперь в одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает основное состояние страха, которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. После Кьеркегоровского: «Самоубийство - отрицательная форма бесконечной свободы. Счастлив тот, ко найдет положительную», экзистенциализм представляет собой поиск такой «положительной формы» бытия в мире, в которой религиозная надежда умерла. Вопрос ставится так: как жить без высшего смысла и благодати?
В серьезных книжках экзистенциализм характеризуется как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. Экзистенциализму даже был приклеен ярлык «философии кризиса». Он сосредоточил свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Его представители отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать в общественных и познавательных целях.
Согласно экзистенциализму, человек – это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представления о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и в религии, только в отличие от последней, человеку не обещается потусторонняя перспектива. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в учении о «пограничных ситуациях» - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность, и главная пограничная ситуация – это ситуация перед лицом смерти, «ничто», «быть или не быть».
Экзистенциальная философия повернула внимание современной культуры к проблеме смерти. По Хайдеггеру сущность человека - ek-sistence - в покинутости, в одиночестве, в «заборошенности» в этот мир, в тоске, в отчаяние - поскольку человек никогда не предстает перед самим собой как существо стабильное, завершенное, владеющее собой и вещами, а как постоянное скольжение, бегство в пустоту, в небытие. И хотя человек всегда возвышается над самим собой, опережает самого себя, он знает свой конец: смерть. Человек - это существо, которое преступает все формы бытия и опережает самого себя - в движении к Смерти. Он является "существом-для-смерти".
«И подобно тому, как человеческое существо - всегда незавершенность, всегда "еще не...", оно изначально является и собственным концом. Этот конец, обозначаемый смертью, не делает человеческое существо некой конечностью, а лишь предназначением к этой конечности, не "существом-концом", а "существом-для-конца". Смерть - форма бытия, которую человеческой существо изначально приемлет: "едва человек родится, он уже достаточно стар, чтобы умереть»[18].
Начиная с Хайдеггера, философия определяет жизнь не иначе, как “бытие к смерти”. В какой-то степени это верно – едва родившись, человек «устремляется» к смерти. И смерть в любой момент может оборвать нить жизни… можно, да и нужно понять людей, чьи мысли и чувства – под влиянием личных и социальных переживаний – повернулись, в основном, к проблемам смерти.
А.Камю в «Мифе о Сизифе» заявил, что место центрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства — стоит жизнь или не стоит того, чтобы ее прожить… И он видел свою гуманистическую задачу в том, чтобы помочь человеку, который находится на грани отчаяния, на грани самоубийства, сохранить жизнь.
Но жизнь в определении Камю – это абсурд. Из такой констатации он делает два вывода. Первый из них - самоубийство, второй - «философское самоубийство». Если для абсурда необходимы человек и мир, то исчезновение одного из этих полюсов означает и прекращение абсурда. Абсурд есть первая очевидность для ясно мыслящего ума. Самоубийство представляет собой затмение ясности, примирение с абсурдом, его ликвидацию. Такое же бегство от абсурда представляет собой «философское самоубийство» - «скачок» через «стены абсурда». В первом случае истреблен тот, кто вопрошает, во втором - на место ясности приходят иллюзии, желаемое принимается за действительной, миру приписываются человеческие черты - разум, любовь, милосердие и т.п. Очевидная бессмыслица трансформируется в замаскированную, человек примиряется со своим уделом.
Сам по себе мир не абсурден, он просто неразумен, так как полностью является внечеловеческой реальностью, не имеющей ничего общего с нами. В мире нет окончательного, последнего смысла, мир не прозрачен для нашего разума, он не дает ответа на самые настоятельные наши вопросы. Количество измерений пространства и времени, структуры атома и галактики - эти вопросы при всей своей значимости для науки не имеют никакого человеческого смысла. Мы заброшены в этот космос, в эту историю, и на вопрос о цели существования, о смысле всего сущего наука не дает никакого ответа. Не дала его и вся история философской мысли.
Чем человеку способна помочь философия? Во всяком случае, рассуждает Камю, не благодушно-оптимистическими уверениями в том, что жизнь прекрасна – к ним отчаявшийся человек, скорее всего, отнесется без всякого доверия. Бессмысленны, безнравственны и те концепции философии прошлого, согласно которым человек живет в лучшем из миров. Мир этот абсурден, заявляет Камю, так же, как абсурдны действия Сизифа, поднимающего, по наказанию богов, камень на гору, с которой он снова должен покатиться вниз… И все-таки жизнь, даже в ситуации абсурда, - ценность, равной которой у человека нет. Но это жизнь, всегда «пограничная» со смертью.
Но сама смерть как пограничная ситуация дает единственную возможность существованию понять себя как целое, как завершенное и неизменное. Ставить-себя-перед-лицом-
Но из абсурдности жизни следует и отрицание универсальных этических норм. Без ницшеанского энтузиазма Камю принимает вывод из абсурда - «все дозволенно». Единственной ценностью становится ясность видения и полнота переживания. Абсурд не надо уничтожать самоубийством или «скачком» веры, его нужно максимально полно изжить. На человеке нет греха, становление «невинно», и единственной шкалой для оценки существования является подлинность, аутентичность выбора.
Если Ницше предложил утратившему христианскую веру человечеству миф о «вечном возвращении», то Камю предлагает миф об утверждении самого себя - с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела, человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним - самоотдача и полнота существования важнее всех вершин, абсурдный человек избирает бунт против всех богов.
«Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием. Это и называется стать человеком…
В этой вселенной единственным шансом укрепиться в сознании, зафиксировать в нем свои дерзания является творчество»[19].
Как бы в полемике с Камю испанский философ Ортега-и-Гассет ставит вопрос иначе — как прожить жизнь так, чтобы она того стоила. Вопрос стар как мир. Ответа домогались и мудрецы, и простые смертные, но уверенно и безапелляционно отвечали лишь законоучители и моралисты. Ответ же можно свести едва ли не к парадоксу: конечный ответ в том, что сам вопрос ставится и решается на каждом шагу. Испанский экзистенциалист говорит: “Жизнь, данную нам, мы не получаем готовой, а должны сделать ее, каждый свою. Мы должны внутренне оправдать свой выбор, то есть понять, в каком из возможных действий мы полнее осуществимся, в каком из них больше смысла, какое из них наиболее наше. Не решив это, мы обманем и предадим себя, убьем частицу нашего жизненного срока, тем более что времени у нас в обрез”.
Совет ясен и прост, но несколько опасен и на первый взгляд толкает к полному произволу, поскольку выбрать можно все, чего душа пожелает, а уж “внутренне оправдать свой выбор” — и вовсе дело нехитрое. Но это лишь на первый взгляд.
Для Ортеги жизнь — это поручение. Тех, кто рожал в муках и растил в трудах и тревогах. Народа, в котором растем, проникаясь его культурой и этикой. Человечества с его тяжким опытом борьбы и выживания. Законов живой природы и других, неведомых, перед которыми опыт и знание уступают место вере.
Жизнь всегда единственна, это жизнь каждого, жизни “вообще” не бывает”. И если поручение не выполняется, то жизнь становится лишь неудачным самоубийством. “Наша жизнь — стрела, пущенная в пространство, но стрела эта сама должна выбирать мишень. Поэтому ничто так достоверно не говорит о человеке, как высота мишени, на которую нацелена его жизнь. У большинства она ни на что не нацелена, что тоже своего рода целенаправленность”, - говорит Ортега.
А вот что думает по поводу всего этого экзистенциалист-профессионал Жан-Поль Сартр: “История любой жизни есть история поражения”, “абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть, заброшенная в этот бессмысленный мир.
Заброшенность означает, что человек никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая и ему не на что опереться. Бога нет, Бог умер – утверждает Сартр. Ни христианская мораль, ни любая другая светская мораль не укажет человеку, как ему действовать, «в мире нет знамений».
«Человек просто существует, а он не только такой, каким себе представляют, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляется себя уже после того, как начинает существовать, и после этого прорыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает»[20].
«Свобода человека предшествует его сущности, она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной, сущность бытия человека подвешена в его свободе, которая является ничем иным, как самим существованием»[21].
Однако свобода, по Сартру, должна быть принимаема в одиноком героизме, без переклички с другими, без помощи, без метаний по сторонам в поисках средств спасения, освобождающих оправданий. У Сартра перед глазами позиция древних стоиков, сопротивляющихся своим непоколебимым равнодушием нападкам враждебного мира и сохраняющих даже в несчастье сознание своего превосходства.
Люди свободны в выборе средств для достижения поставленных целей. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит, он в ответе и за последствия своих действий.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”, согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает” себя в качестве такового. Трус, например, ответственен за свою трусость, и “для человека нет алиби”.
Информация о работе Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия