Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:23, реферат

Краткое описание

Столкновение жизни и смерти - это источник творчества человека. В искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения - в трагедии. Как писал М.Волошин: «Источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течения жизни».

Оглавление

Вступление 3

I. Размышления о жизни и смерти в историческом контексте 4

Восточный подход к жизни человека 4

Человек в античной философии 8

Смысл жизни «по-христиански» 13

Cogito ergo sum 15

«Человек в себе» не познаваем 17

Бунт против разума 19

А стоит ли? 22

Путь «сердца» 26

II. Основные категории и их толкование 28

Жизнь 28

Смерть и ее феномены 31

Смерть - необходимость или неизбежность? 36

Тело-душа-дух 39

Бессмертие 41

III. В поисках смысла 48

Заключение 61

Список использованной литературы 63

Приложения 64

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

 

С позиции естествознания смерть живого организма - разложение на мельчайшие составные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои странствия из одних природных тел в другие. Примерно так писал В.И. Вернадский, подчеркивая что страха смерти не ощущает. Но есть у него и другая запись: «...В одной из мыслей я касался... выяснения жизни и связанного с ней творчества, как слияние с Вечным Духом, в котором слагаются или который слагается из таких стремящихся к испусканию истины человеческих сознаний, в том числе и моего. Выразить ясно я это не могу...»

 

Некоторые мыслители, особенно восточные, выделяют в человеке и другие уровни тела – витальное, астральное, ментальное, эфирное и т.п. Но это скорее синонимы разных уровней душевно-духовной организации.

 

 

 

Вторая составляющая человека – ДУША. Тут однозначно утверждать ничего нельзя. Существуют следующие определения души:

 

1)     в обычном словоупотреблении это совокупность побуждений сознания (и вместе с тем ос­нова) живого существа, особенно челове­ка; антитеза понятий тела и материи.

 

2)     в на­учном понятии душа — в отличие от индивидуального духа — сово­купность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная душа). Результат наблюдений над душой анализирует психология.

 

3)     До нового време­ни предметом метафизики был вопрос, яв­ляется ли душа субстанцией.

 

При возник­новении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблю­дение над дыханием живого существа, ко­торое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). Соответствую­щие наблюдения над кровью и исчезнове­нием души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в ней видели носи­тельницу души. Отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о душе, существующей независимо от тела. В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончай­шего вещества, как было у большинства досократиков в греческой философии. По Пла­тону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспо­собного тела; только разумная душа чело­века (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

 

Согласно понима­нию некоторых отцов церкви (напр., Тертуллиана), душа материальна, др. же отцы (напр., Августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. Это понимание в христианстве является господствующим.

 

Против него выступает Кант. Апелляция к нематери­альному принципу во имя разрешения воп­роса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциаль­ности души должна уступить место теории о ее актуальности.

 

Представления о разви­тии души были введены романтикой и немецкой психологией. Герберт Спенсер в 1855 раз­работал учение о душе, т. е. психологию, подчиненную принципу необходимого сту­пенчатого наследования всякой духовной силы и способности. В 1863 В. Вунд про­чел лекции об истории развития души че­ловека и души животных.

 

4)       Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Для Паладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протека­ющих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противополож­ность душе, прерывно. Для современной психологии душа — носительница бессоз­нательного и выражение тех структурных качеств микро­космоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) поло­жения, важность и их динамику.

 

В своей душевной части че­ловек отличается не столько сознанием во­обще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающей­ся смерти.

 

Кроме того, выделяют в душе эмоциональную составляющую и умственно-волевую. Например, Аристотель видел душу в трех частях – растительной, животной и разумной. Соответственно, первые составляющие души отмирают вместе с телом.

 

Скажем так, душа – это жизненная энергия человека, которая соединяет тело с… назовем это «духом». Последний возвышается над уровнем сознания и души и устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружа­ющим его, но и с общим идейным содер­жанием (идеями) вещей, в связи с чем че­ловек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаля­ется от природы.

 

Я бы не стал настаивать на четком разграничении понятий «душа» и «дух», т.к. оба эти термина обозначают что-то запредельное опыту, формализированному объяснению и познанию. В моем понимании душа и дух это разные слои иррациональной составляющей человека. Душа – это эмоции, Дух – это воля, это потенциальность Истины. Личный дух может и не развиться, а вот душа есть у каждого, она «плачет и смеется», ей не нужна Истина, ей нужна Жизнь.

 

Но для широты изложения обратимся к другим распространенным взглядам.

 

 

 

ДУХ - носитель жизни, сущ­ность Бога, снизошедшая на человека. В контексте триады «тело-душа-дух» будем говорить о личном духе. Он не является противником души, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («оду­хотворяет») телесную деятельность. Впро­чем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противополо­жен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям уча­ствовать в продолжении рода. Иногда он так сильно обременяет индивида, что начи­нает страдать телесная жизнь: высококуль­турные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом.

 

В то время как душевное так тесно включено в про­цесс развития органического, что его раз­витие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, ко­торая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологиче­ские. Потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много об­щего, и душа реагирует на них по опреде­ленному типу, с психологической законо­мерностью. Дух имеет свои закономерно­сти для себя, его вообще нельзя понять. Он автономен, и для него нет познаваемых границ.

 

Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью вос­питания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, от­личающееся своей духовностью, т. е. сво­им свободным существованием и своей внутренней способностью смотреть на события и вещи как бы со стороны, в проти­воположность другим живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения.

 

 

 

В связи с вышеописанным хочется вспомнить красивую теорию русского религиозного философа Павла Флоренского. Человек подвержен двум смертям. Первая заключается в отделении души от тела в силу естественного умирания плоти, вторая – в отделении души от духа, в отделении сути человека от ее носителя. Такая смерть происходит вследствие психических расстройств, когда человек уже не ладит сам с собой.

 

Вот такие, вкратце, бытуют толкования знаменитой триады человека. Идем дальше.

 

 

 

 

 

Бессмертие

В бессмертии, как и во всех предыдущих категориях, необходимо учитывать многовариантность определений. Основные трактовки бессмертия таковы:

 

-         существование лич­ности или души после смерти;

 

-         в более ши­роком смысле — слияние души с Богом или с «мировым духом»;

 

-           наконец, суще­ствование личности (или ее творений) в сознании потомков. Такой вид бессмертия, пожалуй, ни у кого сомнений не вызывает. Этот философский подход, основывающийся на научном понимании смысла человеческой жизни, конечности индивидуального бытия и бесконечности исторического существования человечества, утверждает бессмертие человека в материальной и духовной культуре человечества, в бессмертии его разума и гуманности.

 

Прекрасно выразил это ученый-естествоиспытатель И. И. Шмальгаузен: «...Результаты нашей творческой деятельности не гибнут вместе с нами, но накапливаются для блага будущих поколений. Так пусть же наш короткий жизненный путь освещается сознанием того, что человеческая жизнь много выше других жизней и только смерть обусловила возможность существования бессмертных творений его духа». А вот перекликающиеся с ним мысли выдающегося писателя-гуманиста М, М. Пришвина: «Пусть он умирает, даже в обломках его остается победное усилие человека на пути к бессмертию. От него навсегда остается то небывалое, что он рождает словом, делом, помышлением, поклоном даже, или даже пожатием руки, или только улыбкой посылаемой».

 

 

 

Вера в личное бессмертие возникает уже у примитивных народов, особенно под влия­нием сновидений; поддерживается она бла­годаря страху перед смертью и привязан­ности к жизни. В древних религиях душу «заставляли» переселяться (индуизм, орфики, пифагорейцы) или существовать в  царстве теней, в аду.

 

Ни одна из современных религий не обходится без идеи личного бессмертия. В буддизме идея личного бессмертия выступает в форме учения о перевоплощении, согласно которому общественное положение человека есть результат деятельности его души в прошлых перевоплощениях. В христианстве и исламе идея личного бессмертия выражена более примитивно и вместе с тем более действенно - в виде обещания загробного райского блаженства для праведников и вечных адских мучений для грешников.

 

Идея личного бессмертия, развивавшаяся главным образом благодаря религии, была подхвачена различными идеалистическими философскими системами: в XVII-XVIII вв. - Лейбницем, Беркли, в наше время - персоналистами Хоккингом, Флюэллингом и др. Ими была создана целая система “доказательств” бессмертия души.

 

Например Джордж Беркли доказывал естественное бессмертие души. По его словам душа способна уничтожиться, но не подлежит “погибели или разрушению по обыкновенным законам природы или движения. Те же, которые признают, что душа человека есть лишь тонкое жизненное пламя или система животных духов, считают ее преходящей и разрушимой, подобно телу, так как ничто не может развеяться легче такой вещи, для которой естественно невозможно пережить смерть заключающей ее в себе оболочки...М ы показали, что душа неделима, бестелесна, непротяженна и следовательно неразрушима. Ничего не может быть яснее того, что движения, изменения, упадок и разрушение, коим как мы видим ,ежечасно подвергаются тела природы( и что есть именно то что мы разумеем под ходом природы), не могу касаться деятельной простой и несложной субстанции, такое существо неразрушимо силой природы, т.е. человеческая душа естественно, бессмертна”.

 

При всем уважении к оригинальности и глубине мысли Беркли создается впечатление, что в основе его доказательства бессмертия души собственные переживания, убеждения, желания. Такая установка для него принципиальна. И тут с ним трудно спорить. Действительно основой наших представлений о мире является наше собственное “я”, опыт самопознания. Однако этот опыт ничего не говорит о бессмертности души.

 

Другим доказательством бессмертия души, стало моральное доказательство Канта. Кант рассуждал так: мы видим, что поступки людей в жизни  обычно сильно отличаются от вечных моральных идеалов добра, справедливости и т.п. Но как найти примирение между идеалом и действительностью? Мы верим, что добро реализуется в жизни, пусть не сразу, но в бесконечном процессе нашего существования. Такое совершенствование должно быть свойственно каждой личности - ведь нравственная деятельность есть прежде всего личная деятельность. Бесконечный процесс личного совершенствования необходимо предполагает вечность бессмертной души.

 

 

 

Как философское понятие бессмертие впервые появилось у Платона, Цицерона и др. Имеются следующие попытки доказатель­ства бессмертия души:

 

1)                   метафизическое в духе Платона: движение тела, которое само из себя порождает движение, не име­ет начала, а следовательно, и конца. «Ког­да самодвижение есть не что иное, как ду­ша, то душа безначальна и бессмертна» (Платон, «Федр»);

 

2)                   онтологическое: бес­смертие выводится из понимания души как простой нематериальной субстанции, кото­рая как таковая не может быть разрушена (Декарт, Лейбниц);

 

3)                   теологическое: цель, с которой Бог вдохнул душу в лич­ное существо, не может быть осуществлена в течение его жизни на Земле;

 

4)                   истори­ческое: подчеркивает всеобщность веры в бессмертие души;

 

5)                   специфически христи­анское: исходит из воскресения Христа и обещания вечной жизни после смерти;

 

6)                   вульгарно моральное: жизнь после смерти есть требование восстановле­ния справедливости; в этом мире нет спра­ведливости, поэтому необходимо (хотя, со­гласно принципам этики ценностей, это со­вершенно излишне) вознаграждение или расплата, наказание за дела при жизни по­сле смерти. Подо­бным образом рассуждал Кант, выдвигая бессмертие как практический постулат.

 

Против веры в личное бессмертие выступа­ли Эпикур, Лукреций, Спиноза, Юм, Ге­гель, Шопенгауэр, Маркс.

 

Вполне научно проблемами бессмертия, вернее жизни после смерти, занимались не только философы и приверженцы мистических сект, но и солидные люди: врачи, исследователи, журналисты. Широко известны в научном мире книги Мориса Ролингса "За дверями смерти", Рэймонда Моуди "Жизнь после жизни", Алана Ландсберга и Чарльза Файе "Встречи с тем, что мы называем смертью", Лайэлла Уотсона "Ошибка Ромео".

 

Интересен следующий факт. Американские ученые решили проверить, действительно ли есть душа у человека и покидает ли она его при смерти. Для этого они сконструировали специальные весы, позволяющие учитывать самые ничтожные колебания массы тела, рассчитывая получить тысячные доли грамма. С согласия родственников на эти весы клали умирающих. В результате выяснилось, что в момент смерти приборы фиксировали уменьшение массы тела от 2 до 6,5 граммов.

 

 

 

Еще одна интересная теорий жизни и смерти, принадлежащая западным ученым. Как известно, голография - это метод особо точной записи и воспроизведения трехмерных (объемных) изображений, основанный на использовании лазерного луча. Создаваемое по этому методу изображение на специальной пластинке носит название голограммы. Но если расколоть эту пластинку на мельчайшие куски, то, тем не менее, в каждом из осколков по-прежнему сохранится всё изображение целиком.

Информация о работе Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия