Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:23, реферат
Столкновение жизни и смерти - это источник творчества человека. В искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения - в трагедии. Как писал М.Волошин: «Источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течения жизни».
Вступление 3
I. Размышления о жизни и смерти в историческом контексте 4
Восточный подход к жизни человека 4
Человек в античной философии 8
Смысл жизни «по-христиански» 13
Cogito ergo sum 15
«Человек в себе» не познаваем 17
Бунт против разума 19
А стоит ли? 22
Путь «сердца» 26
II. Основные категории и их толкование 28
Жизнь 28
Смерть и ее феномены 31
Смерть - необходимость или неизбежность? 36
Тело-душа-дух 39
Бессмертие 41
III. В поисках смысла 48
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 64
Ученые выдвигают предположение, что человеческий мозг являет собой подобие определенного рода интеллектуального фильтра, который, как и голограмма, обрабатывается лучом, но лучом особого рода, - из среды сверхсветовых скоростей. Они утверждают, что предметы окружающего нас мира (да и весь мир целиком) есть не что иное, как голограммы.
Так что Вселенная - это не реальность, а лишь видимость, своего рода картинка или изображение.
Тогда что в этом мире есть смерть? Ответ, который дают западные ученые на этот вопрос, следующий: смерть - это момент головокружительного скачка через световой барьер, когда сознание переходит в мир, где останавливается ход времени[29].
Теперь хочу рассмотреть научный подход к феномену бессмертия на примере нашумевшей книги доктора Р.Моуди «Жизнь после смерти. Исследование феномена продолжительности жизни после смерти тела». Книга издана в 1976 году, автор – доктор философии, психиатр, активно изучал медицину.
Существуют две точки зрения на бессмертие. Первую хорошо выразил еще Сократ:
"И если смерть есть отсутствие всякого ощущения, -что-то вроде сна, когда спящий не видит далее никаких снов, то она была бы удивительно выгодной. В самом деле, я думаю, если бы кто должен был выбирать такую ночь, в которую он так спал, что даже снов не видел и, сопоставив с этой ночью все остальные ночи и дни своей жизни, сообразил бы, сколько дней и ночей он прожил лучше и приятнее в сравнении со всеми остальными ночами и днями пересчитать легко.
Итак, если смерть такова, то я, по крайней мере, считаю ее выгодной, потому что все последующее время (с момента смерти) оказывается ничем не больше одной ночи"[30].
Существует, однако, другая точка зрения, которая не приемлет утверждение, что смерть есть исчезновение сознания. Согласно этой второй, возможно еще более древней концепции, определенная часть человеческого существа продолжает жить даже после того, как физическое тело прекращает функционировать и полностью разрушается. Эта постоянно существующая часть получила много названий - психика, душа, разум, "я", сущность, сознание. Но как бы она не называлась, представление о том, что человек переходит в какой-то иной мир после физической смерти, является одним из наиболее древних человеческих верований.
Одни говорят, что смерть это исчезновение сознания, другие же утверждают, с такой же уверенностью, что смерть есть переход души или разума в другое измерение реальности.
На примере исследования 150 случаев клинической смерти д-р Моуди подводит к мысли, что сознание не исчезает, по крайней мере для тех, кто умер, но впоследствии был реанимирован. Напомню, что предельный срок реанимации – 20 минут после остановки сердца. В это время мозговые процессы еще обратимы.
Усредненные общие впечатления от клинической смерти следующие:
«Человек умирает, и в тот момент, когда его физическое страдание достигает предела, он слышит, как врач признает его мертвым. Он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание, и в то же время он чувствует, что движется с большой скоростью сквозь длинный черный туннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела, но еще в непосредственном физическом окружении, он видит свое собственное тело на расстоянии, как посторонний зритель. Он наблюдает за попытками вернуть его к жизни, обладая этим необычным преимуществом, и находится в состоянии некоторого эмоционального шока.
Через некоторое время он собирается с мыслями и постепенно привыкает к своему новому положению. Он замечает, что он обладает телом, но совсем иной природы и с совсем другими свойствами, чем то физическое тело, которое он покинул. Вскоре с ним происходят другие события. К нему приходят души других людей, чтобы встретить его и помочь ему. Он видит души уже умерших родственников и друзей, и перед ним появляется светящееся существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал. Это существо без слов задает ему вопрос, позволяющий ему оценить свою жизнь и проводит его через мгновенные картины важнейших событий его жизни, проходящие перед его мысленным взором в обратном порядке. В какой-то момент он обнаруживает, что приблизился к некоему барьеру или границе, составляющей, по-видимому, раздел между земной и последующей жизнью. Однако он обнаруживает, что должен вернуться обратно на землю, что час его смерти еще не наступил. В этот момент он сопротивляется, так как теперь он познал опыт иной жизни и не хочет возвращаться. Он переполнен ощущением радости, любви и покоя. Несмотря на свое нежелание, он, тем не менее каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом и возвращается к жизни. Позднее он пытается рассказать обо всем этом другим, но ему трудно это сделать. Прежде всего ему трудно найти в человеческом языке адекватные слова для описания этих неземных событий. Кроме того, он сталкивается с насмешками и перестает рассказывать другим людям. Тем не менее, пережитые события оказывают глубокое влияние на его жизнь и особенно на его представление о смерти и ее соотношении с жизнью»[31].
Важно заметить, что приведенное выше описание не является изложением опыта какого-либо определенного человека. Это скорее "модель", объединение общих элементов, встречающихся во многих рассказах.
Присущий каждому из нас скептицизм подсказывает опровержение: не отражает ли описанная модель общее в угасании сознания? Если есть априорные формы сознания (по Канту), то почему бы не быть апостериорным формам, которые проявляются в сходности затухания мыслительных процессов и прощальных галлюцинаций в те 10-15 минут, пока мозг еще обратим? Но ответ может быть только научным, а его пока нет.
Но идем дальше. Как свидетельствуют опрошенные, светящееся существо интервьюирует их души (сознание) на предмет праведности прожитой жизни. При этом оно не осуждает человека, если тот вел безнравственный образ жизни. В этом существенное отличие от христианских представлений о суде. Нет там и разделения на рай и ад.
«Голос задал мне вопрос: "Стоит ли это, то есть моя жизнь, потраченного времени? То есть, считаю ли я, что жизнь, которую я прожил до этого момента, действительно была прожита не зря, с точки зрения того, что я узнал теперь?"»[32].
Это напоминает мне маркетинговое исследование, только в очень глобальном масштабе. По свидетельствам духовного гуру нашей современности Шри Раджниша первая реакция просветленных – безудержный смех. Будда, по его словам, смеялся 40 минут после постижения своей истины. Не знаю, насколько это отвечает действительности, но вполне может быть, что природа (или какие-нибудь высшие духовные силы) просто сыграли над человеком хорошую шутку, наделив его сознанием и запустив в мир. Если это так, то после смерти нас всех ждет…
«Во время просмотра светящееся существо как бы подчеркивало, что в жизни самыми важными являются две вещи: научиться любить других людей и приобретать знания…
Кроме того, многие подчеркивают важность приобретенных знаний. В течение их опыта им было сообщено, что накопление знаний продолжается даже после жизни. Одна женщина, например, после опыта "смерти" стремиться использовать любой случай для того, чтобы улучшить свое образование. Другой мужчина дает следующий совет: "Неважно, в каком вы возрасте, не переставайте учиться. Я думаю, что обучение, - это процесс, уходящий в вечность"».
Не могу объяснить почему, но интуитивно мне кажется, что это действительно те вещи, которым стоит посвятить жизнь. Хотя зачем человеку безмерные познания, я пока не понимаю. Возможно, для того, чтобы перевести сознание-мышление на качественно новый уровень, когда мир воспринимается уже по-другому, и нити, связывающие всё и вся, становятся доступны для сознания (я не отрицаю, что эти нити можно постигнуть и без вмешательства сознания, интуицией или еще чем-нибудь, но просто путь «знания» самый доступный для рационального западного человека). В этом случае содержание знания, по всей видимости, не имеет значение. Цель – «запудрить» себе мозги, довести их до того предела, когда количество переходит в качество. Но это моя личная, пока неокончательная точка зрения. Возможно, только какое-то определенное соотношение знаний - как по форме, так и по содержанию – дает новую ступень понимания мира.
Продолжаем путешествие по книге д-ра Моуди. При существовании сознания как такового, пределы восприятия практически исчезают (вместе с физическими органами чувств J):
«…ощущения, которые соответствуют физическому слуху и зрению остаются неизменными и для духовного тела. Они даже становятся более совершенными по сравнению с физическим состоянием. Один мужчина говорил, что когда он был "мертв", его зрение было несравненно более острым. Вот его слова: "Я просто не мог понять, как я могу видеть так далеко"…
"Слух", присущий духовному состоянию, очевидно может быть назван так лишь по аналогии с тем, что имеет место в физическом мире, так как большинство опрошенных свидетельствуют о том, что они на самом деле слышали не физический звук или голос. Скорее им казалось, что они воспринимают мысли окружающих их лиц, и, как мы увидим позже, этот же механизм непосредственной передачи мыслей играет очень важную роль на поздних стадиях опыта смерти…
В то же время, духовное состояние менее ограничено, по сравнению с телесным. Восприятие, мысль и память более совершенны, а время и пространство не являются более ограничивающими обстоятельствами, как при физической жизни».
В главе о суициде я уже упоминал, что после неудавшегося покушения на свою жизнь самоубийцы полностью избавляются от своих психических сдвигов, которые толкали их на этот шаг. По всей видимости, они испытывали то же, что и респонденты д-ра Моуди:
«Пережитый опыт оказал на их жизнь очень тонкое умиротворяющее воздействие. Многие говорили мне, что после того, что произошло они чувствуют, что их жизнь стала глубже и содержательнее, так как благодаря этому опыту они стали гораздо больше интересоваться фундаментальными философскими проблемами.
… пациенты рассказывали о том, что после пережитого опыта смерти им казалось, что они приобретали или замечали за собой интуитивные способности, находящиеся на границе психики:
"После этого опыта я ощущаю себя как бы духовно обновленным. С тех пор многие говорили мне, что я сразу оказываю на них умиротворяющее воздействие, когда они взволнованы. Мне кажется, что я теперь лучше чувствую людей, могу быстрее улавливать их состояние"».
Надо сказать, что Моуди очень убедительно описывает опыт сознания после клинической смерти, и надо быть большим скептиком и воинствующим атеистом, чтобы не впустить в свое мировоззрение возможность бессмертия.
Признаюсь, что до прочтения исследований д-ра Моуди мои представления о бессмертии были более менее структурированы и зафиксированы. Теперь же все поплыло. Сказывается старая добрая рационалистическая традиция фарисеев: «Покажи нам чудо, и мы пойдем за тобой». Приблизительно это же сделал Моуди – показал убедительное чудо. Хотя, хотя… (J).
Мои представление о бессмертии «до прочтения»:
1) Физически умирает тело, разрушается его органическая структура, химические элементы, его составляющие, видоизменяются, но не исчезают.
2) Душа как колыбель человеческих эмоций, развеивается по ветру бесследно.
3) Дух как сознание, воля, личностный стержень передается другим, пока еще живым «соплеменникам» в виде бессознательного примера для подражания и поддержания человеческого рода, для формирования истории (приблизительно то, о чем говорил Гегель). Но самоосознания уже нет. Если считать, что личность без «Я» – не личность, то личностного, рационально воспринимаемого на созерцательном уровне бессмертия нет.
4) Энергия, аура (термин может быть любой, он все равно ничего для нас не обозначает) как основа всеединства, как интеграционный признак, как связующая нить между человеком и вселенским источником гармонии уже по своему статусу бессмертна и безначальна. Она возвращается в трансцендентное - возможно, усиленной или ослабленной, в зависимости от прожитой конкретным индивидом жизни, - и влияет на Dasein людей в качестве иррациональной интуиции.
После прочтения исследований Моуди я склонен изменить формулировку п.3 и допустить возможность бессмертия для сознания, а то и для личности (смотря, что понимать под этим понятием). Но опять же, все это только предположения.
Люди сами рационалистическим методами разрушают веру, убеждают себя в том, что смерть – самая, что ни на есть объективная реальность и за ней - полнейшее небытие, что бессмертия нет ни в какой форме, возводят это в основу новой веры, а потом пугают себя и окружающих тотальной смертью тела, души, духа и всего человеческого естества. Это вера не в Бога, а в страх. Вот все, чего добиваются люди, когда пытаются постигнуть смерть разумом и записать выводы на бумаге.
«Жизнь подобна тюремному заключению. Но в этом состоянии мы просто не понимаем, какой тюрьмой является для нас наше тело. Смерть подобна освобождению, выходу из тюрьмы. Это, пожалуй, самое лучшее, с чем я мог бы ее сравнить»[33].
Напоследок хочу привести результаты опроса посетителей одного из серверов, посвя-щенного проблеме смерти и бессмертия (http://www.chat.ru/~deathbox/
Как Вы считаете, есть ли бессмертие? [86 голосов]
Да, есть! (37)
43%
Вряд ли оно есть... (14)
16%
Хочется верить, что есть... (22)
26%
Конечно, нет! (13)
15%
Как видите, молодое поколение выбирает веру, и не обязательно в Бога.
III. В поисках смысла
«Однажды летом я сидел на берегу океана и, прислушиваясь к ритму своего дыхания, смотрел, как волны набегают на берег и отступают назад, - и внезапно мне открылось, что всё, что окружает меня, участвует в грандиозном космическом танце».
Информация о работе Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия