Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:23, реферат

Краткое описание

Столкновение жизни и смерти - это источник творчества человека. В искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения - в трагедии. Как писал М.Волошин: «Источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течения жизни».

Оглавление

Вступление 3

I. Размышления о жизни и смерти в историческом контексте 4

Восточный подход к жизни человека 4

Человек в античной философии 8

Смысл жизни «по-христиански» 13

Cogito ergo sum 15

«Человек в себе» не познаваем 17

Бунт против разума 19

А стоит ли? 22

Путь «сердца» 26

II. Основные категории и их толкование 28

Жизнь 28

Смерть и ее феномены 31

Смерть - необходимость или неизбежность? 36

Тело-душа-дух 39

Бессмертие 41

III. В поисках смысла 48

Заключение 61

Список использованной литературы 63

Приложения 64

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

 

Смысл в знаниях как в средстве хорошо выражается т.н. терапевтическим правилом времени информационного потопа:

 

Непременно увеличивайте количество поглощаемой информации. Загружайте мозги, загружайте! Иначе вы никогда не добьетесь исцеления – рвоты и очищения сознания.

 

«Ученье – свет» в конце туннеля. Если много учиться и любознательничать, то рано или поздно может произойти переход количества в качество: либо багаж знаний трансформируется в интуицию и правильное понимание вещей, либо человек поймет, что «наше незнание достигает всё более отдаленных миров», и изменит смысл своего существования. Но на каком-то этапе его жизни знания все-таки сыграли смыслообразующую функцию.

 

А есть еще такая модель. С точки зрения методологии «И-цзин» (т.н. «Книга перемен», китайская библия), человек на земле есть накопитель информации. Потом он освобождается от своего материального носителя  и существует в качестве информационно-энергетической системы – просто переносчик информации, вот в чем его функция, в чем его смысл.

 

  

 

4.        Творчество, самореализация будоражили многие умы. Перед лицом смерти, которая не покидает человека уже с самого рождения, люди видят смысл своей жизни в творческом бессмертии. Хочется создать такую ценность, которая останется потомкам и о творце будут помнить во веки веков. Он будет жить в своем «объективированном духе». На сходных позициях стоит слава, которая достигается различными способами. Все эти потуги ориентированны в бессмертие. Спроецировать себя в вечность – вот смысл жизни творцов.

 

На бытовом уровне каждый из нас по-своему творец. Проецировать можно себя, например, в детях. «Мы уйдем – они останутся». Смысл – максимально реализовать себя в детях, через воспитание, любовь, заботу.

 

В более абстрактных категориях смысл жизни человека, избравшего эту форму реализации, заключается в том, чтобы  самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или попытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку свободен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями (как над своим биологическим, так и над своим социальным началом). И напротив,  неспособность реализовать собственную жизненную программу  - в силу внутренних свойств или слишком мощного давления обстоятельств - порождает в человеке состояние несвободы, зависимость от обстоятельств жизни, от других людей.

 

Вот такая основа у самореализации как смысла жизни. Но это путь так называемых  творцов-для-результата. Они максимально раскрывают свои возможности, создают что-то новое, иногда полезное для других, иногда опасное, но для них смысл в постановке целей и непременном достижении их.

 

Истинное творчество на результат не направлено. Его смысл – сам процесс, результат же – удачный или нет – это побочный продукт. Заметьте, что существительное «творчество» происходит от глагола несовершенной формы «творить», т.е. действие не закончено. Вспомним гениального Пастернака:

 

Цель творчества - самоотдача,   

 

А не шумиха,  не успех.            

 

Как метко. Многие художники теряют интерес к своему детищу после того, как оно готово. Нарисовал – выкинул (продал, но не ради признания, а просто кушать хочется). Тот же Ван Гог. Его мало волновало, признают его произведения или нет, при жизни их практически никто не покупал, его также не интересовало, насколько «адекватно» он отразил «действительность». Он работал на уровне смысла. Он рисовал суть, ту, которую воспринимал интуитивно. Кафка писал свои произведения и складывал в тумбочку. Ему совершенно не хотелось издавать их, иметь читателей. Собирался сжечь перед смертью, да не успел.

 

Еще кое-что о моем понимании процесса как смысла  - в приложении «О жизни как процессе».

 

Рутинная работа, серая обыденность и т.п. – все может иметь смысл, если относиться к этому стоически, с любовью. Ежедневное принятие заварки с кипятком можно любовно возвести в ранг чайной церемонии и медитировать над самим процессом приготовления чая или его испития.

 

Любая вещь, любой процесс – это тоже осколок вселенской голограммы. В том-то и особенность голограммы, что любая ее часть содержит то же изображение, что и целое. Распыляться в принципе не обязательно. Смысл сквозит во всем.

 

 

 

5.        Отсутствие смысла – тоже смысл. Это такой способ сформулировать свое отношение к отсутствию у человека большинства общепринятых ценностей, целей. Человек просто существует, что-то поделывает, наблюдает за собой, другими. Он просто дрейфует по жизни, и в этом его смысл. Хорошо проявили себя в этом представители экзистинциализма. Для них смысл жизни в том, чтобы признать все самое страшное, что только может быть, напугать себя, задавить бытием, «закинуть» в мир, приготовиться к смерти, а потом потихоньку осознавать, что жизнь не такая уж плохая штука. Это равносильно тому, когда человек ходит в тесной обуви, а потом приходит домой, снимает ее и ликует -  как мало ему надо для счастья. Точно так же и заслуга экзистенциалистов в том, что они могут придать смысл любой мелочи из бескрайнего человеческого существования, а в целом – абсурд.

 

А вот что думает по этому поводу Н.Козлов в своей книге «Философские сказки для обдумывающих житье»:

 

«От понимания того, что жизнь бессмысленна, человека спасает только то, что он об этом не думает. Некоторым везет настолько, что они этой проблемы даже не понимают. Но тем, кто понимает и думает, жить хуже. Ощущение бессмысленности существования тоскливо, оно тянет и мучает. И на этом фоне мы живем и пытаемся быть счастливыми…

 

Как известно, с проблемой можно справиться двумя путями: или ее решить, или от нее убежать.

 

Так и здесь – кто-то смысл жизни ищет, а кто-то от переживания ее бессмысленности убегает, раз за разом находя способ отвлечься от пустоты своей жизни и создать иллюзию ее полноты. И боли как будто нет…

 

Самое простое бегство – это погружение в работу или заботы. Тоска по смыслу жизни – есть тоска, невроз, такой же, как тоска по любимому, родине или шоколадным конфетам. А лучшее средство от тоски – быть занятым делом. известно: те, кто замордованы работой, или те, кому необходимо просто выжить, не мучаются проблемой смысла жизни, у них нет на это ни времени, ни сил.

 

Не менее популярен второй путь бегства: погружение в развлечения. Развлечение – это наполнение своей жизни переживательными событиями, не важно, светлыми или жуткими, главное, чтобы поострее и понасыщеннее. Телевизор, алкоголь, посещение выставок, катание на карусели, любовные переживания, книги, драки, разговоры – все это дает наполненность жизни, точнее – ощущение наполненности. Смысла в жизни нет, а жизнь полна.»

 

«Те же, кто хочет жить по-настоящему осмысленно, встают на путь служения. Другого выбора они, по сути, не имеют…

 

Есть большая правда в том, что проблемой смысла жизни мучаются в основном бледные интеллигенты и другие невротики (см. по этому поводу главу о самоубийстве). Правда, мучаясь, этим же они и гордятся, как чертой своей сложной душевной организации вообще и напряженной духовности в частности. А гордиться-то здесь, похоже, особенно нечем.  Потому что эта проблема на самом деле – проблема не духовности, а энергетики. Проблема нехватки жизненной силы. Нехватки – или отсутствия – силы жить дальше.

 

Гордиться поисками смысла жизни – примерно то же, что гордиться интеллигентскими очками, прикрывающими испорченные глаза. Очки говорят не о сильной духовности, а о слабом зрении.

 

Когда Я человека благополучно, когда у него хорошая энергетика и хорошая голова – у него все хорошо и смысл жизни исчезает вместе с исчезновением душевных пустот. Смысл жизни, как психотерапевтический костыль, нужен тем, у кого нет ориентира и особенно не хватает энергетики – кому нужна подпитка извне.

 

Соответственно, желаю вам душевного здоровья и быстрейшего избавления от необходимости в смысле жизни»[34].

 

 

 

6.        Некоторые отсутствие смысла в жизни воспринимают неадекватно, вследствие чего приносят вред себе и обществу. Это и самоубийство, и неумеренный гедонизм, и злоупотребление алкоголем, психотропными веществами ради удовольствия. Да, таким образом можно вывести сознание на качественно новый уровень, а чаще всего просто «вырубить» его, а вместе с ним и себя как личность, свое «Я». Скажем так, это тоже форма реализации смысла, но это путь слабого человека. Смысл, если и открывается, то на такой короткий промежуток, с таким искажением и с такими последствиями, что игра не стоит свеч.

 

У современных гедонистов нет культуры придаваться удовольствиям, основное правило которой – умеренность, наслаждение малым. Это прекрасно знали и Аристипп, и Эпикур. У современных наркоманов нет культуры принимать психотропные вещества, они не умеют обратимо управлять сознанием.

 

А ведь в течение веков люди  использовали  психоактивные  вещества,  чтобы достичь других состояний  сознания и перенестись в  другие  планы  реальности.  (Живое  и  увлекательное  изложение о современном использовании наркотиков  для  целей  такого  рода можно   найти в книге  "Естественное сознание" Эндрью Уила). На   протяжении   истории   лекарства  использовали не только в медицинских целях  или  для  борьбы  с  заболеваниями,   но   также  и  в  религиозных  культах  и  для  достижения просветления. Например, среди американских индейцев,  на западе Соединенных Штатов, обнаружен и хорошо изучен  пейоте  культ.  Кусочки  кактуса пейоте (содержащего вещество мескалин)  проглатывается   для   достижения   религиозных    видений    и  просветления.  Сходные  культы  встречаются  по  всему  миру  и  участвующие в  этих  культах  верят  в  то,  что  наркотические  средства  играют роль коридора для проникновения в другие планы  бытия.

 

Некоторым исследователям психоактивные вещества в развитии человеческой цивилизации представляются столь важными, что рад ученых придерживается следующей теории: технологически развитая европейская цивилизация возникла там, где люди употребляют алкоголь. Эта традиция позднее закрепилась в христианском каноне: вино, говорит Христос, есть кровь моя. Долго выбиравший для Древней Руси религию Владимир Великий не мог игнорировать привычку своего народа: «Веселие на Руси есть пити». И отверг ислам. Кстати, те же ученые считают, что по примеру «алкогольных» существуют цивилизации  «наркотические» (Индия, Азия) и «галлюциногенные» (североамериканские индейцы).

 

  Допуская  правомочность  такой  точки  зрения, можно предположить, что    использование   наркотических   средств  представляет  собой  лишь  один  из  многих  путей,  ведущих  к   раскрытию  других  измерений  реальности, к смыслу. Но это не путь Человека.

 

Что касается умеренного гедонизма, сансары, принятие от жизни всего, что она дает, то в этом можно найти очень глубокий смысл. Существует даже установка, что «сансара – это та же нирвана», то есть, что смысл жизни в ней самой, во всей ее красоте и полноте, во всей ее уродливости и скудности, просто надо искать. Вот неплохое высказывание английского писателя Сомерсета Моэма:

 

Моя цель на земле – испытывать многогранные ощущения, которые дарит мне жизнь, выцеживать из каждого мига все его чувственные богатства.

 

Главное – не остановиться на месте, не «подсесть на иглу» безвылазно. Нужно перевоплощаться, за одну отведенную жизнь прожить десять, попробовать себя в максимуме ролей, увеличить интенсивность «проживания», получать удовольствия из всего, «выцеживать» их из окружающего мира. Человеку свойственна привычка. Умеренность позволяет отодвинуть процесс привыкания и «надоедания». Поэтому удовольствия остаются таковыми, только если чередовать их, разбавляя чувством меры.

 

Спросят тебя: «Как перейти жизнь?»

 

Отвечай: «Как по струне бездну –

 

красиво,

 

бережно и

 

стремительно»

 

Н.Рерих

 

 

 

7.        Служение идее, людям как смысл жизни имеет глубокую гуманистическую основу. Многие жили «общей идеей», видя в ней смысл. Гегель прекрасно все это изложил в своей "Феноменологии духа". Надо признать, правда, что не все идеи гуманистичны. Некоторые в процессе развития претерпевают изменения не в лучшую сторону, отрываются от гуманистической основы. Но сторонники такой идеи, находящие смысл своей жизни в служении, уже не замечают отклонения от первоначального курса, т.к. развиваются вместе с ней и косвенно задействованы. Так появляется фанатизм как реализация смысла жизни. Но вряд ли таким образом можно постигнуть сам смысл. Скорее всего, он ускользнет от человека в тот момент, когда идея начнет отклоняться от своей природы, объективироваться. Я бы не отождествлял его с верой. Вера  - это всегда гармония, а фанатизм – это нежелание прислушаться к реальности.

 

Можно сказать, что служение идее – это та же вера, но уже не связанная с религией, с богом, а имеющая отношение к людям, обществу, науке, творчеству, прогрессу и т.п.

 

 

 

8.      Любовь, общение. Русские философы как никто преуспели на этом пути:

 

«До сих пор одни много знали, но слишком мало любили, другие много любили, но слишком мало знали; но только тот, кто будет много знать и любить, может сделать для человечества что-нибудь истинно прекрасное и великое». 

 

Так размышлял Мережковский и был, по всей видимости, совершенно прав. Вспомним описания д-ра Моуди из предыдущей главы. Его «духи» отметили то же самое – главное для человека реализовать себя в знаниях и в любви. В этом и смысл его жизни. А вспомним произведения Толстого, Достоевского, всей русской классики. Она же так и сквозит идеей человеческого всеединства, любви к ближнему.

 

В любви действительно кроется большая возможность реализовать смысл жизни человека. Это даже наиболее доступный и понятный для нас способ. Не зря его даже Иисус Христос выбрал. Но речь идет не о любви как о чувстве страсти, а о переживании, о сокращении дистанции между ближним, о локте, о общности интересов людей как представителей одного рода. Любовь проявляется через общение. Поэтому душевное общение как феномен любви так же может быть смыслом жизни. Многие находят себя только в постоянной общественной деятельности, в организации чего-либо, т.н. массовики-затейники от Бога.

Информация о работе Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия