Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:23, реферат
Столкновение жизни и смерти - это источник творчества человека. В искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения - в трагедии. Как писал М.Волошин: «Источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течения жизни».
Вступление 3
I. Размышления о жизни и смерти в историческом контексте 4
Восточный подход к жизни человека 4
Человек в античной философии 8
Смысл жизни «по-христиански» 13
Cogito ergo sum 15
«Человек в себе» не познаваем 17
Бунт против разума 19
А стоит ли? 22
Путь «сердца» 26
II. Основные категории и их толкование 28
Жизнь 28
Смерть и ее феномены 31
Смерть - необходимость или неизбежность? 36
Тело-душа-дух 39
Бессмертие 41
III. В поисках смысла 48
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 64
- Что? - спpосили люди, - что же ты молчишь, о мудpейший?
- Забыл... - гоpестно ответил стаpик.
Снарк.
Список использованной литературы
1. Баландин Р.К. Жизнь, смерть, бессмертие?.. – М.:Знание,1992.-(подписная научно-популярная серия «Знак вопроса», №2).
2. Введение в философию. Учебник для ВУЗов. – М., 1990
3. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. – Новосибирск: Наука, 1990.
4. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. – М.: Трансперсональный институт, 96.
5. Домбровский А.И. Рассказы о философах. – М., 1975.
6. Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. М.,1990.
7. Жизнь земная и последующая. - М.: Политиздат, 1991.
8. Жизнь после смерти. /Ред. П.С.Гуревич, - М.: Советский писатель, 1990.
9. Ільїн В.В., Кулагін Ю.І. Філософія (Нариси з історії розвитку філософської думки). – К.,1997.
10. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. –К.:Наукова думка,1980.
11. Калинаускас И. Жить надо! – С.-Пб.,1994.
12. Капра Фритьоф. Дао физики. - Текст можно найти по адресу:http://www.parkline.ru/
13. Карпов М.М. Смысл жизни человека. – Ростов н/Д., 1994.
14. Книга мертвых.//Наука и религия - 1990. - №10.
15. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие//Вопросы философии. – 1994. - №12
16. Коган Л.А. Цель и смысл жизни человека. М.,1984.
17. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье. - М., 1996
18. Красненкова И.П. О жизни и смерти: Достоевский и Джемс - философские параллели. - готовится к печати. Текст можно найти по адресу: http://www.orc.ru/~krasnen/
19. Красненкова И.П. Один на один со смертью. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида. - Текст можно найти по адресу: http://www.orc.ru/~krasnen/
20. Красненкова И.П. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида//Вестник МГУ. - 1998. - сер.12, №6.
21. Красненкова И.П. Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой//Вестник МГУ. – 1997. - сер.12, №3.
22. Купревич В.Ф. Бессмертие сказка?// Наука и религия №9, 1965.
23. Лакс Дж. О множественности человеческой природы//Вопросы философии. – 1992. - №10.
24. Лосев А.Ф.Жизнь//Повести, рассказы, письма. - С.-Пб.:Комплект, 1993.
25. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле//Вопросы философии. – 1990. - №6.
26. Мостицкий И. С того света возвратясь...//Шаг. - 1996 - №2-8.
27. Моуди Р. Жизнь после жизни. Перевод с англ. Исследование феномена жизни после смерти тела. - Москва-Рига, 1991.
28. Мунье Э. Введение в экзистенциализмы. – Париж, 1947.
29. Мюгс С., Рогальская П., Эндрюс Т., Сапфен Р., Паркер Э. Кем Вы были в прошлой жизни, - М.:Рипол,1996.
30. Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М., 1967.
31. Платон. Собрание сочинений в 4-ч тт. - М.:Мысль, 1993.
32. Попович М.В. Рациональность и измерения человеческого бытия. – К.:Сфера, 1997.
33. Проблема человека в западной философии. – М.,1988.
34. Провоторов В. Смерть. – М.:Человек и природа, 1991.
35. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Л.,1990.
36. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века./ред.АФ.Замалеев. – Спб.,95
37. Спиркин А.Г. Философия:Учебник. – М.:Гардарика, 1998.
38. Сумерки богов. (Ницше Ф., Фрейд Э., Камю А., Сартр Ж.-П.). – М., 1989.
39. Тейар де Шарден П. Феномен человека. – М., 1990.
40. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998
41. Хороните? Рановато!//Свободные новости-плюс, - 1994 - № 4
42. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М.:Ось-89, 1997.
43. Ян Хин-шун. Древнекитайская философия. - М.: Мысль, 1972.
Приложения
Три эссе, написанных мною в разные периоды жизни
В перерыве.
Сегодня 20.11.97, 13:00. Я сижу на курсах. Все ушли на обед. А мне есть не хочется. Я сижу возле окна и смотрю на улицу с высоты 5-го этажа. Там за окном идет снежный дождь. Слякоть, лужи, обледеневшие бугорки...
Почему мне нравится такая погода? Не знаю точно. Черные мокрые деревья, грязно-белое небо, потемневшие стены домов, одиноко снующие прохожие... Вроде как и ничего привлекательного...
Я нахожу такую погоду “неконкурентной”. Никуда не хочется спешить, ничего не хочется делать. Впадаю в состояние созерцания природы, жизни, людей... Созерцание никак не связано с мыслительным процессом, нет думанья.
Я, наверное, очень честолюбив, ибо завидую чужим успехам. Отсюда - постоянное стремление (по жизни) самосовершенствоваться, быть лучшим, обгонять других. У Карла Маркса хорошо отработана тема “отчуждения”. Так вот, при профессиональном росте у меня происходит отчуждение от семьи, от природы, от чувств, от жизни, друзей. Я все это воспринимаю не душей, а умом. Но умом нельзя любить, умом нельзя проникнуть в сущность вещей, ведь ум не отдается полностью, он всегда забит интеллектуальным багажом, планами, надеждами...
Но когда заканчивается осень и начинается зима, меня охватывает тотальная апатия, я становлюсь безразличным ко всем своим амбициям, я становлюсь созерцателем. При этом отключается мышление, ум и открывается душа: она дышит, она живет, она любит всё.
И природа в это время максимально открыта. Её экзистенция на поверхности, возьми её, она тоже никуда не торопится. Ты замираешь в единении с ней, достигаешь полной гармонии, соприкасаешься самыми сокровенными участками естества.
Но все это так недолго! Уже через месяц природа залазит под снежное одеяло и прикрывает свою наготу. Весной и летом ей уже не до тебя, она готовится к светской жизни, одевается и кокетничает. Так ты от неё ничего не получишь. Осенью у каждого свои заботы, и свидания бывают крайне редкими, хочется все успеть до мертвого сезона. И только в конце ноября умирает вся эфемерность жизни и наступает умиротворение.
20.11.97, Киев.
Об уровнях восприятия
“Хочу написать об уровнях восприятия различных событий. Возьмем для примера самые очевидные - рождение и смерть. Как мы воспринимаем смерть? (когда-то я хотел собирать высказывания и отношение людей к смерти - но это прошло неисполненным).
Прочитал, что умер Женя Белоусов. Ну и что? Какое я имею к этому отношение? Я воспринимаю это событие лишь информативно, кто-нибудь другой еще прокомментирует: какой молодой был... вот в принципе и все. Мы этого не чувствуем. Грубо говоря, нам наплевать. Умер Булат Окуджава. Я думаю, его смерть многими воспринимается уже по-другому. Не одно поколение выросло на его песнях, и если самого Булата я не знаю, то песни иногда проникают довольно глубоко. Его действительно жаль и возможно, об этом я буду вспоминать несколько дней (как это было, когда умер Гердт). Умирает сосед иван иванович, которого ты знаешь продолжительное время, возможно даже общался лично, короче, живой реальный человек, а не идеализированный певец, актер... Это действительно, может выбить из колеи на некоторое время, может побудить к размышлениям о жизни и смерти, причинах, смыслах и т.д. Это чувствуется.
Когда умирает кто-нибудь близкий, родной, любимый, дорогой, которому ты многим обязан, с которым тебя многое связывало, то уровень восприятия максимальный. Весь эмоциональный мир вовлекается в это переживание, человек может утратить ощущение реальности на довольно продолжительный срок. И даже никогда не вернуться к действительности. Это бывает, когда смерть другого воспринимается как своя собственная. (Вообще, неправильное сочетание - как можно воспринимать свою смерть? Скорее всего, ее вообще нельзя воспринимать, но пусть будет, отдадим дань форме.). Вроде с физиологической, статистической, исторической и прочих точек зрения все эти события равнозначны, но как по-разному их можно воспринимать.
Рождение. Какая-нибудь старая, давно забытая одноклассница родила сына - “Какая радость”! «Да стареем…» – максимум, что можно подумать с этим в связи. Всё Больше никаких переживаний. Когда твоя первая девушка обзаводится животом - ты начинаешь думать, что это мог бы быть ты, но... Несколько дней ходишь под впечатлением. У некоторых сие событие может вызывать зависть, у других злорадство, боль или любое другое чувство - но ЧУВСТВО!.. У твоего брата/сестры появился baby. В доме эйфория на несколько месяцев. Ты принимаешь в переживаниях этого события активное участие. Но оно все равно остается для нас внешним, дополняющим переживанием. Если же ребенок непосредственно твой, то тут уж... Это событие начинает переживаться еще задолго до его происхождения. Праздник длится несколько лет. Он доминирует в твоем сознании все это время. Для некоторых это может быть трагедия, но все равно, рождение собственного ребенка переживается с максимальной глубиной. В основном глубокое переживание какого-либо события отражается внешне, это замечают окружающие.
Есть одно “эзотерическое” упражнение. Называется “бурлящий котёл”. Ты садишься и начинаешь представлять рождение и смерть близких тебе людей с максимальным переживанием. Затем, не теряя степень восприятия событий, ты начинаешь представлять, что ежеминутно на планете умирает и рождается столько-то тысяч людей. Всех их надо воспринимать как максимально близких и родных. Соответственно, переживания увеличиваются на несколько порядков. Но и это не всё. Самые восприимчивые идут дальше. Они подключают весь животный мир, его становление и гибель. Апогеем упражнения являются переживания по поводу ещё и растительного мира. Конечно, это кажется смешным для нас, и подавляющее большинство переживает по-настоящему не более десятка подобных событий в своей жизни.
Не знаю, хотел ли я поднять вопрос о бедности нашего эмоционального мира, о неиспользованных ресурсах психики, но я просто написал то, о чем думал сегодня, в пятницу 13, 1997года.”
О жизни как процессе.
Меня всегда восхищали и повергали в благоговение подготовленность и глубина знаний настоящего Писателя (прежде всего истории и психологии). А с тех пор, как я начал работать журналистом, я еще больше убедился, что за каждой удачной строчкой Писателя стоил не один килограмм прочитанных книг, брошюрок и периодики. Но и это не главное. Историю и философию действительно можно выучить по книжкам. Но чувства! Ведь Писатель пишет о чувствах! И хорошо пишет. Здесь уже необходим опыт, и не сытые ощущения прекрасного, а Ван-Гоговский стимул в виде трагедий, нищеты и лишений. Если знание соединить с чувствами, то получится прекрасный альянс. Ряд учений рассматривают знания как составляющую гармонии, другие, наоборот, считают, что “ни к чему не привязанный мыслью, отрешенный, совсем без желаний, человек совершенства достигнет.”
Если тебя интересует мое мнение, то у меня его, как всегда, нет. Вернее, есть, но оно универсальное для всех философски-психологических вопросов, поэтому, если подходить конкретно, то его нет. Для Петра Пустоты “золотая удача - это когда особый взлет свободной мысли дает возможность увидеть красоту жизни”, для Гребенщикова и его учителей “сансара - это та же нирвана”, Лао-Цзы отождествляет круг и квадрат, для меня смысл жизни в том, чтобы замкнуть на себе целостность мира. У каждого свои формулировки бытия и его сакрального смысла. Эти формулировки могут быть сугубо индивидуальны, и для других казаться сущим бредом, но в чем я абсолютно уверен, так это в том, что во всех формулировках речь идет об одном и том же. Это нельзя сформулировать универсально, но это можно прочувствовать. Мысли, знания, чувства нужны только для того, чтобы дойти до предела мыслей, знаний и чувств. Дальше начинается качественный взрыв. Он универсален. Пути к нему только разные. Вот вкратце мое мнение. Как видишь, оно расплывчато, что когда меня спрашивают “о ваших целях в жизни”, “о смысле” и т.п., то я просто не знаю что отвечать. Если я начну нести весь вышеописанный бред, то мне просто вызовут скорую. Как-то на собеседовании в одном банке меня спросили, какие мои цели в жизни. К тому времени я уже “поехал”, и нормально ответить не мог (например, самореализация, машина, дом, красавица жена, признание...). Сделав страшную гримасу, я сказал, что буду доволен своей жизнью, если мне удастся избегать подобных вопросов. На этом аудиенция закончилась.
Но что меня радует, та это то, что я как-то начинаю определяться, ориентироваться в этом мире - я знаю, чего не хватает мне для спокойного существования в этом мире, и чего не хватает этому миру для существования во мне. Стараюсь достигнуть баланса. На работе некоторые удивляются, как я спокойно переношу конфликты, неприятности и злые шутки в свой адрес. На самом деле я просто обрел равновесие. Если перефразировать Шекспира, то весь мир - это большое шоу, а все люди в нем - зрители. Ну и, конечно же, актеры.
Но вернемся к Писателю, а точнее, к Музыканту или кому угодно. Мы слушаем музыку, наслаждаемся виртуозностью Музыканта и его легкими пассажами. Но в этот момент вряд ли кто-нибудь из слушателей осознает, что Музыкант 7 лет учился в музыкальной школе, играл ежедневно по 5-8 часов гаммы и этюды, потом еще столько же в училище и консерватории. И только после этого он с легкостью играет нам пассажи. Мы платим за это 5 рублей и говорим: “Ах! Как красиво! Молодец!”. Вот в принципе и все, что может получить за свои многолетние труды Писатель, Музыкант, Художник и даже Ассенизатор со стажем, если он делает свое дело безупречно. Но ведь это был бы полный провал, не было бы ни какого смысла, если бы люди перелопачивали груды книг, нот, холстов и дерьма (я, кажется, соблюдаю последовательность) ради четырех слов благодарности и денег, вне зависимости от их количества. Угробить ради признания столько лет, оттачивая пассажи и обороты, совершенствуясь в безупречности и постижении Прекрасного? На мой взгляд, разумнее говорить о Процессе, чем о цели. Именно в Процессе кроется экзистенциальный смысл работы, а цель - это скорее публичная форма нашей жизнедеятельности, чтоб не назвали тунеядцем, платили деньги и оставили в покое. Процесс же - это уже глубоко личное переживание того, что мы делаем. Оно может остаться непризнанным, никогда не принести общественных результатов, но именно через Процесс мы приближаемся к знаменателю бытия, к тому пограничному состоянию, когда уже все универсально - будь то размышление, рисование, укладка кирпичей или занятие любовью. Все дороги ведут к “Внутренней Монголии” (называть ее можно как угодно).
Хорошо, что есть Пелевин, живой носитель философских течений всех времен и народов. Живет себе где-то там в Интернете, пишет рассказы, творчески переосмысливает и сублимирует культуры. Я действительно рад, что я познакомился с его творчеством (и даже “наковырял” несколько десятков его произведений с различных серверов). Хорошо, что есть Гребенщиков, который побывал в Тибете и теперь поет эзотерические песни. Он поет их для себя, ибо наслаждается Процессом, а чужим процессом долго наслаждаться нельзя, для этого существуют цели, поэтому то всем поклонникам Б.Б. рано или поздно его творчество надоедает. Певцы, которые ориентируются на цели, часто меняют свой имидж, работают на публику. Так появляется “попса”.
Информация о работе Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия