Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:23, реферат

Краткое описание

Столкновение жизни и смерти - это источник творчества человека. В искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения - в трагедии. Как писал М.Волошин: «Источник всякого творчества лежит в смертельном напряжении, в изломе, в надрыве души, в искажении нормально-логического течения жизни».

Оглавление

Вступление 3

I. Размышления о жизни и смерти в историческом контексте 4

Восточный подход к жизни человека 4

Человек в античной философии 8

Смысл жизни «по-христиански» 13

Cogito ergo sum 15

«Человек в себе» не познаваем 17

Бунт против разума 19

А стоит ли? 22

Путь «сердца» 26

II. Основные категории и их толкование 28

Жизнь 28

Смерть и ее феномены 31

Смерть - необходимость или неизбежность? 36

Тело-душа-дух 39

Бессмертие 41

III. В поисках смысла 48

Заключение 61

Список использованной литературы 63

Приложения 64

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Высказывания великих о жизни и смерти[38]

 

 

 

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.

 

К. Маркс

 

 

 

 

 

 

 

Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела бренно, душа неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна. Марк Аврелий

 

Смерть ничто для нас, ибо разрушенное бесчувственно, то же, что бесчувственно, ничто для нас. Эпикур

 

Нам надлежало бы собраться и плакать вокруг новорожденного, который идет навстречу стольким бедствиям, и радоваться над тем, кто умер, успокоившись от печалей, и провожать его радостными словами. Эврипид

 

Жизнь - борьба и странствие по чужбине. Марк Аврелий

 

Будем наслаждаться тем, что имеем, не делая никаких сравнений; тому, кого смущает большое чужое счастье, никогда не быть счастливым. Сенека

 

Каждый несчастлив настолько, насколько полагает себя несчастным. Сенека

 

Пути отрешения от прикованности к этой вселенной, освобождения от желаний: 1) отрицания: "я отказываюсь от этого", - и тело и ум повинуются воле; 2) постепенный отказ - через познание, наслаждение, приобретение опыта, проникновения в природу вещей, пока, наконец, не пресытится ум и не освободится от привязанностей. С.Вивекананда

 

Тот, кто контролирует себя и ни к чему не привязан, и кто не интересуется материальными наслаждениями, может через отречение достичь высочайшей совершенной степени свободы. Бхагавад-Гита

 

Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания. Бхагавад-Гита

 

Тот, кто, очистившись посредством разума, решительно контролируя свой ум, отказавшись от предметов чувственного удовлетворения, освободившись от привязанности и ненависти, живет в уединенном месте, мало ест, обуздал свое тело, ум и речь, кто всегда находится в состоянии духовного экстаза, беспристрастен, свободен от ложного эго, ложной силы, ложной гордости, вожделения, гнева и ложного чувства собственности, кто не принимает ничего материального и всегда умиротворен - тот, безусловно, поднялся до самореализации. Бхагавад-Гита

 

Счастливая жизнь - такое существование, которое после беспристрастной и зрелой оценки может быть предпочтено несуществованию. Шопенгауэр

 

В сущности, моя жизнь была не что иное, как тяжкий труд: я могу даже сказать, что за 75 лет моей жизни я провел едва четыре вполне приятные недели. Моя жизнь была подобна постоянно скатывающемуся камню, который нужно было опять и опять поднимать. Гете

 

Достаточно быть добродетельным, чтобы быть счастливым.  Антисфен

 

Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается. Антисфен

 

Смерть не может быть злом, потому что мы не ощущаем ее присутствия. Диоген Синопский

 

Смерть для нас - ничто; ведь все хорошее и плохое заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Эпикур

 

Если держаться правильного знания, что смерть для нас - ничто, то смертность жизни станет для нас отрадна; не оттого, что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от нее отнимется жажда бессмертия. Эпикур

 

Самое ужасное из всех зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.Эпикур

 

Мудрец не уклоняется от жизни и не боится смерти, потому что жизнь ему не мешает, а смерть не кажется злом. Эпикур

 

Мудрецу достаточно себя и он не нуждается в друзьях. Феодор

 

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. Сократ

 

И мне и им давно уже вынесла свой смертный приговор природа. Анаксагор

 

"Между жизнью и смертью нет разницы." - "Почему же ты не умрешь?" - "Именно поэтому." Фалес

 

Для того чтобы жить, как следует, надо иметь или разум, или петлю. Диоген Синопский

 

Пифагор запрещает молиться о себе, потому что в чем наша польза, мы не знаем. Диоген Лаэртский

 

Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь, то в одну, то в другую жизнь. Пифагор

 

Не подтачивать душу заботами и страстями. Пифагор

 

Расставаясь с жизнью, не жалеть о ней и не обольщаться ее усладами. Пифагор

 

Счастлив человек, когда душа у него становится доброю; но в покое она не бывает и ровным потоком не течет. Пифагор

 

Душа облекается в различные виды животных и растений. Эмпедокл

 

Конечная цель - это состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни иной какой-нибудь страстью. Демокрит

 

Душа есть чувство и больше ничего. Протагор

 

Все на свете истинно. Протагор

 

Истинно ничто не существует, а людские поступки руководятся лишь законом и обычаем. Пиррон

 

От всякого воспитания спасайся на всех парусах. Эпикур

 

Большинство людей то бегут от смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится смерти, потому что жизнь ему не мешает, а смерть не кажется злом. Эпикур

 

Конечная цель блаженной жизни - телесное здоровье и душевная безмятежность.Эпикур

 

Бог как существо блаженное и бессмертное ни само забот не имеет, ни другим не доставляет, а поэтому не подвержено ни гневу, ни благоволению. Эпикур

 

Смерть для нас ничто: что разложилось, то нечувствительно, а что нечувствительно, то для нас ничто. Эпикур

 

Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности. Эпикур

 

Неизвестно, где поджидает нас смерть; так будем же ожидать ее всюду. Размышлять о смерти - значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. Монтень

 

Смерть не только избавление от болезней, она – избавление от всякого рода страданий. Монтень

 

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом. М. Аврелий

 

Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь - СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ. Конфуций

 

Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься. Антисфен

 

Проживи незаметно. Эпикур

 

Будьте прохожими. Иисус Христос

 

Смотри внутрь себя. Марк Аврелий

 

Следуйте природе. П. Шаррон

 

Сколько держав даже не подозревают о моем существовании ! Б. Паскаль

 

В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее. И. Гёте

 

Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание

 

...человек родиться, чтобы жить в судорогах беспокойства и летаргии скуки. Ф. Вольтер

 

Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней - это, в сущности, одно и то же. Г. Лессинг

 

Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее. М. Эбнер–Эшенбах

 

Много ли нужно для сохранения памяти о человеке? Час работы мраморщика. А. Карр

 

Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с тяготами жизни. Еврипид

 

Мысль о смерти более жестока, чем сама смерть. М. Боэций

 

Cамоубийца в одно и то же время бывает и очень труслив и очень смел: он не смеет бороться со временем, но не боится вечности. П. Буаст

 

Для того, чтобы судить о действительной важности человека, следует предположить, что он умер, и вообразить какую пустоту оставил бы он после себя: не многие выдержали бы такое испытание. П. Буаст

 

Это боги устроили так, что всякий может отнять у нас жизнь, но никто не в состоянии избавить нас от смерти. Сенека Младший

 

Смерть есть только один шаг в нашем непрерывно развитии. Таким же шагом было и наше рождение, с той лишь разницей, что рождение есть смерть для одной формы бытия, смерть есть рождение в другую форму бытия. Смерть - это счастье для умирающего человека. Умирая, перестаешь быть смертным. Т. Паркер

 

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Лао-цзы

 

Бояться смерти — это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она — величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество — воображать, будто знаешь то, чего не знаешь? Платон

 

Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть? Цицерон

 

Нет ничего в этой жизни ближе нашему сердцу, как умереть возможно скорее. Тертуллиан

 

Старайся этот мир покинуть так,

 

Чтоб без долгов расстаться с пережитым.

 

Из мира, не закончив дел, уйти

 

Не то же ль, что из бани недомытым ? А. Навои

 

Бессмертие животных — в потомстве, человека же — в славе, заслугах и деяниях. Ф. Бэкон

 

Однажды к клазомейцу Анаксогору, поглощенному беседой с друзьями, подошел какой-то человек и сообщил, что оба его сына умерли. Он спокойно сказал : “Я всегда знал, что породил смертных”.

 

Самое лучшее для человека - совсем не родиться, а после этого самое лучшее - скорее умереть. Цицерон

 

Эпитафия: Он старался. Неизв.

 

Жизнь великих людей начинается с момента их смерти. Ж. Арреа

 

Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти. К.Прутков

 

Философ легко торжествует над будущими и минувшими скорбями, но он же легко побеждается настоящими. К.Прутков

 

Моя цель на земле – испытывать многогранные ощущения, которые дарит мне жизнь, выцеживать из каждого мига все его чувственные богатства. С. Моэм

 

 

 

 

 

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

[1] Цит.по: Бхагавадгита. Гл.XVIII.// Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и современной научной критике. – М.,1985

 

[2] Ян Хин-шун. "ДАО ДЭ ЦЗИН"//Древнекитайская философия: в 2-х тт. -М.:Мысль, 1972.

 

[3] Цит.по: Фритьоф Капра. Дао физики.

 

[4]  Ян Хин-шун. "ДАО ДЭ ЦЗИН"//Древнекитайская философия: в 2-х тт. -М.:Мысль, 1972.

 

[5] Платон. "Федон" 64a. Собр. соч. в 4 тт. М.: Мысль, 1993. Т. 2, стр. 14.

 

[6] Платон. "Государство" 486a. Собр. соч... Т. 3, стр. 264.

 

[7] Аристотель. Сочинения. - М.:Мысль,1975.

 

[8] Цит. по: Домбровский А.И. Рассказы о философах. М.1975

 

[9] Цит. по: Домбровский А.И.. Рассказы о философах. М.1975

 

[10] Избранные философские произведения.Т.1. – М.,1955.

 

[11] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление// Антология моровой философии. Кн.3. М.,1972.

 

[12] Шопенгауэр А. Избранные произведения.М.1992. с.183

 

[13] Кьеркегор С. Афоризмы эстетики. Наслаждение и долг. – Киев,1994.

 

[14] Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. Т.1. – М.,1990

 

[15] Там же, Т.2.

 

[16] Дильтей В. Философия жизни. Штутгардт, 1961.

 

[17] Дильтей В. Опыты и размышления//Собрание сочинений.Т.VII.

 

[18] Хайдеггер М. Время и бытие. – М.:Республика, 1993.

 

[19] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде//Сумерки богов. – М.,1989.

 

[20] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.//Сумерки богов. – М.,1989.

 

[21] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Человек и его ценности.Ч.1. – М.,1988

 

[22] Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. – М., Л., 1928-1958, Т.18, с.197.

 

[23] Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990.

 

[24] Там же.

 

[25] Цит.по: Ільїн В.В., Кулагін Ю.І. Філософія (Нариси з історії розвитку філософської думки). – К.,1997, -с.181.

 

[26] Лосев А.Ф. Жизнь//Повести, рассказы, письма. - С.-Пб., 1993.

 

[27] Цит.по: Экзистенциализм//Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998

 

[28] Жизнь после жизни. Раймонд Моуди, Перевод с англ. Исследование феномена жизни

после смерти тела. - Москва-Рига, 1991.

 

[29] "Путь к себе". N 2, 1990

 

[30] Платон. Диалоги. «Апология Сократа».

 

[31] Жизнь после жизни. Раймонд Моуди, Перевод с англ. Исследование феномена жизни

после смерти тела. Москва-Рига, 1991.

 

[32] Здесь и далее ссылка на упомянутую книгу Р.Моуди.

 

[33] Там же. Впечатление одного из переживших клиническую смерть.

 

[34] Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье. - М., 1996, с.75

 

[35] ТРУД Украина, 07.05.99 г., №81

 

[36] А есть еще такая формулировка смысла жизни: «совмещение на нуле точки координатора человека с точкой координатора мира посредством движения целого в целом». Эдакая настройка вселенского прибора.

 

[37] Калинаускас И. Жить надо! – С.-Пб.,1994, с.220

 

[38] Использованы источники: "Жемчужины мысли". - Минск: "Беларусь", 1987

 

"Эмоции ума", В 2-х т. - Симферополь: "Реноме", 1997

 

"Энциклопедия мысли". - Симферополь:"Реноме", 1996

 

"Размышления и афоризмы французских моралистов 16-18 веков".- СПб.: "Terra Fantastica", 1995

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декарт и Бэкон о методах познания.<O:P</O:P

<O:P</O:P

План<O:P</O:P

1. Познание<O:P</O:P

2.Декарт как представитель рационализма.<O:P</O:P

3.Бэкон как представитель материализма.<O:P</O:P

4.Заключение<O:P</O:P

Познание<O:P</O:P

Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:<O:P</O:P

чувственное познание<O:P</O:P

мышление<O:P</O:P

эмпирическое познание<O:P</O:P

теоретическое познание.<O:P</O:P

Выделяют также различные формы познания:<O:P</O:P

познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление)<O:P</O:P

познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).<O:P</O:P

Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства.<O:P</O:P

Информация о работе Философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия