Философия: круг её проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:53, методичка

Краткое описание

Мировоззрение и его исторические типы: миф, религия и философия.
Коренные проблемы и темы философского мировоззрения, структура философского знания, основные философские направления.
Философия в системе культуры. Функции философии и особенности её развития.

Файлы: 1 файл

Габрусь.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

5. Диалектико-материалистическая концепция сознания. Сознание понимается как специфическое чувство отражения реальности, присущее высшей форме реальности. Сознание выступает как идеальное отражение реальности в формах языка – символах, которые формируются в контексте человеческой культуры. Для природных процессов характерен обмен вещества и энергии, с развитием материи и органического мира к этим факторам добавляется информация. С добавлением человека к этим факторам добавляется человеческая деятельность.

В основе проявления сознания лежат 3 фактора: 1. Трудовая деятельность, 2. Коммуникация (общение), 3. Язык (средиальность????). Сознание – продукт естественной эволюции. Сознание – это знание, которое передается другим людям: возможно только в обществе. Сознание – социальный продукт.

Сознание: [познание – процесс получения  информации, переживание – совокупность эмоций, отношение (действие)] – отражение  реальности.

Отражение – более  широкое понятие, чем сознание. Отражение  – свойство материальных систем, при  взаимодействии сохраняющих следы взаимодействия. Отражение – всеобщий атрибут материи.

При переходе к органической природе отражение становится более  сложным понятием. Например: раздражимость  – психическое отражение. Отражение  сознания – рефлексия самосознания. Рассмотрим основные концепции самосознания: 1. Самосознание – это свойство самоотражаемости, 2. Самосознание – высший вид сознания. Сознание присуще высокоразвитым индивидуумам.

В любом акте сознания есть не только отражение объекта, но и отражение отражения. Мы всегда можем переключить наше внимание с самого объекта на его отражение. Это свойство дает возможность человеку сделать предметами внимания не только сами объекты, но и внутренний мир человека. С позиции 2-й трактовки сознание – это способность высокоразвитой личности давать оценку своему внутреннему миру, т.е. сознание присуще исключительно интеллектуалам. Сознание базируется на свойстве самоотражаемости. Некоторые люди (Горький) считают, что писательский талант – это способность следить за своим внутренним миром. Сознание, как внешняя рефлексия, выражается через чувственный образ. Сознание, как самосознание, выражается через абстрактное мышление.

Формы чувственного отражения: 1.ощущения, 2.восприятия, 3.представления : непосредственное отражение реальности.

 Ощущения – результат  воздействия внешних объектов  на органы чувств, элементарная  форма чувственного отражения;  в ощущениях отражаются лишь  отдельные стороны объектов. Восприятия  – это отражение целостного  образа воспринимаемого объекта.  Представления – воспроизведение в памяти объекта, воспринятого раньше.

Существует концепция  иероглифов: ощущения – являются лишь символами. Однако эта концепция  неправильна, т.к. символ – отображение  другой реальности, которая напоминает что-либо из нашей реальности. Например, слово или дорожный знак – это символы.

Формы абстрактного мышления: Рассудок и разум. Рассудок – это  оперирование понятиями по заданной схеме. Разум – это способность  оперировать понятиями, выходящими за пределы заданной схемы. Рассудок и разум – опосредованное (через понятия) отражение реальности. Интеллект – способность оперировать понятиями в рамках рассудка и разума.

Разновидности интеллекта: 1.Животный – предметное мышление, животное может только схватывать отношение  между конкретными вещами, 2.Человеческий – оперирование понятиями на уровне рассудка и разума, 3.Искусственный – логические операции, осуществляемые машиной, 4.Гибридный – мышление по схеме “человек-машина”. 

Сознание также выступает  как единство психических явлений  и физиологических процессов. Сознание характеризуется: познавательными процессами и мнемоническими функциями (память).

Современная наука различает  первичную и вторичную память. Сознание – совокупность “прошлого, настоящего и будущего”. Сознание характеризуется  также целенаправленностью, иррациональностью (т.е. неорганизованность, хаос, беспорядок). Сознание есть абстрактная мысль, реализующаяся в слове. Язык – это система символов, в которых воплощается мышление.

Функции языка: 1.Коммуникативная (общение), 2.Сигнификация (слово – символ, обозначающий предметы), 3.Обобщающая(человек во внутреннем плане может оперировать знаками, обозначающими целый класс предметов), 4. Говорящая (интонация человека играет большую роль), 5. Трансляционная (опыт передается из поколения в поколение).

Сознание, как отражение  реальности в абстрактных символах, есть идеальное отражение, «идеальное есть ни что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней,» - это  известная цитата. Еще одна трактовка  идеального: идеальное закодировано во всех продуктах человеческой деятельности. Идеальное – это вербализированное материальное, т.е. выраженное в абстрактных символах.

Сознание характеризуется  также единством индивидуального  и общественного сознания. Инд. Сознание характеризуется неповторимостью и реализуется в знании, понимании и отношении. Общественное сознание функционирует в религиозном, научном, философском, экономическом сознании. Обществ. Сознание функционирует на 2-х уровнях: а)обыденно психологический, б) теоретико-идеологический.

§5 Проблемы познания

а) проблемы познания в  истории философии. б)структура познавательного  действия.

Раздел философии, который  изучает эту проблематику, называется гносеологией (учение о знаниях). Уже  в глубокой древности люди ставили  вопросы: «как познать мир?», «можно ли вообще познать мир?». Это вторая сторона главного философского вопроса. Может ли бытие правильно быть отражено в сознании? Мышление = бытие? – тождество?

I  а) Скептицизм (пирронизм): древнегреческий философ Пиррон считал, что М¹Б, т.е. истина недостижима. Б) иррационализм: реальность иррациональна, и поэтому непознаваема. В) агностицизм (Д. Юм, Кант): отрицание познаваемости мира; наличие ощущений – единственная истина, доступная человеку; человек не может понять причину ощущений. Ноумены (вещи в себе) – нечто такое, природа чего нам недоступна.

II Познаваемость мира. 

Для материализма бытие  является познаваемым, т.к. практика дает возможность удостовериться в правильности отражения мира. Существует различие в способах познания мира: а) (Бэкон, Фейербах) Сенсуализм : все знание – из опыта; источник знаний – органы чувств; Дж. Локк сформулировал основной принцип сенсуализма: «в разуме нет ничего, чего до этого не было бы в чувствах», б) рационализм: источник познания – это разум (Спиноза, Декарт, Платон), в) Интуитивизм: главный инструмент познания – интуиция (Лопатин, Ницше).

Принципы гносеологии:  1. Признается существование объективного мира, который является предметом  познания, 2.Отвергается кантовское противопоставление вещей в себе и познаваемых явлений, 3.Признается сложный противоречивый характер познавательного процесса, 4.Категория практики, которая понимается как основа познания.

Введение практики в  гносеологию – это заслуга  К. Маркса. Познание при этом понимается как процесс, состоящий из определенной совокупности познавательных действий, которые являются разновидностью социальных действий. Соц. Действия – это дискретный ряд действий, реализуемый в определенном пространстве и времени.

Структура соц. Действия: 1)Субъект, 2)Объект, 3)Цель действия, 4)Средства действия, 5)Результат действия. Соц. Действия бывают: 1) производственные, 2)Социально- политические (выборы, забастовки…), 3)Коммуникативно - идеологические (религиозные,…), 4)Познавательные.

Метафизический материализм считает, что субъект определяет объект. Субъективно-идеологическая гносеология считает, что субъект определяет объект. Диалектико-материалистическая идеология считает, что существует взаимосвязь объекта и субъекта. Практика – совокупность предметно-преобразующих действий людей.

Структура познавательного  действия. Взаимосвязь субъекта и объекта опосредована практикой. Субъект и объект познания не существуют в готовом виде; они определяются уровнем развития общественной практики. Объект познания не есть постоянная величина. Современная техника проникает в такие тонкие структуры материи, которые не были доступны людям как объект познания еще 10 лет назад.  Процесс познания начался с распредмечивания. I Процесс распредмечивания – это выявление свойств предмета в определенных познавательных действиях (перцептивные) (ощущения, восприятия и представления). Параллельно с перцептивными развиваются логические действия – действия, связанные с формированием понятий.  Понятия – первичная и главная форма логических операций. Понятия бывают единичные и общие, положительные и отрицательные, пустые и непустые. Понятия формируются на основе определенных действий.

Формулы абстрагирования  понятий: 1.Идеализация (объект в чистом виде), 2.Изолирующая.

Суждение – это  связь 2-х и более понятий. Человеческая мысль существует в форме суждений. Суждения бывают утвердительными и отрицательными. Умозаключение – это когда из нескольких суждений делаются новые выводы. Суждения могут быть: индуктивными (частноеàобщее) и дедуктивными  (общееàчастное или общееàобщее).

II  Законы логики (логические действия):

  1. Закон тождества  (в ходе рассуждения предмет рассуждения не меняется, нельзя принимать различные мысли за тождественные, а тождественные за различные).
  2. Закон противоречия (два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными).
  3. Закон исключенного третьего (два противоречивых суждения не могут быть одновременно истинными или одновременно ложными. Одно из них истинно, другое – ложно - третьего не дано ).
  4. Закон достаточного основания (любое утверждение должно быть аргументировано).

III  Познавательный процесс предполагает такие чувственные интеллектуальные действия, как сомнение, вера и интуиция.

     Интуиция  – целостное схватывание объекта,  она характеризуется очевидностью и бессознательностью. Интуиция бывает чувственная, сознательная, мистическая, эмоциональная, инженерная.

   После совершения  вышеперечисленных познавательных  действий возникает вопрос о  том, насколько сформировавшаяся  модель предмета соответствует  реальному объекту – это процесс опредмечивания. Тут возникает вопрос: то такое истина? Существует несколько концепций истины:

  1. Субстанциональная (реальность – это истина);
  2. Прагматическая (истина – любое знание, приводящее к успеху);
  3. Конвенциональная (истина понимается как результат договоренности);
  4. Феноменологическая (под истиной понимают соответствие интенционального переживания предмету переживания);
  5. Корреспондентская (истина – это соответствие мысли реальности);

   С диалектико-материалистической  точки зрения истина идеальна, объективна, единство абсолютного и относительного. Абсолютная истина – это объективное знание. Абсолютная истина понимается как констатация единичного факта и как полное исчерпывающее знание по предмету. Относительные истины – это совокупность относительных истин. Истина всегда конкретна. Наиболее общим критерием истины является практика.

§6 Научное познание

  В области научного  познания становится задача поиска  и накопления знаний. Научные  знания имеют свои особенности:

  1. Они должны быть адекватными (объективными);
  2. Они характеризуются системностью;
  3. Научные знания непротиворечивы;
  4. Научные знания должны ориентироваться на практическую реализацию;

 Наука в современном  обществе – это разветвленная  дифференцируемая система знаний.

НАУКА: естественные науки; гуманитарные науки(знания об общественных явлениях); технические науки; интегративные науки (кибернетика).

  Познание – это  цель познавательных действий, но  в науке эти действия ориентированы  на выработку истинных знаний. Субъект познавательных действий в науке – это ученый. В современной науке познавательные действия совершаются коллективными субъектами – научными сообществами (институту, НИИ). 

Субъекта характеризуют:

  1. определенный уровень культуры;
  2. определенные ценности;
  3. определенные нормы и идеалы, а также стили научного мышления. Стиль современной науки  - кибернетический, информационный и компьютерный;
  4. Определенные средства научного познания;
  5. Определенные формы научного познания. Средства научного познания – это материальные структуры, заменяющие человека как мыслящие,  действующие и чувствующие.

 Методы научного  познания – это те или иные  способы приобретения знаний, приближения  к научному объекту. Формы –  это структуры научного знания, которые служат для понимания  истины. Стили научного познания: научные факты, научные гипотезы…

Информация о работе Философия: круг её проблем и роль в обществе